Вариант 93

Вариант 93

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) начало поставок по Ленд-лизу
Б) открытие славяно-греко-латинской академии
В) захват Екатеринодара Деникиным
Г) восхождение на престол Петра II

1) 1687
2) 1727
3) 1762
4) 1919
5) 1941
6) 1942

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) пленение имама Шамиля
2) Верденская «мясорубка»
3) отмена крепостного права в Прибалтике

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) денежная политика Екатерины II
Б) военные преобразования Петра I
В) реформы С.Ю. Витте
Г) Семилетняя война

ФАКТЫ

1) ввод в обращение бумажных денег (ассигнаций)
2) издание “Уложения о службе”
3) битва при Кунерсдорфе
4) утверждение серебра в качестве основного средства платежа
5) введение рекрутской повинности
6) установление золотого рубля как основы денежной системы

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Москва Избрание Бориса Годунова царём _______________ (А)
_______________ (Б) Открытие лицея 1810-е
_______________ (В) _______________ (Г) 1010-е
Нагорный Карабах _______________ (Д) _______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) Царицыно
2) 1990-е
3) разгром Святополка Окаянного Ярославом
4) Река Альта
5) начало межэтнических столкновений
6) Царское село
7) 1980-е
8) окончательный разгром печенегов
9) 1590-е

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) ссылка Л.Д. Троцкого
Б) постройка кирпичного Кремля в Москве
В) Переяславская Рада
Г) междоусобная война за власть в древней Руси

УЧАСТНИКИ

1) Иван III
2) Б.М. Хмельницкий
3) Святополк Окаянный
4) И.В. Сталин
5) Алексей Адашев
6) Л.И. Брежнев

6 Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и политического деятеля.

«Действия повстанческих отрядов вносили подчас весьма серьёзные осложнения в стратегию всех борющихся сторон, ослабляя попеременно то одну, то другую, внося хаос в тылу и отвлекая войска с фронта. Объективно повстанчество являлось фактором положительным для нас на территории, занятой врагом, и тотчас же становилось ярко отрицательным, когда территория попадала в наши руки. Поэтому с повстанчеством вели борьбу все три режима — петлюровский, советский и добровольческий. Даже факты добровольного перехода к нам некоторых повстанческих банд являлись только тяжёлой обузой, дискредитируя власть и армию. “Наибольшее зло, — писал мне генерал Драгомиров, — это атаманы, перешедшие на нашу сторону, вроде Струка. Это типичный разбойник, которому суждена, несомненно, виселица. Принимать их к нам и сохранять их отряды — это только порочить наше дело. При первой возможности его отряд буду расформировывать”.
Вместе с тем генерал Драгомиров считал необходимым поставить борьбу с бандитизмом на первый план, ибо “ни о каком гражданском правопорядке невозможно говорить, пока мы не сумеем обеспечить самое элементарное спокойствие и безопасность личную и имущественную …”.
Атаманство приносило с собой элементы дезорганизации и разложения; махновщина, кроме того, была наиболее антагонистична идее Белого движения».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Отряды, о которых говорится в тексте, также носили название “зелёные”.
2. Современником упоминаемых в отрывке событий был генерал Скобелев.
3. Автор воспоминаний пишет о недовольстве действиями интервентов.
4. Генерал, точку зрения которого приводит автор, являлся представителем антибольшевистских сил.
5. Одним из центров упомянутого в отрывке явления был город Гуляй-поле.
6. Генерал, точка зрения которого приводится в отрывке, в целом считал, что несмотря на ряд недостатков, некоторые повстанческие отряды следовало принимать в свои ряды.

7 Установите соответствие между памятниками архитектуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ

А) Зимний дворец в Санкт-Петербурге
Б) Мраморный дворец
В) здание Ярославского вокзала в Москве
Г) здание Смольного института благородных девиц

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Реконструкцию памятника архитектуры осуществил Ф. Шехтель.
2) Архитектор – К. Росси.
3) Автор памятника архитектуры – Ф. Растрелли.
4) Автор памятника – Д. Трезини.
5) Данный памятник архитектуры возведён по указу императрицы Екатерины Великой.
6) Архитектор – Д. Кваренги.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите название пулемёта, с которым на марке изображены красноармейцы.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Напишите фамилию русского царя, во время правления которого в состав Московского царства был возвращён город, обозначенный на карте цифрой 2.

10 Напишите современное название государства в виде аббревиатуры, территория которого на карте обозначена цифрой 6.

11 Напишите фамилию русского путешественника, который прошёл по маршруту, обозначенному на карте буквой Б.

«Измаил остается гнездом неприятеля, и хотя сообщение прервано чрез флотилию, но все он вяжет руки для предприятий дальних. Моя надежда на Бога и на Вашу храбрость. Поспеши, мой милостивый друг! По моему ордеру к тебе присутствие там личное твое соединит все части. Много тамо равночинных генералов, а из того выходит всегда некоторой род сей нерешительного. Рибас будет Вам во всем на пользу и по предприимчивости и усердию. Будешь доволен и Кутузовым; огляди все и распоряди, и помоляся Богу предпримайте. Есть слабые места, лишь бы дружно шли, князю Голицыну дай наставление, когда Бог поможет, пойдет выше.
Вернейший друг и покорнейший слуга князь Потемкин-Таврический»

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Город, обозначенный на карте цифрой 3, находится на территории современной Беларуси.
2. Цифрой 4 на карте обозначен город, который русские войска отобрали у Турции.
3. Буквой А на карте показана экспедиция Беллинсгаузена и Крузенштерна.
4. Город, обозначенный на карте цифрой 1, долгое время был основным портом, через который шла торговля русских купцов со странами Европы.
5. Буквой В на карте обозначена экспедиция, в честь руководителя которой назван крупный российский город, расположенный на реке Амур.
6. Цифрой 5 на карте указан город Каракорум, который в XIII веке был столицей монгольской империи.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из рапортов оренбургского губернатора.

«13-го числа (января) по неотступной просьбе всего здешняго общества, весьма страждущего в пропитании, а при том, имея известия чрез вышедших из злодейской толпы, что реченной злодей с некоторою частию отлучился к Яицкому городку и бутто б при той толпе артиллерийских припасов немного, принужден со общего совета, собрав до 1700 пехоты и до 400 яицких и оренбургских верных казаков, зделать генеральную выласку с таким по данном от меня позиции предписанием, дабы сей корпус, разделя в три колонны, выступи из городу по полуночи в 5-м часу, занять авантажные места, и, не допущая злодеев из гнезда их выбраться, всеми силами стараться поражать, как Государственная коллегия из приложенной с диспозиции моей копии усмотреть соизволят. Которыми колоннами сия злодейская толпа действительно на месте и атакована была и хотя действием нашей артиллерии сначала злодеям причинен знатной урон, но как первая колонна назначенного от меня места занять по разсветанию дня не успела, то чрез сие злодеи имели способ выбраться многочисленною конницею и более нежели с 60 орудиями, окружа со всех сторон все наши колонны, такой учинили наисильнейший огонь и наездами своими нападение, что с нашей стороны, увидя не малый урон и пришед в растройку, принуждены были, уступя те занятые авантажные места, ретироваться к городу, оставя на месте убитых с амунициею до 300 человек, а за убитием лошадей несколько артиллерии… И так я, за умалением при сей и при прежних неоднократных выласках людей, без особливой помощи, которой через четыре месяца ни с которой стороны дождаться не могу, выласки против него, злодея, делать уже не в состоянии.

Причем, паче всего опасно страдание здешнего немалолюдного общества, коего тысяч до 16 душ находится в пропитании, ибо имевшейся в магазейнах провиант весь в расход вышел…

Я Государственной коллегии покорно прошу … главнокомандующих со определенными на помощь войсками господ генералов о самоскорейшем сюда поспешении понудить».

13 Укажите десятилетие, когда произошли события, о которых говорится в отрывке (А). Напишите название города, упомянутого в отрывке (Б). Напишите название конфликта, в ходе которого произошли описанные события (В).

14 Какие известия, полученные осаждёнными, повлияли на решение сделать «генеральную вылазку» из города? Назовите два таких известия (А). Чем закончилась эта вылазка? (Б). О чём просит автор рапорта? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите Генерального секретаря ЦК КПСС, оставившего этот пост в год, когда была выпущена данная марка. Укажите министра иностранных дел СССР, покинувшего свой пост в этом же году.

16 Какой из представленных ниже плакатов посвящён событиям войны, в память о которой выпущена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот плакат. Назовите художника, создавшего данный плакат.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«На первом этапе Белорусской операции необходимо было добиться окружения и скорейшей ликвидации основных группировок противника в районах Витебска, Орши, Бобруйска и Минска. После осуществления этих задач встала проблема организации немедленного преследования неприятеля и ещё большего расширения гигантского прорыва.
Я продолжал координировать действия наших войск, когда получил от Верховного Главнокомандующего указание в ближайшее время принять на фронте главу военной миссии Великобритании в СССР генерала Барроуза и главу военной миссии США генерала Дина. Цель их прибытия ко мне как к начальнику Генерального штаба Красной армии состояла в том, чтобы подробно информировать меня о ходе операции американо-английских войск в Нормандии и непосредственно на фронте ознакомиться с развитием наступления советских войск в Белоруссии».

Б)

«Фашистскую коалицию постигли новые серьезные неудачи. В результате поражения финских войск на Карельском перешейке и в Южной Карелии Финляндия 5 сентября вышла из войны. Поражение румынских войск и вспыхнувшее затем в Румынии восстание заставили румынских правителей заявить 23 августа о выходе из войны и через два дня объявить войну Германии. 8 сентября вышла из войны Болгария, в тот же день объявившая войну Германии. В центре советско-германского фронта наши войска стояли перед Восточной Пруссией, на Висле и в Карпатах. Вооруженные силы Германии несли невосполнимые потери».

18 С момента занятия престола Российской империи Александром II в стране начались беспрецедентные реформы. В историю они вошли под названием “Великих реформ”. Укажите три причины (предпосылки) данного события.


19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ЯРМАРКА». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внутренней политики Анны Иоанновны и Екатерины II по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в XV-XVI веках внешняя политика России и Турции имела для этих стран важные внутриполитические последствия: один аргумент для России и один – для Турции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.