Вариант 94

Вариант 94

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) Хивинский поход
Б) битва при Кагуле
В) Переяславская рада
Г) разгром Нестора Махно войсками РККА

1) 1654
2) 1711
3) 1770
4) 1873
5) 1921
6) 1924

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) третий раздел Речи Посполитой
2) свёртывание НЭПа
3) война за “испанское наследство”

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) внутренняя политика СССР в период перестройки
Б) военные реформы царя Михаила Фёдоровича
В) борьба России с наполеоновской Францией
Г) внутренняя политика Елизаветы Петровны

ФАКТЫ

1) битва при Прейсиш-Эйлау
2) открытие Московского университета
3) создание стрелецкого войска
4) отказ от выплаты царских долгов
5) выборы Президента
6) создание полков «нового строя»

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Разгром Хазарского каганата 960-е
Новониколаевск _______________ (Б) 1890-е
_______________ (В) Переезд в город митрополита из Киева _______________ (Г)
Золотая Орда _______________ (Д) _______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) 1290-е
2) Владимир
3) гибель Святослава
4) Москва
5) начало строительства Транссибирской магистрали
6) Поволжье
7) Закавказье
8) 1320-е
9) убийство московского князя Юрия Даниловича Дмитрием Грозные Очи

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) Генуэзская конференция
Б) выпуск первых ассигнаций
В) Синопское сражение
Г) опричнина

УЧАСТНИКИ

1) Г.А. Спиридов
2) Екатерина II
3) Г.В. Чичерин
4) П.С. Нахимов
5) С.О. Макаров
6) Малюта Скуратов

6 Прочтите отрывок из речи.

«Я, [господа], думаю, что это была величайшая ошибка – стремление везде и всюду искать изменников, искать каких-то немецких агентов, свергать отдельных Штюрмеров или Распутиных под влиянием легенды о «тёмных силах», легенды об изменниках, о немецком влиянии.
У нас, [господа], есть гораздо более опасный враг, чем немецкие влияния, чем предательство и измена отдельных лиц. Это – система: это система безответственного деспотизма, система средневекового представления о государстве, не как об европейском современном государстве, а как о вотчине, где есть господин и холопы…
И вот я и спрошу вас, [господа] члены Государственной думы (а вместе с вами – и ту общественность, которую вы представляете): что же, наконец, эти три года войны привели вас к тому основному убеждению, которое, и только оно одно, может вас соединить с нами, представителями демократии?!
Поняли ли вы, что исторической задачей русского народа в настоящий момент является задача уничтожения средневекового режима, немедленно, во что бы то ни стало…?»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Создание государственного органа, который упомянут в тексте, произошло по проекту С.Ю. Витте.
2. На момент произнесения речи главой правительства являлся П.Н. Столыпин.
3. В тексте упомянут адмирал, руководивший действиями Балтийской эскадры в Цусимском сражении.
4. На момент произнесения речи Россия находилась в состоянии войны с Турцией.
5. Создание государственного органа, который упомянут в тексте, произошло по проекту М.М. Сперанского.
6. Автор текста говорит о необходимости ликвидации устаревшего режима.

7 Установите соответствие между памятниками архитектуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ

А) Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге
Б) здание ГУМа
В) башня радиостанции на Шаболовке
Г) здание Совета труда и обороны в Москве

1) Построен по проекту архитектора А.Н. Померанцева
2) Сейчас в нём располагается Государственная Дума РФ.
3) Реконструкцией памятника занимался Д. Трезини.
4) Сейчас в нём располагается Правительство РФ.
5) Автор – А.В. Щусев.
6) Архитектор – В.Г. Шухов.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите фамилию командующего Западным фронтом во время событий, которым посвящена марка.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Напишите название наступательной операции Красной Армии, которой посвящена карта.

10 Напишите фамилию советского военачальника, руководившего Прибалтийским фронтом в рамках наступательной операции, которой посвящена карта.

11 Прочитайте отрывок из телеграммы иностранного дипломата и укажите дважды пропущенное в тексте название реки.

«Сегодня вечером я спросил у Сталина — насколько он удовлетворен сейчас ведущимися Красной Армией боями за Варшаву. Он ответил, что ведущиеся бои пока не принесли серьезных результатов. Из-за сильного огня германской артиллерии советское командование не смогло переправить свои танки через _______________. Варшава может быть взята только в результате широкого обходного маневра на окружение. Тем не менее, по просьбе генерала Берлинга и вопреки наилучшему использованию войск Красной Армии, четыре польских пехотных батальона все же форсировали _______________. Однако в связи с понесенными ими большими потерями их вскоре пришлось отвести обратно. Сталин добавил, что восставшие все еще продолжают сражаться, но их борьба доставляет сейчас Красной Армии больше трудностей, чем реальной поддержки. В четырех изолированных друг от друга районах Варшавы группы повстанцев продолжают обороняться, но у них нет возможностей для наступательных действий. Сейчас в Варшаве с оружием в руках находится около 3000 восставших, кроме того им оказывается, где это возможно, поддержка со стороны добровольцев. Очень трудно бомбить или обстреливать немецкие позиции в городе, поскольку повстанцы находятся в тесном огневом соприкосновении и перемешаны с немецкими войсками».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. События, показанные на карте, произошли в 1943 году.
2. При освобождении города, отмеченного на карте цифрой 2, были взяты в плен десятки тысяч немецких солдат, которых позже провели маршем по улицам Москвы.
3. Во время военной операции, которой посвящена карта, вермахт имел значительное преимущество в живой силе и технике.
4. Во время военной операции, которой посвящена карта, советские войска успешно применяли тактику окружений немецких соединений, в результате чего противник понёс огромные потери.
5. Цифрой 3 на карте обозначен город, оказавший героическое сопротивление фашистам в начале войны.
6. Одним из фронтов, показанных на карте, командовал Г.К. Жуков.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из сочинения историка.

«Царь прежде всего выслал с половиною войска Шереметева, приказывая ему идти за Дунай, а сам следовал за ним к Днепру. Петр воображал, что как только русское войско явится в турецких пределах, – все христиане: и валахи, и сербы и болгары, поднимутся против мусульман. Но Шереметев, перешедши Днепр, нашел, что идти прямо на Дунай опасно: у него недоставало провианта, а путь до Дуная требовал многих дней, и страна была опустошена… Шереметев направился в Молдавию и прибыл в Яссы; за ним следовал Петр по тем же соображениям о средствах содержания войска… Кантемир издал манифест о вооружении молдавского народа, и народ по религиозному побуждению откликался сочувственно на такое воззвание, но невоинственные и плохо вооруженные поселяне не великие силы могли внести в общее дело.  Русское войско в Молдавии не нашло обильного продовольствия, какое думало было там найти, потому что край был опустошен саранчою, и царь послал отряд под начальством Ренне к Браилову добыть сложенные там, как ему доносили, турецкие запасы. В это время вдруг пришло неожиданное известие, что сильное турецкое войско идет на русских, а с ним и хан крымский со своею ордою. У русских было всего 38 276 человек, у визиря 119 665, а у хана до 70000, – силы чересчур неравные. Петр поспешно двинулся назад, но неприятели догнали русских и осадили…      Турки сделали нападение; русские отразили его. Но это не могло подавать больших надежд Петру. У него не было провианта; турки могли переморить русских осадой.

      В таком отчаянном положении министры Петра увидали единственное средство попытаться склонить визиря к миру подарками, так как турки были на них чрезвычайно падки. Шереметев написал визирю письмо и предлагал устроить взаимными силами примирение между воюющими государствами: Россиею и Турциею. Визирь несколько времени не отвечал. Он видел слишком много надежд на выигрыш; и другие турецкие военачальники разделяли его взгляды. Но когда визирь двинул свои силы в бой, янычары заволновались. «У нас, – кричали они, – и так перебито много товарищей, и многие из оставшихся в живых покрыты ранами. Султан хочет мира, а визирь против его воли шлет нас на убой». Такой ропот подчиненных сделал визиря уступчивее…

      Как бы то ни было, послан был к визирю подканцлер Шафиров с обещаниями визирю 150 т. рублей, а другим турецким чинам обещаны меньшие суммы. Шафирову дано было полномочие заключить условия мира. Визирь и турецкие чиновники сообразили, что хотя бы они могли уничтожить русское войско, но все-таки не иначе как с большою потерею собственных воинов. Мир постановлен был при Пруте на таких условиях: Петр уступал Азов со всем побережьем, обязываясь срыть основанные там русские городки, и обещал не мешаться в польские дела, а шведскому королю предоставлял свободный проход в его отечество».

13 Укажите год, когда произошли события, о которых идёт речь в отрывке (А). Напишите название военной кампании, о которой говорится в отрывке (Б). Напишите название города, около которого несколькими годами ранее описываемых событий русская армия нанесла поражение шведам (В).

14 Какие факторы поставили русскую армию в тяжёлое положение во время похода? Укажите не менее трёх факторов (А). Почему часть турецких подразделений требовали у визиря заключения мира? (Б). На какие уступки была вынуждена пойти России при заключении мира? Укажите не менее трёх уступок (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15Укажите год, когда была выпущена данная медаль. Напишите, как назывался город, обозначенный на медали, в период с 1914 по 1924 годы.

16 Какой из плакатов, представленных ниже, был выпущен в год начала блокады города, обозначенного на медали? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот плакат. Укажите год выпуска этого плаката.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Наступление началось 5 июля маневром, давно известным русским по многочисленным предыдущим операциям, а потому заранее ими разгаданным. Гитлер хотел уничтожить выдвинутые вперед в виде дуги позиции русских двойным охватом… и захватить тем самым инициативу на Восточном фронте снова в свои руки…
В результате … мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из-за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя… Само собой разумеется, русские поспешили использовать свой успех. И уже на Восточном фронте не было спокойных дней. Инициатива полностью перешла к противнику».

Б)

«Штабы артиллерии и все командующие артиллерией фронтов, армий и соединений хорошо и умно поработали над организацией артиллерийской обороны и контрподготовки. Велика и роль тыла. Вообще без хорошо организованного и чётко работающего тыла современные сражения успешно проводить нельзя. Отсутствие надлежащего материально-технического обеспечения войск в процессе операции неизбежно приводит к неудачам.
5 июля в 2 часа 20 минут был отдан приказ о начале контрподготовки. Тогда трудно было сразу определить её результаты, но начатое противником в 5 часов 30 минут недостаточно организованное и не везде одновременное наступление говорило о серьёзных потерях, которые она нанесла противнику.
Захваченные в ходе сражения пленные рассказали, что наш удар был для них совершенно неожиданным. По их сведениям, сильно пострадала артиллерия и почти всюду была нарушена связь, система наблюдения и управления».

18 В 1816 году на Кавказе генерал-лейтенант А.П. Ермолов был назначен командующим Отдельным Грузинским корпусом. Он начал активные боевые действия против горцев, вылившиеся в Кавказскую войну 1817-1864 годов. Укажите три любых причины (предпосылки) начала этой войны.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внешней политики Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В политике крупнейших европейских государств чётко прослеживается взаимосвязанность и взаимозависимость. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение утверждения о том, что поражение Франции в войне с Пруссией в 1870-1871 годах изменило положение других великих держав на международной арене: один аргумент для России и один – для Австрии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.