Вариант 97

Вариант 97

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) поражение русской армии под Мукденом
Б) начало царствования Алексея Михайловича
В) отправка “философского парохода”
Г) отмена подушной подати

1) 1613
2) 1645
3) 1710
4) 1897
5) 1905
6) 1922

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) инаугурация первого Президента РФ
2) расстрел адмирала Колчака
3) англо-бурская война

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) реакция власти на убийство Александра II
Б) межпартийная борьба в российской революционной среде в 1918 г.
В) политика «военного коммунизма»
Г) Крымская война

ФАКТЫ

1) убийство Мирбаха в Москве
2) введение продразвёрстки
3) издание манифеста “О Незыблемости самодержавия”
4) битва на реке Альме
5) начало сплошной коллективизации
6) кодификация законов Российском империи

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Начало “Хованщины” _______________ (Б)
Аляска _______________ (В) 1860-е
Беловежская пуща Подписание договора о создании СНГ _______________ (Г)
_______________ (Д) _______________ (Е) 1620-е

Пропущенные элементы:

1) окрестности Нижнего Новгорода
2) 1680-е
3) Москва
4) 1990-е
5) продажа территории иностранному государству
6) 1600-е
7) освоение региона русскими путешественниками
8) Коломна
9) начало работы крупнейшей ярмарки в России

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) освобождение Москвы от польско-литовских интервентов
Б) расширение территории древнерусского государства
В) подавление антибольшевистского восстания моряков Кронштадта
Г) русско-турецкая война 1787-1791 годов

УЧАСТНИКИ

1) Олег Вещий
2) М.Н. Тухачевский
3) К. Минин
4) Ф.Ф. Ушаков
5) Ярослав Осмомысл
6) А.В. Колчак

6 Прочтите отрывок из исторического документа.

«1) Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу, то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём через Губернского Дворянского Предводителя к Министру Внутренних Дел…

4) Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землёю отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Издание документа, из которого взят отрывок, стало причиной присвоения издавшему документ императору прозвища Освободитель.
2. император, издавший данный документ, взошёл на престол в результате дворцового переворота.
3. Согласно документу, из которого взят отрывок, все крестьяне государства становились лично свободными подданными.
4. Современником издания документа, из которого взят отрывок, был А. А. Аракчеев.
5. К периоду правления императора, издавшего данный документ, относится деятельность Негласного комитета.
6. В период правления императора, к которому относится издание документа, Россию называли “жандармом Европы”.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) театр “Современник”
Б) театр “Сатирикон”
В) журнал “Крокодил”
Г) плакат «Ты записался добровольцем?»

1) Главным действующим лицом многие годы являлся А. Райкин.
2) Автор памятника культуры – Д.С. Моор.
3) Автор памятника культуры – Ю. Никулин.
4) Творческие карикатуры в резкой сатирической форме отражали политические события.
5) Руководителем много лет была Г. Волчек.
6) Руководителем и главным автором долгое время был М. Жванецкий.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите, какой подвиг совершил лётчик, изображённый на марке.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите название нефтепровода, по которому уральская и поволжская нефть, начиная с 1964 года, подаётся в страны Европы.

10 Напишите букву, которой на карте обозначены советские полигоны для испытания ядерного оружия.

11 Прочитайте отрывок из выступления руководителя государства и укажите дважды пропущенное в тексте название руководящего органа (аббревиатуру).

«Нам, товарищи, надо хорошо понять, насколько ответственные задачи выдвигают в этом плане современные условия. Возьмите хотя бы вопрос о соревновании с капитализмом. Это соревнование имеет разные формы. С задачей догнать и перегнать капиталистические страны по производству отдельных видов продукции мы во многих случаях справляемся успешно. Вот, например, сталь — мы уже преодолели заветный рубеж в 100 млн. тонн. Наверняка не составит такой уж сложной проблемы и достичь нынешних американских показателей — 120–125 миллионов. Неплохо обстоит дело и по некоторым другим видам продукции.
Но конечный результат соревнования с капитализмом определяется иным показателем. Коренной вопрос это не только сколько ты произвел, но и какой ценой, то есть какими затратами общественно необходимого труда. В.И. Ленин подчеркивал, что именно этим определяется, в конечном счете, экономическое превосходство той или иной системы хозяйства, победа нового общественного строя. Именно в этой области находится центр тяжести соревнования двух систем.
Все это — вещи очевидные. Вопрос в том, как добиться решения этих больших и сложных задач, поставленных в повестку дня всем ходом нашего развития.
На Пленуме ЦК _______________ мы говорили в этой связи о необходимости ускорения научно-технического прогресса, широкого и своевременного внедрения его достижений в производство. Мы ведем подготовку к Пленуму ЦК _______________, который специально рассмотрит вопросы ускорения научно-технического прогресса».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В битве, обозначенной на карте цифрой 1, российская армия одержала победу.
2. Обозначенная римской цифрой II территория отошла к России после войны.
3. Во время войны, которой посвящена карта, Россия не имела союзников.
4. На момент начала войны Россия официально считалась империей.
5. В начале войны русская армия потеряла значительную часть артиллерии.
6. При императоре, ведшем войну, которой посвящена карта, произошёл Персидский поход.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из сочинения историка.

«С тех пор Владимир непрерывно обращал свою деятельность на ограждение русской земли от половцев. В 1101 году Владимир поднял князей против них, но половцы, услышав о сборах русских князей, одновременно от разных орд прислали просьбу о мире. Русские согласились на мир, готовые наказать половцев за первое вероломство. В 1103 году этот мир был нарушен половцами, и Мономах побудил русских князей предпринять первый наступательный поход на половецкую землю соединенными силами. В летописи этот поход описан с большим сочувствием, и видно, что он сделал впечатление на современников. Киевский князь со своею дружиною и Владимир со своею сошлись на Долобске (на левой стороне Днепра близ Киева). Князья совещались в шатре. Святополкова дружина была против похода. Тогда раздавались такие голоса: «Теперь весна, как можно отрывать смерда от пашни; ему надобно пахать».

Но Владимир на это возразил: «Удивительно, что вы не жалеете смерда, а жалеете лошадь, на которой он пашет. Начнет смерд пахать, прибежит половчин и отымет у него лошадь, и его самого ударит стрелою, и ворвется в село, и жену и детей его возьмет в полон». Дружина Святополкова ничего на это не могла возразить, и Святополк сказал: «Я готов».

«Ты много добра сделаешь», – сказал ему на это Мономах. После долобского совещания князья стали приглашать черниговских князей принять участие в походе, а за ними и других князей. Давид послушался, а Олег отговорился нездоровьем. Он неохотно ссорился с половцами, которые помогли ему взять Чернигов, и, быть может, рассчитывал, что дружба с ними пригодится ему и его детям. Прибыл со своей дружиной полоцкий князь Давид Всеславич, прибыли и некоторые другие князья. Русские шли конные и пешие: последние на ладьях по Днепру до Хортицы. После четырехдневного пути степью от Хортицы на урочище, называемом Сутень, русские 4 апреля встретили половцев и разбили их наголову. Половцы потеряли до двадцати князей. Один из их князей Белдюзь попался в плен и предлагал за себя большой выкуп золотом, серебром, лошадьми и скотом, но Владимир сказал ему: «Много раз поставляли вы с нами договор, а потом ходили воевать русскую землю; зачем ты не учил сынов своих и род свой не преступать договора и не проливать христианской крови?» Он приказал затем убить Белдюзя и рассечь по членам его тело. Русские набрали тогда много овец, скота, верблюдов и невольников.

 В 1107 году воинственный Боняк и старый половецкий князь Шарукан задумали отомстить русским за прежнее поражение, но были разбиты наголову под Лубнами. В 1109 году Владимир посылал воеводу Димитрия Иворовича к Дону: русские нанесли большое разорение половецким вежам. За это на другой год половцы опустошили окрестности Переяславля, а на следующий Владимир опять с князьями предпринял поход, который более всех других облекся славою в глазах современников … Весной Владимир с сыновьями, киевский князь Святополк со своим сыном, Ярослав и Давид с сыном на второй неделе поста отправились к Суле, перешли через Псёл, Ворсклу и 23 марта пришли к Дону, а 27 в страстной понедельник разбили наголову половцев на реке Сальнице и воротились обратно со множеством добычи и пленников. Тогда, говорит летопись, слава о подвигах русских прошла ко всем народам: грекам, ляхам, чехам и дошла даже до Рима. С тех пор надолго половцы перестали тревожить русскую землю».

13 Назовите образ жизни, который вёл упомянутый в отрывке народ – противник русских (А). Напишите, что впервые побудил совершить других русских князей Владимир Мономах (Б). Напишите название города, в котором правил упомянутый в отрывке князь Святополк (В).

14 Почему Владимир не согласился принять выкуп от пленённого половецкого князя и сохранить ему жизнь? (А). По каким причинам не все князья участвовали в совместных походах против половцев? (Б). Каковы итоги борьбы Владимира Мономаха против половцев? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Назовите правителя, присоединивший город, в честь которого выпущена данная памятная монета, к Московскому государству. Укажите год, когда произошло это событие.

16 Какой из представленных ниже архитектурных памятников находится в городе, которому посвящена данная памятная монета? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот архитектурный памятник. Укажите архитектурный тип этого сооружения.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«Это новое немецкое наступление не застало наши войска врасплох. Они были готовы не только к отражению наступления немцев, но и к нанесению мощных контрударов.
Ценой огромных потерь в живой силе и технике противнику удалось лишь вклиниться в нашу оборону. В ожесточённых боях наши войска измотали и обескровили отборные дивизии немцев и последующими решительными контрударами не только отбросили врага и полностью восстановили положение, занимавшееся ими до 5 июля, но и прорвали оборону противника, продвинувшись в сторону Орла от 15 до 25 километров…
Тем самым разоблачена легенда о том, что немцы летом в наступлении всегда одерживают успехи, а советские войска вынуждены будто бы находиться в отступлении».

Б)

«Я решил, как только позволят условия погоды, провести операцию „Цитадель“ – первое наступление в этом году.
Этому наступлению придаётся решающее значение. Оно должно завершиться быстрым и решающим успехом…
Цель наступления – сосредоточенным ударом, проведенным решительно и быстро силами одной ударной армии из района Белгорода и другой из района южнее Орла, путем концентрического наступления окружить находящиеся в районе Курска войска и их уничтожить».

18 12 марта 1947 года президент США Гарри Трумэн издал доктрину, предполагавшую сдерживание СССР, которая положила начало “Холодной войне”. Укажите:

а) причину начала “Холодной войны”, связанную с победой во Второй мировой войне
б) причину начала “Холодной войны”, связанную с технологическим развитием
в) причину начала “Холодной войны”, связанную с внешней политикой СССР

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ВИРА». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях во взглядах большевиков и декабристов по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Экономически развитые государства в XX веке часто использовали экономические инструменты для включения стран «третьего мира» в орбиту своих политических и военных интересов. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение этого утверждения: один аргумент для СССР и один – для США. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.