Вариант 99

Вариант 99

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) начало Большого террора
Б) Камчатская экспедиция Витуса Беринга
В) начало правления Ивана Грозного
Г) Генуэзская конференция

1) 1533
2) 1584
3) 1725
4) 1918
5) 1922
6) 1936

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) разорение Москвы Девлет-Гиреем
2) начало строительства Московского метрополитена
3) создание Тройственного Союза

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) государственный террор во времена Ивана Грозного
Б) преобразования Петра I
В) политика Б. Годунова
Г) новое политическое мышление

ФАКТЫ

1) подавление восстания Хлопка
2) подписание договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности
3) гибель Филиппа Колычева
4) учреждение Главного магистрата
5) ссылка боярыни Морозовой
6) вывод советских войск из Австрии

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Казнь Емельяна Пугачёва _______________ (Б)
Варшава Январское восстание _______________ (В)
Антарктида _______________ (Г) 1820-е
_______________ (Д) Столкновение частей РККА с китайскими войсками _______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева
2) 1850-е
3) 1920-е
4) остров Даманский
5) 1770-е
6) КВЖД
7) 1860-е
8) Москва
9) экспедиция Витуса Беринга

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) создание Конституции декабристов
Б) поход Красной Армии на Варшаву в 1920г.
В) борьба с крестоносцами
Г) запуск первой железной дороги в России

УЧАСТНИКИ

1) Александр II
2) М.А. Милорадович
3) Николай I
4) А.Н. Муравьёв
5) М.Н. Тухачевский
6) Александр Невский

6 Прочтите отрывок из работы историка.

«Расположение, или, как тогда говорили, “горячность”, которое подчас публично проявляли к цесаревне гвардейцы, усиливалось ещё и тем, что она казалась им нежной и беззащитной, угнетённой людьми плохими, да к тому ж иностранцами, вроде Бирона или членов Брауншвейгской фамилии.
А между тем в глазах гвардии цесаревна была единственной, у кого в жилах струилась кровь Петра, — да так оно и было! Не только в глазах гвардии, но и народа она была своей, русской.
В гвардейской среде Петра Великого обожали, о нём говорили с восторгом. Списки гвардейцев, тех, кто пошёл ночью <…> года на мятеж, примечательны тем, что состоят на треть из солдат, начавших свою службу ещё при Петре, причём более пятидесяти из них участвовали в Северной войне и Персидском походе. Можно представить себе, как в казармах и на бивуаках такой седоусый дядька рассказывал окружавшим его молодым солдатам о походах с выдающимся полководцем, о его дочери — красной девице, умнице и помощнице, которую они видели вместе с великим царём. А слушатели у ветеранов были благодарные: из трёх сотен будущих мятежников <…> года сто двадцать человек относились к зелёным юнцам, причём семьдесят три из них были рекрутами из крестьян. Пусть не покажется читателю странным, что в гвардии, оплоте русского дворянства, служили простые крестьяне, а также бывшие посадские, разночинцы и даже холопы. Включение их в гвардию, да ещё в первую (самую почётную) роту Преображенского полка, не было случайностью, а явилось следствием целенаправленной кадровой политики правительства императрицы Анны Иоанновны».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В отрывке упомянут военный конфликт, в ходе которого Россия приобрела территории, позднее отданные в ходе дворцовых переворотов.
2. Императрица, о которой идёт речь в отрывке, была свергнута после нескольких лет правления.
3. В тексте упомянут главный фаворит Анны Иоанновны.
4. Войсковые части, о которых идёт речь в отрывке, были созданы Петром I.
5. Мужем императрицы, о которой идёт речь в отрывке, был Пётр III.
6. Современниками упоминаемых в отрывке событий являлись Б.П. Шереметьев и А.Д. Меньшиков.

7 Установите соответствие между деятелями культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

А) Симеон Полоцкий
Б) Андрей Чохов
В) Н.А. Римский-Корсаков
Г) В.Г. Белинский

1) Оружейный инженер периода царствования Петра I.
2) Автор оперы “Псковитянка”.
3) Поэт и богослов, наставник детей царя Алексея Михайловича.
4) Композитор балета “Щелкунчик”.
5) Литературный критик XIX века.
6) Мастер литейного дела, пушечный и колокольный мастер.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите, как красноармейцы называли артиллерийское орудие, в честь которого была выпущена эта монета.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите название соглашений, подписанных в месте, указанном на карте флажком.

10 Напишите название (аббревиатуру) организации, совершившей в августе 1991 года попытку захвата власти в стране, известную как «августовский путч».

11 Прочитайте отрывок из воспоминаний современника и укажите фамилию руководителя государства, дважды пропущенную в отрывке.

«В середине 80-х я, как и Борис Николаевич, как и многие люди в нашей стране, очень верила в него, поддерживала его реформы, радовалась, что страна уходит от жестокой забюрократизированной советской системы. Скоро стало понятно, что генеральный секретарь тормозит перемены, поддается влиянию наиболее реакционных функционеров, … Борис Николаевич не выдержал и выступил с публичной критикой _______________. _______________ ответил ему несправедливо жестоко… Борис ушел со своих партийных постов и стал лидером демократической оппозиции».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Окончательный распад СССР произошёл в 1993 году.
2. Результатом показанных на карте территориальных изменений стало закрытие множества предприятий из-за разрушения экономических связей.
3. Республика, обозначенная на карте цифрой 4, пережила гражданскую войну после выхода из состава СССР.
4. На территориях республик, обозначенных на карте цифрами 5, 6 и 7, в 1990-х гг. произошли межэтнические столкновения.
5. Все республики, отмеченные на карте, вошли в состав СНГ.
6. Республики, обозначенные на карте цифрами 1, 2 и 3, в начале 2000-х гг. вошли в состав Европейского Союза.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического документа.

«Царь же со всеми татарами пошел по Литовской земле мимо Мценска, Любутска и Одоева и, придя, стал у Воротынска, ожидая, что король придет к нему на помощь. Король же не пришел к нему и сил своих не послал – были у него свои междоусобия, воевал тогда Менгли-Гирей, царь перекопский, королевскую Подольскую землю, помогая великому князю. Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку.
И пришли татары, начали стрелять, а наши – в них, одни наступали на войска князя Андрея, другие многие – на великого князя, а третьи внезапно нападали на воевод. Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река. Были же тогда большие морозы, река начала замерзать. И был страх с обеих сторон – одни других боялись. И пришли тогда братья к великому князю в Кременец – князь Андрей и князь Борис. Князь же великий принял их с любовью.
Когда же река стала, тогда князь великий повелел своему сыну, великому князю, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами перейти к себе в Кременец, боясь наступления татар – чтобы, соединившись, вступить в битву с противником. В городе же Москве в это время все пребывали в страхе, помнили о неизбежной участи всех людей и ни от кого не ожидали помощи, только непрестанно молились со слезами и воздыханиями Спасу-вседержителю и господу богу нашему Иисусу Христу и пречистой его матери, преславной Богородице. Тогда-то и свершилось преславное чудо пречистой Богородицы: когда наши отступали от берега, татары, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали. А наши, думая, что татары перешли реку и следуют за ними, пришли в Кременец. Князь же великий с сыном своим и братией и со всеми воеводами отошел к Боровску, говоря, что “на этих полях будем с ними сражаться”, а на самом деле слушая злых людей – сребролюбцев богатых и брюхатых, предателей христианских и угодников басурманских, которые говорят: “Беги, не можешь с ними стать на бой”. Сам дьявол их устами говорил, тот, кто некогда вошел в змея и прельстил Адама и Еву. Вот тут-то и случилось чудо пречистой: одни от других бежали, и никто никого не преследовал».

13 Назовите упомянутого в тексте великого московского князя (А). Укажите год, когда произошли описанные в отрывке события (Б). Укажите, главой какого государства являлся упомянутый в отрывке Ахмат (В).

14 По какой причине Литовский король не помог хану Ахмату? (А). В чём, по мнению автора, заключалось чудо, разрешившее исход противостояния русских с татарами (Б). Укажите название периода русской истории, который завершился в результате описанных в отрывке событий (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите название усадьбы, в которой родился и в которой был похоронен русский писатель, изображённый на марке. Напишите название города, в обороне которого от англо-французских войск принимал участие этот писатель.

16 Какой из представленных ниже художественных фильмов снят по мотивам произведения, автором которого является писатель, изображённый на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот художественный фильм. Укажите десятилетие, события которого отражены в данном произведении.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Русские войска будут упорно оборонять район [города]. Они заняли высоты на восточном берегу Дона и на большую глубину оборудовали здесь позиции.
Следует считаться с тем, что они, возможно, сосредоточили силы, в том числе танковые бригады, для организации контратак. Поэтому войска при переправе через Дон могут встретить сопротивление с фронта и сильные контратаки в сторону нашего северною фланга. Возможно, что в результате сокрушительных ударов последних недель у русских уже не хватит сил для оказания решительного сопротивления, 6-я армия имеет задачей овладеть перешейком между Волгой и Доном севернее железной дороги и быть готовой к отражению атак противника с востока и севера».

Б)

«Наступил ноябрь. Наши войска начали усиленно готовиться к контрнаступлению. Возвращаясь из тыла, наши солдаты рассказывали о всё новых и новых орудиях, установленных в нашем тылу. Приедут пушкари, окопаются, создадут запас снарядов, раза два пульнут, пристреляются и как в воду канут до поры до времени. Поговаривали, что до 300 орудий было установлено на каждом километре фронта, и у каждого своя конкретная цель.
И вот в ночь с 18 на 19 ноября во всех частях и подразделениях до каждого бойца было доведено обращение Сталина. В восемь часов утра по сигналу залпа “катюш” войска Сталинградского фронта перешли в наступление.
Артподготовка длилась час, все орудия вели непрерывный огонь, стволы пушек поливали водой. К вечеру 20 ноября мы овладели высотой 145,5. После артподготовки она стала чёрной, снега на ней не осталось».

18 В 1556 году на карте Европы появилось новое государство – Речь Посполитая. Укажите три любых последствия данного исторического события для российской истории.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ПАРАД СУВЕРЕНИТЕТОВ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в культуре России в XVI и XVII веках по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Экономическая и военная отсталость от западноевропейских стран в Новое время подталкивала правителей некоторых монархий использовать европейский опыт, проводя широкие модернизационные реформы в общественной и культурной жизни, армии и экономике, направленные на вестернизацию своих государств. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что такие реформы позволяли значительно укрепить эти государства: один аргумент для России и один – для другого государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.