Вариант 89

Вариант 89

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) ввод в действие первой в мире атомной электростанции
Б) Польский поход РККА
В) уничтожение кондиций Анной Иоанновной
Г) начало правления Дмитрия Донского

1) 1359
2) 1376
3) 1730
4) 1920
5) 1939
6) 1954

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) битва на Калке
2) Реформация в Чехии
3) смерть Сталина

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) ускоренная индустриализация в СССР в 1930-е годы
Б) административные меры в начале Великой Отечественной войны
В) народные выступления в петровскую эпоху
Г) военная деятельность М.И. Кутузова

ФАКТЫ

1) учреждение ГКО
2) восстание К. Булавина
3) битва на Кинбурнской косе
4) восстание Е. Пугачёва
5) движение “стахановцев”
6) Тарутинский манёвр

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) _______________ (Б) 1820-е
_______________ (В) Начало строительства российских военных кораблей _______________ (Г)
Поволжье Депортация советских немцев в Сибирь и Среднюю Азию _______________ (Д)
_______________ (Е) Разгром русской рати татарским войском 1370-е

Пропущенные элементы:

1) 1710-е
2) Царское село
3) смерть императора Александра I
4) 1690-е
5) Воронеж
6) 1930-е
7) Таганрог
8) река Пьяна
9) 1940-е

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) отмена кормлений
Б) принятие Конституции Развитого социализма
В) Гражданская война
Г) создание системы легальных рабочих организаций

УЧАСТНИКИ

1) Иван Грозный
2) А.И. Деникин
3) И.В. Сталин
4) Фёдор III Алексеевич
5) Л.И. Брежнев
6) С.В. Зубатов

6 Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля.

«Я встречаюсь со многими людьми, и многие выражают мне благодарность, присылают письма и открытки, где благодарят за то, что я поднял эти вопросы… Я всё это охотно принимаю, потому что да, именно я был инициатором этого процесса, именно я провёл большую работу по разоблачению Сталина. Но я был тут не одинок: это сделал Центральный Комитет, это сделал съезд партии… Эти вопросы созрели, и их нужно было поднять. Если бы я их не поднял, их подняли бы другие люди, и это стало бы причиной поражения партийного руководства, которое не прислушалось к велению времени.
Яркий пример тому — Чехословакия 1968 года. Я много раз советовал президенту Новотному: “Поднимите занавес, разоблачите злоупотребления, если они у вас были”… Новотный сердился и говорил: “…у нас ничего подобного не было”. Я ему отвечал: “Если это не сделаете вы, то это сделают другие, и вы окажетесь в очень незавидном положении”. Новотный не послушался меня, и все знают, к чему это привело и его самого, и всю Чехословакию».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Часть упомянутых в отрывке событий происходили, когда автор уже находился на пенсии.
2. Автор отрывка уже не играл никакой роли в политике страны в период Карибского кризиса.
3. Автор отрывка – Л.И. Брежнев.
4. Автор упоминает событие, известное как Пражская весна.
5. В отрывке упомянуто событие, после которого с СССР разорвали отношения Китай и Албания.
6. Период руководства СССР автора отрывка вошёл в историю как “застой”.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) кинофильм “Служебный роман”
Б) кинофильм “Холодное лето 53-го”
В) повесть “Тарас Бульба”
Г) роман “Голова профессора Доуэля”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный памятник культуры создан в период “перестройки”.
2) Данный памятник культуры создан в первое десятилетие после смерти И.В. Сталина.
3) Посвящён освободительной борьбе украинского народа.
4) Памятник культуры освещает события эпохи застоя в СССР.
5) Посвящён событиям Смутного времени.
6) Время создания – 20-е годы XX века.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите год, когда советскими войсками был полностью освобождён город, в честь которого выпущена монета. Ответ запишите цифрами.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите название города, обозначенного на карте буквой В, ставшего центром анархистской республики Батьки Махно.

10 Укажите год, к которому относятся события, показанные на карте.

11 Прочитайте отрывок из книги и укажите трижды пропущенное наименование процесса, о котором идёт речь в отрывке.

«Численность уехавших точно не известна. Врангель приводит другие цифры. В марте 1921 года он писал: “Всякая _______________ является исключительно трудным делом. _______________ же из Крыма 160 тысяч человек при крайне неблагоприятных условиях, под угрозой наступающего противника, представляла особенно трудную операцию. Конечно, несмотря на блестящую работу всех ответственных лиц, возможны были, по различным причинам, отдельные недочеты, но в общем, они явились исключением”. А в декабре 1923 года он же сообщает, что было вывезено 145 693 человека. Но, еще в конце ноября 1920 года, в секретной сводке разведывательного отдела штаба французской эскадры указывалось, что “цифра _______________ возросла до 146 000, из которых примерно 29 000 гражданских лиц”. По всей видимости последние цифры наиболее точны».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Со стороны советского командования операцию, которой посвящена карта, возглавлял М. В. Фрунзе.
2. Командование белыми силами в регионе П.Н. Врангелю передал А.И. Деникин.
3. Город, обозначенный буквой А, ранее был столицей Крымского ханства.
4. Обозначенный на карте буквой Б город – это Перекоп.
5. Показанная на карте военная операция привела к окончательной победе красных в Гражданской войне.
6. Военная операция, которой посвящена данная карта, продолжалась около одного года.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из материалов историка.

«В директиве Объединенного комитета военного планирования № 432/д от 14 декабря 1945 года для атомной бомбардировки были намечены 20 основных городов и промышленных центров Советского Союза. Тогда предполагалось сбросить 196 атомных бомб. За ним последовал целый ряд других планов …

Неизбежную войну предотвращали лишь советские танковые армии, дислоцированные в Восточной Европе, которые в случае конфликта, по расчетам американских экспертов, в течение недели-двух выходили на побережье Атлантического океана.

Пыл американских генералов также сдерживали возможные огромные, до 55%, потери американских бомбардировщиков при налетах на советские города.

В ответ американские горячие головы в 1949 г. придумали новый план «Dropshot» («Мгновенный удар»), в реализации которого должны были принять участие и европейские сателлиты США. В общей сложности для выполнения этого плана предусматривалось использовать силы западной коалиции общей численностью 20 миллионов человек, которые должны были остановить контрнаступление Красной Армии.

Сам план «Dropshot» поражал своей жестокостью. По этому плану на первом этапе войны предполагалось сбросить на 100 советских городов 300 атомных бомб по 50 килотонн и 200 тыс. тонн обычных бомб (всего же планировалось сбросить 6 млн. тонн обычных бомб). Американские эксперты скрупулезно подсчитали, что в результате этих бомбардировок в СССР погибнет около 60 млн. человек, а всего с учетом дальнейших боевых действий жертвами станут свыше 100 млн. советских людей …

План «Dropshot» не был реализован по причине неутешительных выводов все тех же американских экспертов. Оказалось, что даже 20 миллионов солдат и сотни ядерных бомб не гарантировали безусловной победы над СССР. Напомним, что к этому времени Советский Союз стал обладателем атомного оружия, а потом и ракетно-ядерного щита, который сулил любому агрессору должное возмездие…

Надо отметить, что главной цель американских планов атомных войн было возвращение России к временам бесправного Брест-Литовского мира 1918 г. Об этом недвусмысленно говорилось в Директиве 20/1 Совета национальной безопасности США от 18 августа 1948 г. под названием «Цели США в отношении России». В ней ставилась задача сократить «мощь и влияние СССР до тех пределов, когда они более не будут угрожать международной стабильности».

13 Укажите год, когда в США был принят план войны против СССР (А). Напишите, применению какого оружия отводилась основная роль согласно этого плана (Б). Назовите главную цель американских планов войны против СССР (В).

14 Как, согласно плана Dropshot», американская армия планировала начало войны против СССР? (А). Какие силы предполагалось использовать в нападении на СССР? (Б). Какова главная причина того, что планы ядерной войны против СССР не были осуществлены? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите князя, возглавлявшего русское войско во время событий, которым посвящена данная памятная монета. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16 Какая из представленных ниже картин иллюстрирует событие, произошедшее в период правления того же монарха? В ответе запишите цифру, которой обозначена эта картина. Укажите предводителя войск противника в битве, фрагмент которой содержит данная картина.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«В критический момент, когда передовые части гизельской ударной группировки противника в составе двух полков пехоты при поддержке 100 танков готовились к решающему броску на Владикавказ, а основные его силы должны были нарастить удар и осуществить наконец давний замысел, 4-я воздушная армия обрушила на врага всю боевую мощь … наши бомбардировщики, штурмовики и истребители сосредоточили главные удары по районам Гизель и Новая Саниба.
Силы противника иссякли. От наступления он перешел к обороне. Так закончилась нальчикская операция. Застряв в районе Гизель, Новая Саниба, гитлеровцы так и не смогли прорваться к Владикавказу. Наступило время подготовки наших войск к контрудару». 

Б)

«… воины всех родов войск с нетерпением ожидали приказа о наступлении. Операция началась 1 января 1943 года массированными ударами частей 4-й воздушной армии по танкам и артиллерии противника в полосе продвижения 44-й армии. Наступление развивалось успешно. При поддержке авиации наши наземные части сломили сопротивление гитлеровцев и подошли к Моздоку с севера. На следующий день вперед двинулась 58-я армия. Вскоре она овладела Кизляром и Нижне-Бековичем, а утром 3 января вышла к Тереку южнее Моздока. В тот же день город был освобожден».

18 В Москве в 1686 году был подписан “Вечный мир” с Речью Посполитой. Укажите:

а) причину (предпосылку) этого события, связанную с прошлой историей русско-польских отношений
б) причину (предпосылку) этого события, связанную с русско-турецкими отношениями
в) последствие данного события для международного положения России

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ПОСЕССИОННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внутренней политики Александра III и Николая I по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В Средние века после смерти правителя территории государства переходили под управление его потомков. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение утверждения о том, что конфликты между потомками нередко приводили к распаду государства: один аргумент для Руси и один – для другого государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.