Вариант 98

Вариант 98

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) принятие Павловского закона о престолонаследии
Б) убийство Столыпина
В) победа И.В. Сталина над объединенной оппозицией
Г) Люблинская уния

1) 1569
2) 1714
3) 1797
4) 1911
5) 1922
6) 1927

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) оборона Козельска
2) ядерный удар по Хиросиме
3) начало Висло-Одерской операции

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) внешняя политика Екатерины II
Б) русско-турецкая война 1877-1878
В) послевоенное мироустройство
Г) сопротивление власти большевиков

ФАКТЫ

1) Потсдамская конференция
2) Тегеранская конференция
3) осада Плевны
4) покушение Ф. Каплан на В.И. Ленина
5) подписание Георгиевского трактата
6) дело Засулич

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Москва Воцарение Ивана Грозного _______________ (А)
_______________ (Б) Взятие русскими войсками турецкой крепости 1790-е
_______________ (В) Казнь Степана Разина _______________ (Г)
Камчатка _______________ (Д) _______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) экспедиция Витуса Беринга
2) экспедиция Семёна Дежнёва
3) Болотная площадь
4) Ходынское поле
5) Анапа
6) 1670-е
7) Измаил
8) 1720-е
9) 1540-е

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) присоединение Левобережной Украины к России
Б) создание Московского университета
В) введение золотого стандарта
Г) Первая мировая война

УЧАСТНИКИ

1) С.Ю. Витте
2) А.А. Брусилов
3) Б.М. Хмельницкий
4) И.И. Шувалов
5) А.Х. Бенкендорф
6) И.С. Мазепа

6 Прочтите отрывок из воспоминаний члена политбюро ЦК КПСС.

«Целину начали осваивать преждевременно. Безусловно, это была нелепость. В таком размере — авантюра. Я никогда не был против освоения целины, хотя Хрущёв меня обвинил главным противником целины. Но я с самого начала был сторонником освоения целины в ограниченных масштабах. Вот у тебя миллион рублей, больше нет, так отдать их на целину или уже в обжитые районы, где возможности имеются? Я предлагал вложить эти деньги в наше Нечерноземье, а целину поднимать постепенно. Разбросали средства − и этим немножко, и тем, а хлеб хранить негде, он гниёт, дорог нет, вывезти нельзя.
Хрущёв сразу: «О, ты против целины!» — «Да позволь, почему против целины, но надо ж рассчитать всё-таки, как же можно государственные дела так делать?»
А Хрущёв нашёл идею и несётся, как саврас без узды! Стал размахиваться, чуть ли не сорок или сорок пять миллионов гектаров целины отгрыз, но это непосильно, нелепо и не нужно, а если бы было пятнадцать или восемнадцать, вероятно, вышло бы больше пользы. Больше толку.
Я был против совнархозов и написал письмо в политбюро, что это дело не подготовлено. Но в нашей группе не было единства, не было никакой программы. Мы только договорились его снять, а сами не были готовы к тому, чтобы взять власть».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Упомянутый в отрывке политический деятель также был известен своей кукурузной авантюрой.
2. В отрывке упоминается политика, начатая в конце 60-х годов XX века.
3. Период правления упомянутого в отрывке политика вошёл в историю как период застоя.
4. Земли, о которых идёт речь в отрывке, преимущественно находились на территории современного Северного Казахстана.
5. В конце отрывка упомянут заговор, вошедший в историю как выступление “антипартийной группы”.
6. Автор отрывка не одобряет деятельность Хрущёва.

7 Установите соответствие между деятелями культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

А) И.С. Тургенев
Б) Н.В. Гоголь
В) А.Н. Островский
Г) А.С. Грибоедов

1) Автор сборника малороссийских рассказов.
2) Деятель культуры написал пьесу “Вишнёвый сад”.
3) Деятель культуры известен своей карьерой на дипломатической службе.
4) Драматург, автор пьесы-сказки “Снегурочка”.
5) Автор романа, главный герой которого – революционер Павел Корчагин.
6) Автор романа “Дворянское гнездо”.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите фамилию конструктора – автора оружия, изображённого в нижней части марки.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Напишите название (аббревиатуру) железнодорожной магистрали, обозначенной на карте цифрами 5.

10 Укажите номер, которым на карте обозначена гидроэлектростанция, построенная в 1930-е годы, и ставшая одним из символов индустриализации СССР.

11 Прочитайте отрывок из выступления руководителя СССР и укажите название процесса, дважды пропущенное в отрывке.

«Товарищ! Раньше чем перейти к конкретному вопросу о наших затруднениях на хлебном фронте, разрешите коснуться некоторых общих вопросов, имеющих теоретический интерес и всплывших здесь во время прений на пленуме. Прежде всего, общий вопрос о главных источниках развития нашей индустрии, о путях обеспечения нынешнего темпа _______________…
В капиталистических странах _______________ обычно происходила, главным образом, за счет ограбления чужих стран, за счет ограбления колоний или побежденных стран, или же за счет серьёзных более или менее кабальных займов извне. Вы знаете, что Англия сотни лет собирала капиталы со всех колоний, со всех частей света и вносила, таким образом, добавочные вложения в свою промышленность. Этим, между прочим, и объясняется, что Англия превратилась одно время в “фабрику мира”. Вы знаете также, что Германия развила свою индустрию, между прочим, за счет пятимиллиардной контрибуции, взятой у Франции после франко-прусской войны.
Наша страна тем, между прочим, и отличается от капиталистических стран, что она не может, не должна заниматься грабежом колоний и вообще ограблением чужих стран. Стало быть, этот путь для нас закрыт… Но где главные источники этого накопления? Их, этих источников, как я уже говорил, два: во-первых; рабочий класс, создающий ценности и двигающий вперед промышленность; во-вторых – крестьянство».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. На карте обозначен город, в котором расположен крупнейший в СССР завод по выпуску легковых автомобилей.
2. Цифрой 4 на карте обозначена крупнейшая по установленной мощности электростанция, расположенная вблизи населённого пункта, в котором находился в ссылке В.И. Ленин.
3. Металлургический комбинат в городе, который указан на карте на территории Урала, введён в эксплуатацию в 1950-х годы.
4. Цифрой 3 на карте обозначена территория Кузнецкого угольного бассейна.
5. Цифрой 2 на карте обозначена основной регион нефтедобычи на территории Западной Сибири.
6. Буквой А на карте обозначен город, в котором в 1931 году началось строительство метрополитена.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического документа.

«В самом начале царствования Нашего, признав необходимым привести Отечественные Наши Законы в ясность и твёрдый порядок, повелели Мы прежде всего собрать и издать их в полном их составе, и потом из сего общего состава, отделив одни действующие ныне в Империи Нашей законы, соединить их в правильный и единообразный Свод, и изложить их в точной их силе, без всякого в существе их изменения, на том самом основании, какое ещё в 1700 г. положено было Петром Великим.
Первое из сих предназначений исполнено.
Ныне, при помощи Божией, семилетними непрерывными трудами, под собственным ведением Нашим, совершилось и второе.
Все законы, начиная от 1649 года в течение 183 лет изданные, и при разнообразных изменениях времени сохранившие поныне силу их и действие, быв разобраны по родам их и отделены от всего, что силою последующих узаконений отменено, все, исключая постановлений военных и морских и некоторых других, ниже сего поименованных, сведены в единообразный состав, соединены в одно целое, распределены в Книги по главным предметам дел правительственных и судебных.
Всё, что впредь состоится, будет по порядку тех же Книг и с указанием на их статьи распределяемо в ежегодном Свода продолжении, и таким образом состав законов, единожды устроенный, сохранится всегда в полноте его и единстве.
Сего требовали первые, существенные нужды Государства: правосудие и порядок управления.
Правительствующий Сенат не оставит учинить к исполнению сего все нужные распоряжения».

13 Укажите автора данного документа (А). Укажите, какое событие произошло в день его восшествия на престол (Б). Назовите реформата, работавшего над реформой, о которой идёт речь в отрывке (В).

14 Укажите государственную задачу, о необходимости решения которой пишет автор (А). Укажите достигнутый за 7 лет непрерывной работы, о которой пишет автор, результат (Б). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите год, когда произошла битва, юбилею которой посвящена марка. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16 Какой из представленных ниже архитектурных памятников был создан в том же веке, когда произошло событие, которому посвящена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот архитектурный памятник. Назовите правителя России в период, когда произошло событие, которому посвящена марка.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Сегодня, 5 августа, войска Брянского фронта при содействии с флангов войск Западного и Центрального фронтов в результате ожесточенных боев овладели городом Орел.

Сегодня же войска Степного и Воронежского фронтов сломили сопротивление противника и овладели городом Белгород.

Сегодня, 5 августа в 24 часа столица нашей Родины – Москва будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Орел и Белгород, двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий…»

Б)

«В ночь с 10 на 11 июля Центральный и Воронежский фронты докладывали Москве о ситуации у себя ежечасно. Всем становилось ясным, что приближается кульминация. 5-я танковая армия Ротмистрова полностью подчинена Ватутину и, согласно его приказу, размещена вечером 9 июля к северо-западу от Прохоровки. Ватутину же передаётся из Степного фронта 5-я гвардейская армия генерала Жадова. Двигаясь ночью, она прошла более ста километров к реке Псёл и разместилась между Обоянью и Прохоровкой, готовая уже ранним утром умереть на своём рубеже. Важным обстоятельством было то, что Ватутин 10 июля, вопреки яростным атакам немцев в направлении Обояни, ощутил перегруппировку немцев и изменение ими главной линии продвижения. Немцы уже продвинулись сквозь советские оборонительные линии более чем на тридцать километров, они меняют центр наступательной инициативы, они сдвигаются восточнее – к Прохоровке».

18 Со смертью Ярослава Мудрого на Руси начинается период усобиц, который со смертью Мстислава Великого в 1132 году привёл к окончательному распаду Руси на отдельные княжества. Укажите:

а) причину (предпосылку) данного решения, связанную с экономическим фактором
б) причину (предпосылку) данного решения, связанную с правовой системой Руси
в) причину (предпосылку) данного решения, связанную с положением боярского сословия

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ТУШИНСКИЙ ВОР». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях внешней политики Петра I на северном и южном направлениях по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В XIX веке и первой половине XX-го во многих европейских государствах набирают оборот революционные движения. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что внутренние революционные движения в этот исторический период привели к существенному реформированию государственного устройства России и Австрии: один аргумент для России и один – для Австрии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.