Вариант 91

Вариант 91

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) раскол организации “Земля и воля”
Б) морское сражение флота Ф.Ф. Ушакова с турками у мыса Калиакры
В) Восточно-Прусская операция русской армии
Г) победа войск Бориса Годунова над войсками крымского хана

1) 1591
2) 1791
3) 1854
4) 1879
5) 1914
6) 1916

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) поход сторонников Муссолини на Рим
2) издание Соборного Уложения
3) создание азбуки Кириллом и Мефодием

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) антибольшевистская борьба
Б) поход Суворова на Варшаву
В) русско-половецкий союз
Г) Первая мировая война

ФАКТЫ

1) поход на Царьград
2) разгром Врангеля в Крыму
3) выступление юнкеров в Москве
4) разгром польского восстания
5) битва реке Калке
6) Галицийская битва

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Захват здания противниками Ельцына _______________ (Б)
Санкт-Петербург _______________ (В) _______________ (Г)
Астрахань _______________ (Д) 1700-е
Чёрное море _______________ (Е) 940-е

Пропущенные элементы:

1) 1990-е
2) Останкинская телебашня
3) закладка первых кораблей русского военно-морского флота
4) открытие первого университета в России
5) здание Государственной Думы
6) сожжение флота Игоря Старого греческим огнём
7) 1720-е
8) восстание горожан, недовольных петровскими реформами
9) 1750-е

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) ордынское владычество на Руси
Б) создание поста Президента СССР
В) присоединение Смоленска к Московскому государству
Г) Северная война

УЧАСТНИКИ

1) Иван III
2) А.Д. Меншиков
3) Николай Бухарин
4) Владимир Мономах
5) баскак Щелкан
6) Михаил Горбачёв

6 Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля.

«В ГДР жизненный уровень должен быть выше, чем в ФРГ. Только это может привлечь всех немцев на нашу сторону. Но пока не получается. В данном свете интересна проблема репараций. Западные страны отменили репарации, которые им платила ФРГ, а ГДР продолжала нам выплачивать, чем могла. Когда умер Сталин, мы поставили заново этот вопрос: если мы хотим, чтобы Восточная Германия могла соревноваться по жизненному уровню с Западной, нужно дать ей возможность резко поднять свою экономику. При продолжении выплаты репараций и содержания наших войск в ГДР за её счёт это будет невозможно. И мы отменили тогда репарации, а содержание наших войск взяли на себя. Полякам это понравилось, и они тоже стали драть с нас шкуру и зарабатывать на том, что наши войска в интересах самой Польши находятся на польской территории…
Ещё один камень преткновения — пограничные проблемы. Сейчас, в свете нашего конфликта с Китаем (из-за острова Даманский), опять встал вопрос о границах между социалистическими странами. Эти проблемы существовали всегда… В начале конфликта с Китаем… принесли мне перечень претензий, выдвинутых китайцами. Собрались Малиновский, Громыко и я. Я взял карандаш и провёл линию, которая делила как бы пополам взаимные претензии. Граница получалась более выровненной».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В отрывке упоминаются страны – участники ОВД.
2. В отрывке упомянут министр иностранных дел, получивший прозвище “мистер нет”.
3. В отрывке упоминается международное противоречие, которое переросло в вооружённое столкновение между пограничниками.
4. Причиной отмены репараций для ГДР автор называет необходимость создания в ней более высокого жизненного уровня, нежели в ФРГ.
5. Упомянутые в отрывке события произошли до создания Берлинской стены.
6. Руководителем одной из упомянутых в отрывке стран был Иосип Броз Тито.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) роман “В круге первом”
Б) роман “Господа Головлёвы”
В) трилогия “Детство”, “Отрочество”, “Юность”
Г) “Стихи о Прекрасной Даме”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Автор памятника культуры – Л.Н. Толстой.
2) Памятник культуры относится к эпохе “серебряного века русской поэзии”.
3) Автор памятника культуры – В. Маяковский.
4) Автор – В. Шаламов.
5) Памятник культуры описывает жизнь репрессированных учёных.
6) Автор – М.Е. Салтыков-Щедрин.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите год, в котором была выпущена медаль. Ответ запишите цифрами.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите название города, обозначенного на карте цифрой 3.

10 Напишите фамилию командующего Центральным фронтом в период, которому посвящена карта.

11 Прочитайте отрывок из мемуаров советского военачальника и укажите дважды пропущенное в тексте немецкое название наступательной операции.

«Как стало впоследствии известно из трофейных документов, немецкое командование, планируя операции на 1943 год, приняло решение в первую очередь разгромить советские войска, оборонявшиеся на Курской дуге. О том, какое значение оно придавало этой операции, получившей условное название _______________, видно из приказа Гитлера от 15 апреля 1943 года: «Я решил, как только позволят условия погоды, осуществить первое в этом году наступление _______________. Это наступление имеет решающее значение. Оно должно дать нам инициативу на весну и лето».
Но далеко не все немецкие генералы верили в успех наступления под Курском. На совещании у Гитлера 4 мая 1943 года командующий 9-й немецкой армией генерал-полковник Модель заявил: «Противник рассчитывает на наше наступление, поэтому, чтобы добиться успеха, нужно следовать другой тактике, а еще лучше, если вообще отказаться от наступления». Подобные же колебания проявили и командующие группами армий «Юг» и «Центр» фельдмаршалы Манштейн и Клюге.
Тем не менее в целях восстановления пошатнувшегося авторитета Германии и предотвращения распада фашистского блока, гитлеровское командование, пользуясь отсутствием второго фронта в Европе, после длительной подготовки и неоднократных откладываний сроков решило начать наступление под Курском».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Цифрой 2 на карте обозначен город, в честь освобождения которого в Москве был дан первый за время войны салют.
2. Битва, которой посвящена карта, началась с массированного наступления советских войск.
3. Цифрой 1 на карте обозначен населённый пункт, в районе которого состоялось крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны.
4. К началу сражения, которому посвящена карта, противник получил большое количество современного вооружения.
5. Битва, которой посвящена карта, ознаменовала начало коренного перелома в войне в пользу СССР.
6. Потери в танковых частях Красной армии в несколько раз превысили немецкие.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из правительственного документа.

«И мы, великий государь наше царское величество, подданного нашего Богдана Хмельницкого, гетмана Войска Запорожского, и все наше царского величества Войско Запорожское пожаловали велели им быть под нашею царского величества высокою рукою по прежним их правам и привилегиям, каковы им даны от королей польских и великих князей литовских, и тех их прав и вольностей нарушать ничем не велели, и судить им велели от своих старших по своим прежним правам, а наши царского величества бояре и воеводы в те их войсковые суды вступать не будут. А буде судом божиим смерть случится гетману, и мы, великий государь, поволили Войску Запорожскому обирати гетмана по прежним их обычаем самим меж себя. А кого гетмана оберут, и о том писать к нам, великому государю, да тому ж новообранному гетману на подданство и на верность, веру нам, великому государю, учинит… А с турским султаном и польским королем без нашего царского величества указу ссылки не держать…»

13 Укажите год, когда был составлен указанный документ (А). Какой из русских царей упомянут в документе? (Б). О каком историческом событии идёт речь в документе? (В).

14 Какова основная причина перехода запорожцев в российское подданство? (А). Как в документе сформулированы гарантии сохранения самоуправления на территории Войска Запорожского? (Б). Какой вооружённый конфликт последовал после того, как состоялись описанные в документе события? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Назовите год, когда был открыт закон, юбилею которого посвящена эта марка. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16 Какой из изображённых ниже плакатов популяризует науку, которой посвящена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот плакат. Укажите название науки.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«23 июля беспримерный подвиг совершили четверо бронебойщиков 84-го гвардейского стрелкового полка Пётр Болото, Григорий Самойлов, Александр Беликов, Иван Алейников. После прорыва вражескими танками обороны полка они остались одни с двумя противотанковыми ружьями на высоте у Клетской. В атаку на высоту пошли 30 немецких танков, герои уничтожили 15. С наступлением темноты гвардейцы отошли. В этот день только в бою против 84-го гвардейского полка немцы потеряли 45 танков. Командование 6-й германской армии, встретив упорное сопротивление в большой излучине Дона, решило прибегнуть к излюбленному маневру – нанести охватывающий удар, окружив советские войска. В штабе Паулюса наметили город Калач как место, где должны сомкнуться клешни германских дивизий. Затем, овладев переправами через Дон, устремиться на восток и с ходу ворваться в город на Волге».

Б)

«Принятый план предусматривал нанесение главного удара двумя фронтами: на севере Юго-Западным фронтом из района Серафимовичи, Клетская в направлении Калач, Советский и войсками Сталинградского фронта из района Сарпинских озёр в направлении Советский и Калач с целью окружить и уничтожить гитлеровские армии в междуречье Волги и Дона. Донской фронт наносил удар из района Клетской на юго-восток и второй удар из района Качалинская на юг. 19 и 20 ноября внезапно для врага развернулось мощное контрнаступление трёх фронтов. В невероятно короткий срок, прорвав оборонительные линии врага, советские войска разгромили противостоящие силы противника, и уже 23 ноября танковые
и механизированные корпуса Юго-Западного и Сталинградского фронтов вышли в район Калач и Советский, замкнув кольцо окружения отборных гитлеровских войск».

18 Укажите три любые причины (предпосылки) победы большевиков в Гражданской войне. Укажите:

а) географические причины (предпосылки) победы большевиков
б) внутриполитические причины (предпосылки) победы большевиков
в) причины (предпосылки) победы большевиков, связанные с общественным устройством бывшей Российской империи

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Шляхта». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве в экономическом положении дворян до отмены крепостного права в 1861 году и после отмены по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Во второй половине XVII – начале XVIII веков Швеция, будучи передовой европейской державой, проводила экспансионистскую политику в Северной и Восточной Европе. Используя исторические знания, приведите два аргумента в подтверждение утверждения о том, что соседние страны формировали военные альянсы для сдерживания шведской агрессии: один аргумент для России и один – для другого государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.