Вариант 9

Вариант 9

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) вступление России в Семилетнюю войну
Б) антиордынское восстание в Твери
В) битва под Оршей
Г) поход Едигея на Москву

 

ГОДЫ

1) 1327
2) 1380
3) 1408
4) 1514
5) 1613
6) 1756

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) создание Арабского халифата
2) отмена крепостного права в России
3) издание указа о вольных хлебопашцах

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) феодальная война
Б) экономическая политика Николая I
В) борьба Московского царства с Польшей
Г) экспансия России на Кавказе

ФАКТЫ

1) реформы Витте
2) реформа Канкрина
3) пленение имама Шамиля
4) переяславская рада
5) ослепление Василия II
6) набег Тохтамыша на Москву

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Горький _______________ (А) 1980-е
Киев _______________ (Б) _______________ (В)
_______________ (Г) Возвращение городу статуса столицы 1720-е
Кронштадт _______________ (Д) _______________ (Е)
Пропущенные элементы:

1) Москва
2) Санкт-Петербург
3) 1920-е
4) открытие автомобильного завода
5) антибольшевистское восстание моряков
6) ссылка А.Д Сахарова
7) 1060-е
8) высадка десанта интервентов
9) восстание против Изяслава Ярославича

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) битва при Рымнике
Б) стрелецкий бунт 1682г.
В) оборона Пскова в ходе Ливонской войны
Г) репрессии в СССР 1930-х годов

УЧАСТНИКИ

1) М.А. Суслов
2) Ф.А. Головин
3) А.В. Суворов
4) Н.И. Ежов
5) И.А. Хованский
6) И.П. Шуйский

6 Прочтите отрывок из документа.

«Помышляли же про себя Олег Рязанский и Ольгерд Литовский, говоря так: “Когда услышит князь Димитрий о приходе царя, и о ярости его, и о нашем союзе с ним, то убежит из Москвы в Великий Новгород, или на Белоозеро, или на Двину, а мы сядем в Москве и в Коломне. Когда же царь придет, мы его с большими дарами встретим и с великою честью, и умолим его, возвратится царь в свои владения, а мы княжество Московское по царскому велению разделим меж собою — то к Вильне, а то к Рязани, и даст нам царь _______________ ярлыки свои и потомкам нашим после нас”. Не ведали ведь, что замышляют и что говорят, как несмышленые малые дети, не ведающие божьей силы и господнего предначертания. Ибо воистину сказано: “Если кто к богу веру с добрыми делами и правду в сердце держит и на бога уповает, то такого человека господь не предаст врагам в уничижение и на осмеянье”.»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В отрывке описаны события, предшествовавшие битве на реке Сити.
2. В отрывке описаны события, предшествовавшие Куликовской битве.
3. Пропущенное в тексте имя – Едигей.
4. Битва, последовавшая после описанных в отрывке событий, также называется “Стояние”.
5. Автор пишет о недовольстве рязанского и литовского князей действиями московского князя.
6. Описанные в отрывке события относятся ко второй половине XIV века.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) Десятинная церковь
Б) “Доктор Живаго”
В) Александровская колонна
Г) “Домострой”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1. Памятник культуры уничтожен в период нашествия Батыя.
2. Автор – К.А. Тон.
3. Автору присуждена Нобелевская премия.
4. Данный памятник культуры создан в XVI в.
5. Памятник культуры в стиле ампир, создан в честь победы над Наполеоном.
6. Современником создания данного памятника культуры был Николай II.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите, какой вид военной техники был назван в честь политического деятеля, портрет которого изображён на марке.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Напишите город, который на карте отмечен под цифрой 3.

10 Укажите сословие, к которому принадлежал лидер восстания, события которого отображены на карте.

11 Прочтите текст о событиях, отраженных на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте.

“В мае Стенька собрался в поход и направился прямо к _______________. По дороге к нему пристал известный вор Васька Ус. Четыре года перед тем прославился он тем, что с шайкою беглых крестьян разорял помещиков и вотчинников по воронежским и тульским украинным местам. Стенька сделал его своим есаулом.
В _______________ уже все было готово к приходу Стеньки. Он заранее расположил к себе жителей, распустив через своих посланцев слух, будто к ним идет царское войско с тем, чтобы погубить их, а он, Стенька, станет оборонять их. Часть войска Стеньки подъехала на судах; другая половина подошла сухим путем и окружила город конницею и пехотою”.

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Цифрой 4 обозначена Астрахань.
2. Согласно легенде, глава отображённого на карте восстания утопил персидскую принцессу.
3. Восстание, отображённое на карте, произошло в период правления Екатерины II.
4. В период восстания, отображённого на карте, Россия вела войну с Турцией.
5. Современником отображённых на карте событий был А.Л. Ордин-Нащокин.
6. Восстание стало результатом реакции населения на реформы начала XVIII века.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического документа.

«Ваше величество! Кровавая трагедия, разыгравшаяся на Екатерининском канале, не была случайностью и ни для кого не была неожиданной… Вы знаете, Ваше величество, что правительство покойного императора нельзя обвинять в недостатке энергии. У нас вешали правого и виноватого, тюрьмы и отдалённые губернии переполнялись ссыльными. Правительство, конечно, может разрушать множество отдельных революционных групп. Но ведь всё это нисколько не изменит положения вещей. Революционеров создают обстоятельства, всеобщее неудовольствие народа, стремление России к новым общественным формам… Окидывая беспристрастным взглядом пережитое нами тяжёлое десятилетие, можно безошибочно предсказать дальнейший ход движения, если только политика правительства не изменится… Страшный взрыв, кровавая перетасовка, судорожное революционное потрясение всей России завершит этот процесс разрушения старого порядка. Из такого положения может быть два выхода: или революция, совершенно неизбежная, которую нельзя предотвратить никакими казнями, или добровольное обращение верховной власти к народу. Заявляем торжественно пред лицом родной страны и всего мира, что наша партия со своей стороны безусловно подчинится решению народного собрания, избранного при соблюдении вышеизложенных условий, и не позволит себе впредь никакого насильственного противодействия правительству, санкционированному народным собранием».

13 Назовите российского императора, в правление которого был создан этот документ (А). Укажите название города, в котором произошло событие, которому посвящён документ (Б). Назовите год, когда произошло историческое событие, которому посвящён документ (В).

14 Какие причины появления революционеров называет автор? (А). Какие выходы видит автор из сложившейся ситуации? Укажите два выхода (Б). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Назовите фамилию маршала, в рамках уголовного процесса по делу которого был осуждён и расстрелян военачальник, изображённый на листке календаря. Укажите название периода политических репрессий в СССР, начавшихся в год, когда был расстрелян этот военачальник.

16 Какое из представленных ниже литературных произведений повествует о событиях войны, участником которой был военачальник, изображённый на листке календаря? В ответе запишите цифру, которой обозначено это литературное произведение. Как называется эта война?

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«…Трудно согласиться с тем, что отсутствие сопротивления со стороны немцев на Западном фронте объясняется только лишь тем, что они оказались разбитыми. У немцев имеется на Восточном фронте 147 дивизий. Они могли бы без ущерба для своего дела снять с Восточного фронта 15–20 дивизий и перебросить их на помощь своим войскам на Западном фронте. Однако немцы этого не сделали и не делают. Они продолжают с остервенением драться с русскими за какую‑то малоизвестную станцию Земляницу в Чехословакии, которая им столько же нужна, как мёртвому припарки, но безо всякого сопротивления сдают такие важные города в центре Германии, как Оснабрюк, Мангейм, Кассель. Согласитесь, что такое поведение немцев является более чем странным и непонятным…»

Б)

«Не добившись улучшения военно-политической и стратегической обстановки контрнаступлением под Балатоном, они стали лихорадочно предпринимать меры к тому, чтобы избежать полного поражения, максимально затянуть войну. Они стремились выиграть время, надеясь договориться с США и Англией о совместной борьбе против «угрозы коммунизма». И у них были к тому основания: США и Англия с начала марта 1945 г. вели тайные переговоры с представителями немецко-фашистского командования об условиях капитуляции гитлеровской армии.
Английские и американские реакционные круги на завершающем этапе войны пытались сохранить немецко-фашистскую армию как партнера в борьбе против Советского Союза. Они также ставили своей целью максимально ограничить продвижение победоносных советских войск на запад. Особое место в планах английского и американского командования занимала Австрия, куда они стремились скорее ввести свои войска, рассчитывая получить таким образом возможность быстро и без потерь продвинуться до Вены и далее к Эльбе и Берлину, опередив войска Красной Армии.
Чтобы положить конец закулисным действиям союзников, Советское правительство предприняло дипломатическую и военную акции. Оно заявило решительный протест по поводу их тайных переговоров с представителями вражеского командования. В то же время войскам 2-го и 3-го Украинских фронтов было приказано перейти в решительное наступление в общем направлении на Вену».

18 В 1721 году Московскому царю преподнесли императорский титул, Россия стала именоваться Российской империей. Укажите:

а) внешнеполитическую причину данного события
б) внутриполитические предпосылки данного события
в) последствия данного события для международного положения России

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ВЕЧЕ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях внешней политики Ивана IV и его преемников по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Во второй четверти XX века ведущие державы приступили к разработке ядерного оружия. Используя исторические знания, приведите два аргумента в подтверждение утверждения о том, что в 1940-е годы некоторые страны уже обладали ядерным оружием: один аргумент для СССР и один – для другого государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.