Вариант 95

Вариант 95

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) запуск в первого искусственного спутника Земли
Б) битва при Доростоле
В) отъезд Курбского в Литву
Г) смерть В.И. Ленина

1) 971
2) 1564
3) 1861
4) 1924
5) 1957
6) 1961

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) создание Версальско-Вашингтонской системы
2) битва при Лесной
3) битва на реке Березине

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) промышленная революция в России
Б) хрущёвская реорганизация системы управления народным хозяйством
В) борьба с Наполеоном в Европе
Г) деятельность великого князя Василия III

ФАКТЫ

1) запуск Демидовыми железоплавильных заводов на Урале
2) принятие закона “Об индивидуальной трудовой деятельности”
3) замена отраслевых министерств совнархозами
4) швейцарский поход Суворова
5) строительство Царскосельской железной дороги
6) сражение под Оршей

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Санкт-Петербург _______________ (А) 1800-е
Москва _______________ (Б) _______________ (В)
_______________ (Г) Начало Ливонской войны _______________ (Д)
_______________ (Е) Поход Петра I 1710-е

Пропущенные элементы:

1) Соляной бунт
2) Прибалтика
3) смерть Ивана Грозного
4) убийство Павла I
5) Карелия
6) 1550-е
7) 1640-е
8) воцарение Алексея Михайловича
9) река Прут

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) подавление Медного бунта
Б) разгром Хазарского каганата
В) деятельность Негласного комитета
Г) Северная война

УЧАСТНИКИ

1) Б.П. Шереметев
2) князь Юрий Долгорукий
3) князь Святослав Игоревич
4) Н.Н. Новосильцев
5) Б.И. Морозов
6) Алексей Михайлович

6 Прочтите отрывок из исторической статьи.

«Между тем русские понемногу, ценой больших потерь и долгих неудач, научились использовать в горах свой огромный численный перевес… Кольцо русских гарнизонов вокруг горной резиденции _________ – аула Ведено сомкнулось…
Семья _______________ и остаток верных наибов отступили в аул Гуниб, природную горную крепость…
Горцы укрепили Гуниб по всем правилам воинского искусства. Даже женщины взяли оружие, а жены и невестки _______________ таскали камни. Но огромную горную крепость отряд в 400 человек не смог удержать. Начали бить пушки. Тысячи и тысячи русских штыков окружили последнее пристанище ______________.
После долгих раздумий _______________ согласился на переговоры с Барятинским…
26 августа… _______________ решил прекратить борьбу. 24 года 11 месяцев и 7 дней сражался он за свои убеждения и идеалы, но в этот день он вышел навстречу князю Барятинскому из своей крепости».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Пропущенное в тексте имя – Хаджи Мурат.
2. Автор отмечает, что деятель, пропущенный в тексте, сражался с русскими войсками больше 20 лет.
3. События, о которых повествуется в отрывке, произошли во время Крымской войны.
4. Автор отмечает огромный численный перевес горцев.
5. После описанных в отрывке событий война, об одном из эпизодов которой говорится в отрывке, была закончена
6. Война, о событиях которой рассказывается в тексте, была самой долгой в истории России. 

7 Установите соответствие между деятелями культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

А) В.М. Васнецов
Б) В.И. Суриков
В) В.В. Маяковский
Г) О.Э. Мандельштам

1) Русский поэт, жертва сталинских репрессий.
2) Мастер масштабных исторических полотен, автор картины “Покорение Сибири Ермаком”.
3) Художник-пейзажист, автор картины “Берёзовый лес”.
4) Поэт, в 1930-е годы эмигрировавший из СССР.
5) Мастер фольклорной живописи, автор картины “Алёнушка”.
6) Русский и советский поэт, автор стихотворения о Кузнецкстрое.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите год, когда произошло событие, которому посвящена марка. Ответ запишите цифрами.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Напишите аббревиатуру – название системы советских исправительно-трудовых лагерей, созданных во времена сталинского правления.

10 Укажите год начала периода «Большого террора» в СССР.

11 Прочитайте отрывок из книги советского писателя и укажите пропущенное в тексте название канала, построенного в 1933 году и названного в честь И.В. Сталина.

«На _______________ полуграмотные люди учились понимать правду у людей своего класса, понявших ее. Это давало поразительно богатые результаты. Полуграмотные люди видели, что рядом с ними работают ученые старики и пожилые инженеры, враги рабочего класса, и видели, как эти умные, образованные люди – враги – превращаются в энергичнейших сотрудников рабочих, действуют «ударно», не щадя своих сил, и действуют «за совесть», а не «за страх». Сотни социально-больных и «опасных» записывались в бригады ударников, становились каналоармейцами, лично и сознательно заинтересованными в успехе дела».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Силами заключённых были возведены крупнейшие промышленные и гидротехнические объекты на территории СССР, освоены самые труднодоступные регионы.
2. Действие советской карательной системы не распространялось на работников умственного труда – учёных и инженеров, а также военнослужащих.
3. Город, обозначенный цифрой 3 строился с использованием труда заключённых и поныне является одним из важнейших центров цветной металлургии.
4. Лагерная система находилась в ведении КГБ.
5. Заключёнными эпохи массовых репрессий был основан и застроен город, обозначенный на карте цифрой 2.
6. С массовыми репрессиями в СССР тесно связано понятие “ежовщина”.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического источника.

«Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом, и кормилец его был Асмуд, а воевода Свенельд – отец Мстиши. Сказали же древляне: “Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим”. И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье под Боричевым. Ведь вода тогда текла возле Киевской горы, а люди сидели не на Подоле, но на горе. Город же Киев был там, где ныне двор Гордяты и Никифора, а княжеский двор был в городе, где ныне двор Воротислава и Чудина, а место для ловли птиц было вне города; был вне города и другой двор, где стоит сейчас двор доместика, позади церкви святой Богородицы; над горою был теремной двор – был там каменный терем. И поведали Ольге, что пришли древляне, и призвала их Ольга к себе, и сказала им: “Гости добрые пришли”. И ответили древляне: “Пришли, княгиня”. И сказала им Ольга: “Так говорите же, зачем пришли сюда?”. Ответили же древляне: “Послала нас Деревская земля с такими словами: “Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, – пойди замуж за князя нашего за Мала””…
Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав еще ребенок. И сказали Свенельд и Асмуд: “Князь уже начал; последуем, дружина, за князем”. И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих городах. Ольга же устремилась с сыном своим к городу __________, так как те убили ее мужа, и стала с сыном своим около города, а древляне затворились в городе и стойко оборонялись из города, ибо знали, что, убив князя, не на что им надеяться. И стояла Ольга все лето и не могла взять города, и замыслила так: послала она к городу со словами: “До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и согласились на дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода”. Древляне же ответили: “Мы бы рады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего”. Сказала же им Ольга, что-де “я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и во второй раз, а в третий – когда устроила тризну по своем муже. Больше уже не хочу мстить, – хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь”. Древляне же спросили: “Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха”. Она же сказала: “Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас этой малости”. Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга же сказала им: “Вот вы и покорились уже мне и моему дитяти, – идите в город, а я завтра отступлю от него и пойду в свой город”. Древляне же с радостью вошли в город и поведали обо всем людям, и обрадовались люди в городе. Ольга же, раздав воинам – кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждому. И, когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись – где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань».

13 Укажите десятилетие, когда произошли события, изложенные в отрывке (А). Как звали князя, о смерти которого сообщается в отрывке? (Б). Как называлась столица упомянутого в отрывке племенного союза (В).

14 Как послы обосновали Ольге убийство ими киевского князя? (А). Какие условия поставла Ольга древлянам для снятия осады? (Б). Как Ольга поступила с древлянами после разгрома? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите государство, на территории которого родилась императрица, изображённая на медали. Укажите название политики реформ, которую проводила эта императрица.

16 Какое из представленных ниже литературных произведений было создано в период правления императрицы, изображённой на медали? В ответе запишите цифру, которой обозначено это литературное произведение. Укажите, какое наказание было назначено императрицей автору этого произведения.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«… В продолжающейся уже год битве мы уничтожили в одной лишь северной части Смоленской области более 10 000 немцев, сотни автомобилей, много военных эшелонов с солдатами, офицерами и боеприпасами. Немцы в своих грязных газетёнках называют нас «лесными бандитами». В своих же письмах враги именуют нас «бедствием» и «наводящей ужас силой». И в этом они правы. Мы будем уничтожать их в наших лесах, деревнях и везде, где они появятся. Каждый советский патриот в Касплийском, Духовщинском, Демидовском, Пречистенском, Ярцевском, Рудном, Понизовском и других районах Смоленской области должен мстить врагу за погибших отцов, мужей и братьев, за убитых детей, за кровь русских товарищей, за Родину!»

Б)

«Каждые сутки наши войска оставляли позади себя все новые и новые районы освобожденной территории. Враг испытывал удары и в собственном тылу. То были удары ленинградских партизан, согласованные с наступлением войск. Партизаны истребляли гарнизоны, захватывали населенные пункты, взрывали склады, пускали под откос воинские эшелоны. Выразительна статистика их боевых дел: с 18 по 24 января 1944 года они разрушили около 2 тыс. км железнодорожных рельсов и 18 мостов».

18 В 1604 году беглый монах Григорий Отрепьев, провозгласивший себя царевичем Дмитрием, начал поход в Россию. Укажите:

а) династическую причину (предпосылку) данного события
б) внешнеполитическую причину (предпосылку) данного события
в) причину (предпосылку) данного события, связанную с противоречиями между представителями знати Московского царства

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ЧЕРНОСОШНЫЕ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях между Февральской и Октябрьской революциями по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, согласно которой в XVI веке правители в России и во Франции проводили политику укрепления единства государства: один аргумент для России и один – для Франции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.