Вариант 96

Вариант 96

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) пожалование Екатериной II казакам земли на Кубани
Б) победа Василия II в Феодальной войне
В) Фултонская речь У. Черчилля
Г) начало строительство Беломорканала

1) 1453
2) 1514
3) 1792
4) 1931
5) 1943
6) 1946

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) заключение Туркманчайского мирного договора
2) создание “Слова о полку Игореве”
3) приход к власти Адольфа Гитлера

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) деятельность Ивана III
Б) политика Ивана Грозного
В) усиление власти большевиков
Г) иностранная интервенция во время Гражданской войны

ФАКТЫ

1) захват японскими войсками Порт-Артура
2) сражение на реке Альме
3) присоединение Твери к Москве
4) захват англичанами Архангельска
5) первый Земский собор
6) подавление выступления левых эсеров в Москве

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Грозный Штурм города федеральными войсками _______________ (А)
Берёзов _______________ (Б) 1720-е
_______________ (В) Расстрел императорской семьи _______________ (Г)
_______________ (Д)  основание крепости русскими войсками _______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) Екатеринбург
2) 1760-е
3) 1990-е
4) Моздок
5) ссылка Меншикова Петром II
6) Севастополь
7) 1910-е
8) предательство гетмана Мазепы
9) 1830-е

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) битва на реке Воже
Б) поход русов на Византию
В) разгром генетики как «лженауки» на сессии ВАСХНИЛ
Г) Азовские походы

УЧАСТНИКИ

1) Франц Лефорт
2) Олег Вещий
3) Владимир Андреевич Храбрый
4) Т.Д. Лысенко
5) Ф.Э. Дзержинский
6) Василий II Тёмный

6 Прочтите отрывок из документа.

«Что касается до нас, одно любопытство видеть Наполеона и быть очевидными свидетелями некоторых подробностей свидания двух величайших монархов в мире — несколько развлекли чувства наши; но тем и ограничивалось всё наше развлечение. Общество французов нам ни к чему не служило; ни один из нас не искал не только дружбы, даже знакомства ни с одним из них, невзирая на их старание — вследствие тайного приказа Наполеона — привлекать нас всякого рода приветливостями и вежливостью. За приветливости и вежливость мы платили приветливостями и вежливостью — и всё тут…
Я не буду описывать свидания, сменившего на другой день первое свидание; это значило бы повторять мною сказанное. Разница между ними состояла в том только, что в последнем участвовал король прусский, что некоторые из особ свиты императора уступили места свои на барке другим особам и что российский государь и прусский король приглашены были на жительство в Тильзит».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В период, к которому относится отрывок, императором России был Николай I.
2. Современником событий, описанных в отрывке, был А. В. Суворов.
3. Событиям, описанным в отрывке, предшествовала битва при Фридланде.
4. Российский император, упомянутый в отрывке, создал в России военные поселения.
5. Результатом описанных в отрывке событий стало присоединение России к континентальной блокаде Великобритании.
6. К войне, завершившейся договором, о подписании которого идёт речь в отрывке, относится сражение при Гросс-Егерсдорфе.

7 Установите соответствие между деятелями культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

А) М.И. Глинка
Б) В.И. Немирович-Данченко
В) Никита Михалков
Г) Сергей Михалков

1) Автор текста гимна РФ.
2) Режиссёр популярных комедий советского периода.
3) Русский композитор, автор оперы “Жизнь за царя”.
4) Русский и советский театральный режиссёр, один из основателей МХАТ.
5) Автор оперы “Борис Годунов”.
6) Режиссёр кинофильма “Двенадцать”.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите фамилию американского президента – участника международной конференции, которой посвящена марка.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите город, обозначенный на карте цифрой 2.

10 Укажите год основания города, обозначенного на карте цифрой 4.

11 Прочитайте текст русского историка и напишите имя, пропущенное в тексте.

«Когда король, пройдя литовские болота, в июле 1708 г. занял Могилев, Петру предстояло не допустить, чтобы Карл, истративший без толку весь 1707-й год, соединился со своим генералом Левенгауптом, везшим из Ливонии военные припасы и продовольствие Карлу, которому было нечего есть и нечем стрелять. Соединившись с Левенгауптом, Карл был бы непобедим. Но направлявшийся к Смоленску король круто повернул на юг в хлебообильную Малороссию, где его ждал бесполезный предатель Петра гетман _______________, и головой выдал Петру Левенгаупта, который 28 сентября был разбит при деревне Лесной на Соже 14 тысячами русских и потерял две трети своей 16-тысячной дивизии со всем, что вез королю, в том числе и шведскую непобедимую самоуверенность. Полтавская победа на Ворскле была одержана под Лесной на Соже: после сам Петр признавал Лесную матерью Полтавской баталии, случившейся ровно девять месяцев спустя. Стыдно было проиграть Полтаву после Лесной. Я не берусь судить о стратегическом достоинстве того крутого поворота, каким был поход Карла от Могилева на юго-восток к Полтаве. Тогда толковали, что Украина манила к себе Карла обилием продовольствия, недостатком укреплений, близостью к Крыму и Польше, надеждой найти в казаках сильное подкрепление и с их помощью безопасно пробраться к Москве, куда он не решался пробиться сквозь царские войска через Смоленск».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В битве, обозначенной на карте цифрой 1, российская армия одержала победу.
2. Обозначенная римской цифрой II территория отошла к России после войны.
3. Во время войны, которой посвящена карта, Россия не имела союзников.
4. На момент начала войны Россия официально считалась империей.
5. В начале войны русская армия потеряла значительную часть артиллерии.
6. При императоре, ведшем войну, которой посвящена карта, произошёл Персидский поход.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из сочинения историка.

«С достоверностью можно сказать, что, подобно всем северным европейским народам, и русский только с христианством получил действительные и прочные основы для дальнейшей выработки гражданской и государственной жизни, основы, без которых, собственно, для народа нет истории. С давних времен … славяно-русские племена управлялись своими князьками, вели между собой мелкие войны и не в состоянии были охранять себя взаимно и общими силами против иноплеменников, а потому часто были покоряемы. Религия их состояла в обожании природы… Все познания их переходили от поколения к поколению, подвигаясь вперед очень медленно, но сношения с Византийской Империей и отчасти с арабским Востоком мало-помалу оказывали на русских славян образовательное влияние. Из Византии заходило к ним христианство. В половине IX века русские, после неудачного похода на Византию, когда буря истребила их суда, приняли крещение, но вслед за тем язычество опять взяло верх в стране… В половине Х века киевская княгиня Ольга приняла Св. Крещение. Все это, однако, были только предуготовительные явления. При князьях, так называемого Рюрикова дома, господствовало полное варварство. Они облагали русские народы данью и, до некоторой степени подчиняя их себе, объединяли; но их власть имела не государственные, а наезднические или разбойничьи черты… С другой стороны, князья и их дружинники, имея в виду только дань и добычу, не старались вводить чего-нибудь в жизнь плативших дань, ломать их обычаев и оставляли с их внутренним строем, лишь бы только они давали дани и поборы…

В 988 году Владимир принял христианство… Владимир деятельно занимался распространением веры, крестил народ по землям, подвластным ему, строил церкви, назначал духовных… Для прочного укрепления новопринятой веры Владимир вознамерился распространить книжное просвещение и с этой целью в Киеве и в других городах приказал набирать у значительных домохозяев детей и отдавать их в обучение грамоте. Таким образом на Руси, в каких-нибудь лет двадцать, возросло поколение людей, по уровню своих понятий и по кругозору своих сведений далеко шагнувших вперед от того состояния, в каком находились их родители; эти люди стали не только основателями христианского общества на Руси, но также проводниками переходившей вместе с религией образованности, борцами за начала государственные и гражданские».

13 Назовите век, когда, по мнению автора, первые русские приняли крещение (А). Назовите религиозное движение в дохристианской Руси (Б). Назовите правителя Руси, первым принявшего христианство (В).

14 Как автор характеризует состояние славяно-русских племён в дохристианский период? (А). Как на обычаи русских народов влияли князья Рюрикового дома? (Б). Какие преобразования совершил князь Владимир для популяризации христианства? Приведите не менее трёх примеров (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Назовите регион, где жили и работали русские изобретатели, творению которых посвящена марка. Назовите фамилию промышленников, к заводу которых были приписаны эти изобретатели.

16 Какое из представленных ниже литературных произведений было создано в период правления императрицы, изображённой на медали? В ответе запишите цифру, которой обозначено это литературное произведение. Укажите, какое наказание было назначено императрицей автору этого произведения.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«5 июля началось немецкое наступление на обоих флангах выступавшего вперёд клина. Стремясь захватить противника в клещи, немцы на юге продвинулись на 20 миль, на севере им продвинуться почти не удалось. Шли танковые сражения, пехоте места не было; немецкие орудия не смогли стрелять. Прорыв не состоялся. Вместо него было состязание в силе удара. 12 июля русские начали контрнаступление. С каждой стороны участвовало по 1500 танков – это было крупнейшее танковое сражение за всю историю… В тот вечер Гитлер внезапно прекратил наступление. Впервые огромная армия национал-социалистской Германии была разбита в бою. С этого момента цель Гитлера, его единственная надежда – отсрочить поражение».

Б)

«Битва по ожесточению и упорству борьбы не имеет себе равных. Развернувшиеся в её ходе потрясающие танковые сражения были непревзойдёнными как по количеству участвовавших в них танков, так и по потерям с обеих сторон. Нужно прямо сказать, что в этой  страшной схватке был сломлен становой хребет гитлеровской армии и фашистская Германия, окончательно потеряв надежду на успех, реально увидела перед собой поражение в войне».

18 Укажите:

а) причину (предпосылку) начала Зимней войны, связанную с безопасностью СССР
б) последствие Зимней войны для международного положения СССР
в) последствие Зимней войны для советско-германских отношений

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ПРОТЕКЦИОНИЗМ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в итогах Первого и Второго Всероссийских съездов Советов в 1917 году по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Закрепощение крестьян и распространение обременительных феодальных повинностей, лишение привилегий отдельных не дворянских сословий вызывало массовые народные выступления. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение утверждения о том, что в России и в Германии в XVI-XVII веках имели место крупные вооружённые восстания населения: один аргумент для России и один – для Германии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.