Вариант 90

Вариант 90

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) Адрианопольский мирный договор
Б) запуск ДнепроГЭС
В) завершение Ливонской войны
Г) учреждение Вольного экономического общества

1) 1583
2) 1765
3) 1829
4) 1878
5) 1927
6) 1937

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) Венский конгресс
2) антибольшевистское восстание в Кронштадте
3) Карибский кризис

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) Крымская (Восточная) война
Б) Польский поход армии Тухачевского
В) внешняя политика И.В. Сталина в 1930-е годы
Г) присоединение Новгорода к Московскому государству

ФАКТЫ

1) Варшавская битва
2) захват российской территории иностранными интервентами
3) разгром военных формирований Нестора Махно
4) присоединение к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии
5) победа защитников Петропавловска над англо-французскими войсками
6) высылка Марфы Борецкой

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Убийство С.М. Кирова _______________ (Б)
Подмосковье _______________ (В) _______________ (Г)
_______________ (Д) Строительство крепости для проведения штурма Казани 1550-е
Тула _______________ (Е) 1630-е

Пропущенные элементы:

1) создание первого в России железоделательного завода
2) 1930-е
3) смерть В.И. Ленина
4) 1920-е
5) 1940-е
6) Свияжск
7) Симбирск
8) Ленинград
9) создание первой в России судоверфи

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) формирование Временного правительства
Б) Плюсский мир
В) осада Плевны
Г) дворцовый переворот в пользу Екатерины Второй

УЧАСТНИКИ

1) Б.К. Миних
2) Э.И. Тотлебен
3) Стефан Баторий
4) Г.Е. Львов
5) Г.Г. Орлов
6) Г.Е. Распутин

6 Прочтите отрывок из воспоминаний современника событий.

«Сравнение освобождения крестьян с воскресением глубоко знаменательно. В освобождении крепостных – в этом, казалось бы, естественном акте высшей государственной воли – чувствуется и видится элемент чудесного. Если подробнее ознакомиться с историей крестьянского освобождения, то оно представляется каким-то чудом, чем-то таким, что явилось, как чудо, наперекор условиям нормального физического обихода. Крепостничество так глубоко укоренилось в России, что даже такой всемогущий вершитель судеб России, каким был император Николай I, со всею его железною волею и при всём его несомненном отвращении к крепостному праву, не мог ничего поделать с этим злом… Когда император _______________ вступил на престол, ничто не указывало на близость и даже хотя бы на отдалённую возможность падения крепостного права. Мало того, когда он уже положил начало великой реформе, дело её осуществления в значительной степени попало в руки противников реформы. И даже Манифест о великом дне свободы был написан лицом, явно не сочувствовавшим освобождению крестьян. И тем не менее, несмотря на силу крепостников, несмотря на несочувствие и подкопы многих и многих прикосновенных к делу реформы лиц, эта реформа была осуществлена. И притом в значительной степени трудами её врага, графа Панина. Разве это не чудо? Не простыми руками, не простою волей было совершено это дело, и невольно образ Царя-Освободителя представляется в виде ангела, сошедшего в тьму могилы, чтобы отвалить от неё гробовой камень…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. К периоду правления императора, чьё имя пропущено в тексте, была совершена сделка по продаже Аляски.
2. В период правления императора, чьё имя пропущено в тексте, Россию называли “Жандармом Европы”.
3. Названный по имени в тексте правитель носил прозвище миротворец
4. Современником описанного в отрывке события был М. М. Сперанский.
5. Император, к периоду правления которого относятся описанные в отрывке события, также отменил подушную подать.
6. Современником описанного в отрывке события был М. Д. Скобелев.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) памятник Дзержинскому, ранее установленный на Лубянской площади
Б) памятник Александру III в Санкт-Петербурге
В) фрески Ферапонтова монастыря
Г) картина “Последний день Помпеи”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Автор – Дионисий.
2) Автор – Феофан Грек.
3) Автор – К.П. Брюллов.
4) Памятник культуры расположен во дворе Мраморного дворца.
5) Памятник культуры расположен на Сенатской площади.
6) Демонтирован в августе 1991 года.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Во время судебного процесса, в память о котором выпущена марка, стороны обвинения впервые ввели в юридический документ термин, обозначающий форму массового насилия, совершаемого с намерением уничтожить какую-либо национальную или религиозную группу. Напишите название этого термина.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Напишите название стратегического плана, на основании которого произошло вторжение немецких войск на территорию СССР.

10 Напишите фамилию советского генерала, который был обвинён в провале войск Западного фронта и приговорён к расстрелу.

11 Прочитайте отрывок из мемуаров советского военачальника и укажите трижды пропущенное в тексте название города.

«После ухода Куусинена Сталин еще раз вернулся к вопросу о _______________. Положение на финляндской границе тревожное. _______________ находится под угрозой обстрела. Переговоры о заключении военного союза с Англией и Францией пока не приносят успеха. Германия готова ринуться на своих соседей в любую сторону, в том числе на Польшу и СССР. Финляндия легко может стать плацдармом антисоветских действий для каждой из двух главных буржуазно-империалистических группировок — немецкой и англо-франко-американской. Не исключено, что они вообще начнут сговариваться о совместном выступлении против СССР. А Финляндия может оказаться здесь разменной монетой в чужой игре, превратившись в науськиваемого на нас застрельщика большой войны.
Разведка сообщает, что ускоренное строительство укреплений и дорог на финляндской стороне границы продолжается. Имеются различные варианты наших ответных действий в случае удара Финляндии по Мурманску и _______________. В этой связи на меня возлагается обязанность подготовить докладную записку. В ней следует изложить план прикрытия границы от агрессии и контрудара по вооруженным силам Финляндии в случае военной провокации с их стороны».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Для наступления на СССР немецкое командование создало пять армейских групп.
2. Цифрой 1 обозначен город, в крепости которой советские войска держали оборону в течение 30 дней, оказавшись в тылу у немецко-фашистских войск.
3. Цифрой 3 на карте обозначен город, который до января 1944 г. оказался в блокаде вражескими войсками.
4. Цифрой 4 на карте обозначен город, безуспешная оборона которого привела к окружению и ликвидации противником войск Юго-Западного фронта.
5. В Заполярье немецким войскам и их союзникам не удалось захватить существенные территории.
6. В начале войны немецкие войска значительно превосходили РККА в численности личного состава и количестве боевой техники.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из летописи.

«Вышел Владимир на Днепр, и собралось там людей без числа. Владимир взял царицу, и Анастаса, и попов корсунских, взял и сосуды церковные, и иконы, двух медных идолов и четырех медных коней, что и ныне стоят за церковью святой Богородицы Десятинной и о которых невежды мнят, что они мраморные. Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам пришел в Киев.

Когда Владимир пришел в Киев, он повелел опрокинуть кумиры — одних велел изрубить, а других предать огню. Перуна же повелел привязать к хвосту коня и волочить с горы по Боричеву взвозу к ручью и приставил двенадцать мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь учувствует, но на поругание бесу, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездье от людей. “Велик ты, Господи, и чудны дела твои!” Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем!

Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные люди, ибо еще не приняли они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им:

— Если пристанет где к берегу, отпихивайте его, а когда пройдет пороги, тогда оставьте его.

Они же исполнили, что им было ведено. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло то место Перуньей отмелью, как слывет и до сего дня. Затем послал Владимир по всему городу сказать:

— Если не придет кто завтра на реку креститься — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом. Услышав это, с радостью пошли люди, говоря:

— Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь и бояре. Наутро вышел Владимир с попами царицыными и с корсунскими на Днепр, и собралось там людей без числа. Вошли в воду и стояли одни по шею, а другие по грудь, молодые у берега, иные держали младенцев, а совершенные летами бродили по воде, попы же стояли и совершали молитвы. И была радость на небесах и на земле о стольких спасаемых душах, а дьявол говорил, стеная:

— Увы мне! Прогоняют меня отсюда! Здесь я мнил иметь жилище и веселился, что служили мне. И вот уже побежден не апостолами, не мясниками, а неведавшим гласа Божьего. И не буду я царствовать здесь.

Люди, крестившись, пошли каждый в дом свой. Владимир же повелел рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял кумир Перуна и другие и где творили им жертвы князь и люди.

И по другим городам начал ставить церкви н определять попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в ученье книжное. Матери же детей этих плакали по ним, как по мертвым, ибо не утвердились они еще в вере.

Владимир просветился сам, и сыновья его, и земля его. И посадил Владимир сыновей своих — Изяслава в Полоцке, Ярослава в Новгороде, Святополка в Турове, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Мстислава же в Тмуторокани. И сказал Владимир:

— Нехорошо, что мало городов около Киева.

И начал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суде, и по Стугне. И стал набирать лучших мужей от словен, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей и ими населил города те. Ибо была война с печенегами. И воевал с ними, и побеждал их».

13 Назовите прозвище упомянутого в тексте Святополка (А). Назовите век, когда произошли описанные события (Б). Укажите государство, царица которого упомянута в начале текста (В).

14 Как, по мнению автора, население отреагировало на решение Владимира крестить Русь? Как, по мнению автора, жители Руси аргументировали это решение? (А). Какие меры предпринимал Владимир для борьбы с печенегами? (Б). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите название русско-французского военного конфликта начала XIX века, происходившего на территории России, в котором принимал участие военачальник, изображённый на марке. Назовите российского императора, управлявшего страной в период этого военного конфликта.

16 Какая из представленных ниже картин иллюстрирует фрагмент сражения, в котором принимал участие полководец, изображённый на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначена эта картина. Назовите российского генерала грузинского происхождения, получившего в этом сражении смертельное ранение.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Немецко-фашистское командование на подступах к городу и в самой Вене заблаговременно подготовило многочисленные оборонительные позиции. На танкоопасных направлениях по внешнему обводу были отрыты противотанковые рвы и устроены различные препятствия и заграждения. Улицы города противник перекрыл многочисленными баррикадами и завалами. Почти во всех каменных и кирпичных зданиях были оборудованы огневые точки. Враг стремился превратить Вену в неприступную крепость…»

Б)

«Толбухина беспокоило другое: количество артиллерии не позволяло, к сожалению, создать её плотность свыше 180 орудий на километр фронта. Отсутствовали и крупные бронетанковые силы … было всего 197 танков и самоходно-артиллерийских установок. Соотношение сил по танкам на направлении главного удара фронта у нас и у противника было равным … Между тем разведка докладывала, что немецкие танкисты работают не покладая рук, закапывая свои боевые машины … Выход был один — срочно передать Ф.И. Толбухину полнокровную 6-ю гвардейскую танковую армию генерала А.Г. Кравченко (более 400 танков) … Однако Верховный Главнокомандующий в данный момент не был уверен в отказе противника от наступательных замыслов, а потому пока не давал санкции на переподчинение танкистов и велел повременить … К исходу дня советским войскам удалось вклиниться в его оборону на глубину всего 3—7 км. Внезапность была теперь утеряна …
Выслушав доклад, Верховный на этот раз согласился с тем, что надо срочно вводить 6-ю гвардейскую танковую армию и приказание об этом отдать немедленно».

18 В 1654 году Левобережная Украина вошла в состав Московского государства. Этому способствовало крупное восстание казаков под предводительством Богдана Хмельницкого. Укажите:

а) культурную причину (предпосылку) данного восстания
б) внешнеполитическое последствие данного восстания для России
в) экономическое последствие поддержки Россией украинских казаков

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ГАНЗА». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве во внешней политике Петра I и Елизаветы Петровны по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В период XVIII-XIX веков во многих европейских государствах произошёл промышленный переворот. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что промышленный переворот повлиял на рост внутренней напряжённости в России и Великобритании: один аргумент для России и один – для Великобритании. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.