Вариант 92

Вариант 92

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) Первая русская революция
Б) “ножницы цен” в СССР
В) Дюденева рать
Г) битва при Кунерсдорфе

1) 1557
2) 1759
3) 1770
4) 1905
5) 1917
6) 1923

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) начало восстания Богдана Хмельницкого
2) битва при Бородино
3) вторжение арабов в Испанию

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) “Великие реформы” Александра II
Б) выход Советской России из международной изоляции
В) присоединение Левобережной Украины к России
Г) экспансия России на Кавказе

ФАКТЫ

1) заключение Андрусовского перемирия
2) вступление в Лигу Наций
3) осада Пскова Стефаном Баторием
4) введение суда присяжных
5) взятие аула Гуниб
6) подписание Рапалльского договора

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Создание российского Черноморского флота 1780-е
Бухара Взятие города армией под командованием М.В. Фрунзе _______________ (Б)
_______________ (В) Присоединение города к России _______________ (Г)
Москва _______________ (Д) _______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) 1920-е
2) смерть И.В. Сталина
3) Кишинёв
4) Новороссийск
5) Кёнигсберг
6) 1810-е
7) 1930-е
8) Севастополь
9) открытие метрополитена

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) усиление идеологического контроля после Великой Отечественной войны
Б) битва под Аустерлицем
В) ограничение крестьянского перехода Юрьевым днём
Г) подавление польского восстания

УЧАСТНИКИ

1) Фёдор I Иванович
2) Л.Д. Троцкий
3) М.И. Кутузов
4) Иван III
5) И.Ф. Паскевич
6) А.А. Жданов

6 Прочтите отрывок из донесения польского дипломата.

«Теперь сообщаю Вашей королевской милости, что эта гражданская война, которая началась у них в прошлом году, и до этого времени со всей силой идёт и продолжается с великим кровопролитием, убытком и опустошением того государства. В прошлом году всю зиму не пребывали в бездействии, и этот государь Шуйский совершал частые походы с немалым войском. И больше всего его войско находилось под замком Калуга, который он приказал добывать большими силами; но так хорошо и сильно та сторона этот замок защищала, что эти ничего им сделать не могли. Даже однажды, именно 8 апреля, сделав искусно вылазку из замка, напали на обоз и всех разгромили, нанеся большие потери его людям, которых там разом легло более 10 тысяч, отняли обоз, в котором взяли 160 пушек, очень много пороха, пуль, продовольствия, что уже с поля ушло все его войско, немалая часть разбитых вернулась в Москву. И так та сторона усилилась, что снова Шуйский должен был найти силы, чтобы собрать большое войско, и так как не мог иначе дать им отпор, выступил сам и выехал из Москвы 1 июня…
Сначала в прошлом году – пришёл на них великий страх и тревога, ожидали войны от короля и Речи Посполитой, и, понимая, что её заслужили, очень боялись…
Зная и учитывая, что уж этот государь всех людей из Смоленска, Белой и других замков пограничных согнал в своё войско, нет никакой стражи на всей границе, а сначала была большая стража и замки, полные людей, и заставы, как они это зовут, а теперь их свёл, думаем, что удобное время теперь, чтобы наступить на этих неприятелей Речи Посполитой, не только своё отобрать, что отошло от государств Ваших из-за предательских хитростей, но и всем государством овладеть…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Государство, к правителю которого обращается автор в отрывке, было окончательно создано в XVI веке.
2. Современником описанных в отрывке событий был Филарет Романов.
3. Король, к которому обращается автор отрывка – Стефан Баторий.
4. Описываемые в отрывке события произошли при жизни Бориса Годунова.
5. Автор отрывка обращается к польскому королю Сигизмунду.
6. Описываемые в отрывке события относятся ко второй половине XVII века.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) “Теория официальной народности”
Б) теория “Москва – третий Рим”
В) “Обитаемый остров”
Г) роман «Двенадцать стульев»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Теологическая и политическая концепция, сформированная в XVI веке.
2) Концепция власти Петра I – абсолютная монархия, опирающаяся на закон.
3) Обозначение официальной идеологии Российской империи во времена правления Николая I.
4) Произведение описывает события XIX века.
5) Фантастическая повесть, написанная писателями – родными братьями.
6) Действие произведения происходит в период НЭПа.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите год, когда произошло событие, которому посвящена марка. Ответ запишите цифрами.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите год присоединения к России территории, обозначенной на карте цифрой II.

10 Укажите название города, отмеченного на карте флажком, в котором состоялось подписание мирного договора, завершившего войну, которой посвящена эта карта.

11 Прочитайте письмо российского военно-политического деятеля и, используя схему, укажите фамилию военачальника, которому было адресовано это письмо.

«Измаил остается гнездом неприятеля, и хотя сообщение прервано чрез флотилию, но все он вяжет руки для предприятий дальних. Моя надежда на Бога и на Вашу храбрость. Поспеши, мой милостивый друг! По моему ордеру к тебе присутствие там личное твое соединит все части. Много тамо равночинных генералов, а из того выходит всегда некоторой род сей нерешительного. Рибас будет Вам во всем на пользу и по предприимчивости и усердию. Будешь доволен и Кутузовым; огляди все и распоряди, и помоляся Богу предпримайте. Есть слабые места, лишь бы дружно шли, князю Голицыну дай наставление, когда Бог поможет, пойдет выше.
Вернейший друг и покорнейший слуга князь Потемкин-Таврический»

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В годы войны, которой посвящена карта, произошла Чесменская битва.
2. Результатом войны, которой посвящена карта, стало возвращение границ на довоенный уровень.
3. В годы войны, которую иллюстрирует карта, в морских сражениях прославился Ф.Ф. Ушаков.
4. К войне, проиллюстрированной на карте, относится битва при Рымнике.
5. Союзником России в войне, которой посвящена карта, была Австрия.
6. В период войны, которой посвящена карта, в России вспыхнуло мощное восстание.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из мемуаров современника.

«Того же дня, в шестом часу пополудни, отправился в Тильзит генерал-лейтенант князь Лобанов-Ростовский для переговоров о перемирии, которое заключено было 9-го числа и ратификовано Наполеоном 10-го. Важнейшие статьи условия состояли: в определении демаркационной черты обеих противных армий по тальвегу или по средине Немана; в начатии военных действий (в случае несогласия обеих договаривавшихся сторон) не прежде истечения одного месяца, считая ото дня объявления о прекращении перемирия; в заключении перемирия с прусскою армиею особо от российской и в принятии всех возможных мер к поспешнейшему заключению окончательного мира.

Последняя статья была необходима для Наполеона. Невзирая на победу его под Фридландом и на угрозительное пребывание его на Немане, обстоятельства его были в существе своем не так благоприятны, как казались. Впереди Россия с ее неисчислимыми средствами для себя, без средств для неприятеля, — необъятная, бездонная. Позади Пруссия — Пруссия без армии, но с народом, оскорбленным в своей чести, ожесточенным, доведенным до отчаяния насилиями завоевателей, не подымающим оружия потому только, что не к кому еще пристать, и ожидающим с минуты на минуту восстания Австрии. С своей стороны, Австрия, потрясенная Ульмом и Аустерлицом, но обладающая еще трехсотсорока-тысячной армиею, готовою к военным действиям, и коей восьмидесятитысячный авангард уже двинут был к северным границам Богемии, в область, прилегавшую к путям сообщения Наполеона с Франциею. Вот положение, которое беспокоило сего великого полководца в Тильзите и которое понуждало его к требованию поспешнейшего заключения мира».

13 Укажите год, когда был заключен договор, о котором говорится в отрывке (А). Напишите название этого договора (Б). Назовите российского императора, подписавшего этот договор (В).

14 Почему автор считает «поспешнейшее» заключение окончательного мира с Россией приоритетной задачей для Наполеона? Назовите не менее двух причин (А). Как в договоре излагается вопрос заключения франко-прусского перемирия? (Б). К экономической блокаде какой из европейских держав присоединилась Россия в результате заключения русско-французского договора? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите год, когда был основан город, которому посвящена марка. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16 Какая из представленных ниже картин иллюстрирует события борьбы, которую вели исторические деятели, скульптура которых изображёна на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначена эта картина. Укажите название исторического периода в российской истории, когда произошли события, изображённые на этой картине.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Общий замысел Ставки — разгромить вражеские силы на южном крыле советско-германского фронта, освободить всю Левобережную Украину, с ходу форсировать Днепр и захватить на его правом берегу плацдармы… На подготовку нам дали десять дней. Срок, конечно, явно недостаточный. Но откладывать наступление нельзя: всякое промедление враг использует для усиления своих войск и создания прочной обороны. А у нас уже имелись данные, что гитлеровцы спешно оборудуют мощный рубеж по рекам Днепр и Сож — часть так называемого восточного вала. Белорусские и украинские партизаны сообщили, что на этом рубеже противник усиленно строит укрепления, подводит сюда войска. Значит, будет держаться крепко».

Б)

«Несколько позже, 6 сентября, из Ставки прибыла директива. Фронты, действия которых я координировал, получили задачу продолжать наступление с выходом на среднее течение Днепра и захватить там плацдармы. Воронежский фронт под командованием Н.Ф. Ватутина должен был нанести удар на Ромны – Прилуки – Киев. Степной фронт под командованием И.С. Конева – наступать на полтавско-кременчугском направлении.
Для тщательной подготовки наступления к Днепру у нас не было возможностей. В войсках обоих фронтов чувствовалась большая усталость от непрерывных сражений. Ощущались некоторые перебои в материально-техническом обеспечении. Но все мы, от солдата до маршала, горели желанием скорее выбросить врага с нашей земли, освободить многострадальный украинский народ из-под тяжкого гнёта оккупантов, которые свои неудачи на фронтах вымещали на беззащитном населении».

18 В 882 году Олег захватывает Киев, убивая Аскольда и Дира и таким образом создаёт Древнерусское государства. Укажите:

а) экономическую причину (предпосылку) появление государственности у восточных славян
б) причину (предпосылку) появления государства у восточных славян, связанную с внешней угрозой
в) причину (предпосылку) появления государства у восточных славян, связанную со скандинавским фактором

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ОТРЕЗКИ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различии в социальной политике СССР в 1945-1953 и в 1953-1964 годах по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В XIX веке Европа переживает распространение националистических идеологий в общественной среде, формируются концепции создания государств на основе единой этнической (или этно-религиозной) доминанты. Эти идеологии способствовали экспансионистской политике ряда стран. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, согласно которой продвижение национальных идей привело к созданию новых государств: один аргумент для России и один – для другого государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.