Вариант 88

Вариант 88

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) подписание пакта Молотова – Риббентропа
Б) указ об отмене внутренних таможенных пошлин
В) начало ваучерной приватизации
Г) Кардисский мир

1) 1661
2) 1754
3) 1762
4) 1939
5) 1941
6) 1992

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) включение Эстонии в состав СССР
2) Невская битва
3) разделение христианства на западную и восточную ветви

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) Смута
Б) конфликт Японии и СССР в 1930-е годы
В) Отечественная война 1812 года
Г) экономическое развитие России в конце XIX – начале XX вв.

ФАКТЫ

1) сражение при Мукдене
2) создание тушинского лагеря
3) прокладка Транссибирской магистрали
4) возобновление строительства БАМа
5) совет в Филях
6) бои у озера Хасан

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Создание первого в России общегородского совета народных депутатов _______________ (Б)
_______________ (В) Гибель атамана Ермака Тимофеевича 1580-е
Санкт-Петербург _______________ (Г) 1880-е
_______________ (Д) _______________ (Е) 1810-е

Пропущенные элементы:

1) 1900-е
2) река Тобол
3) убийство императора Александра II
4) сражение между русскими и французскими войсками
5) 1910-е
6) Тула
7) река Иртыш
8) Малоярославец
9) Иваново-Вознесенск

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) сожжение Искоростеня
Б) аграрная реформа
В) экономическая политика СССР в 1960-х годах
Г) партизанская деятельность в годы Великой Отечественной войны

УЧАСТНИКИ

1) А.Н. Косыгин
2) княгиня Ольга
3) С.Ю. Витте
4) О.В. Кошевой
5) П.А. Столыпин
6) Г.Я. Сокольников

6 Прочтите отрывок из летописи.

«В год 6370. И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: “Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону”. Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а ещё иные — готы, вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший <…> в Ладоге, а другой — Синеус — на Белом озере, а третий — Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один … [князь], и пришёл к Ильменю, и поставил город над Волховом… и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В отрывке пропущено имя отца Игоря Старого.
2. В отрывке названы славянские, финно-угорские и германские народы.
3. В отрывке пропущено имя Олег.
4. Описанные в отрывке события произошли в 60-е годы IX века.
5. “Город над Волховом” из отрывка – это Киев.
6. Описанные в отрывке события произошли в 882 году.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) “Житие Александра Невского”
Б) “Житие Бориса и Глеба”
В) картина “Изгнание поляков из Кремля”
Г) картина “Стояние на Угре”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Произведение отображает эпизод из событий Смутного времени.
2) Автор изобразил К. Минина и Д. Пожарского
3) Произведение содержит сцены сражения русских и ордынских воинов.
4) Памятник культуры посвящён событиям XIII века.
5) Памятник культуры посвящён событиям XV века.
6) Произведение посвящёно жертвам междоусобных войн.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите название армии (аббревиатуру), генеральный штаб которой в 1941-1942 гг. возглавлял военачальник, изображённый на марке.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите название реки, обозначенной на карте буквами Б.

10 Укажите год проведения операции, показанной на карте.

11 Прочитайте текст и укажите пропущенное в тексте название города.

«Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, сержанты, офицеры и генералы! Сегодня мы празднуем 27-ю годовщину существования Красной Армии.
За 40 дней наступления в январе — феврале 1945 г. наши войска изгнали немцев из 300 городов, захватили до сотни военных заводов, производящих танки, самолёты, вооружение и боеприпасы, заняли свыше 2 400 железнодорожных станций, овладели сетью железных дорог протяжением более 15 тысяч километров. За этот короткий срок Германия потеряла свыше 350 тысяч солдат и офицеров пленными и не менее 800 тысяч убитыми. За тот же период Красная Армия уничтожила и захватила около 3 000 немецких самолётов, более 4 500 танков и самоходных орудий и не менее 12 000 орудий.
В результате Красная Армия полностью освободила Польшу и значительную часть территории Чехословакии, заняла Будапешт и вывела из войны последнего союзника Германии в Европе — Венгрию, овладела большей частью Восточной Пруссии и немецкой Силезии и пробила себе дорогу в Бранденбург, в Померанию, к подступам _______________.
Гитлеровцы кичились, что более сотни лет ни одного неприятельского солдата не было в пределах Германии и что немецкая армия воевала и будет воевать только на чужих землях. Теперь этому немецкому бахвальству положен конец.
Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, сержанты, офицеры и генералы!
Полная победа над немцами теперь уже близка. Но победа никогда не приходит сама, — она добывается в тяжёлых боях и в упорном труде. Обречённый враг бросает в бой последние силы, отчаянно сопротивляется, чтобы избежать сурового возмездия. Он хватается и будет хвататься за самые крайние и подлые средства борьбы. Поэтому надо помнить, что чем ближе наша победа, тем выше должна быть наша бдительность, тем сильнее должны быть наши удары по врагу».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Буквами А на карте обозначена река Одер.
2. В том же году, когда состоялась показанная на карте операция, союзники открыли Второй фронт в Европе.
3. Совместно с советскими войсками в операции, которой посвящена карта, участвовала польская армия.
4. В городе, обозначенном цифрой 1, произошло неудачное антифашистское восстание.
5. Во время проведения операции, которой посвящена карта, СССР находился в состоянии войны с Японией.
6. Командовали операцией, которой посвящена карта, маршалы Г.К. Жуков и И.С. Конев.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из письма И.И. Шувалову.

«Милостивый государь Иван Иванович! Полученным от вашего превосходительства черновым доношением Правительствующему Сенату к великой моей радости я уверился, что объявленное мне словесно предприятие подлинно в действо произвести намерились к приращению наук, следовательно, к истинной пользе и славе отечества. При сём случае довольно я ведаю, сколь много природное ваше несравненное дарование служить может и многих книг чтение способствовать. Однако и тех совет вашему превосходительству небесполезен будет, которые сверх того университеты не токмо видали, но и в них несколько лет обучались, так что их учреждения, узаконения, обряды и обыкновения в уме их ясно и живо, как на картине, представляются. Того ради, ежели Московский университет по примеру иностранных учредить намереваетесь, что весьма справедливо, то желал бы я видеть план, вами сочинённый. Но ежели ради краткости времени или ради других каких причин того не удостоюсь, то, уповая на отеческую вашего превосходительства ко мне милость и великодушие, принимаю смелость предложить моё мнение о учреждении Московского университета кратко вообще.
…Главное моё основание, сообщённое вашему превосходительству, весьма помнить должно, чтобы план Университета служил во все будущие годы. Того ради, несмотря на то, что у нас ныне нет довольства людей учёных, положить в плане профессоров и жалованных студентов довольное число. Сначала можно проняться теми, сколько найдутся. Со временем комплект наберётся. Остальную с порожних мест сумму полезнее употребить на собрание университетской библиотеки, нежели, сделав ныне скудный и узкий план по скудости учёных, после, как размножатся, оный снова переделывать и просить о прибавке суммы.
…Профессоров в полном университете меньше двенадцати быть не может в трёх факультетах: в юридическом три, в медицинском три, в философском шесть.
…При Университете необходимо должна быть Гимназия, без которой Университет как пашня без семян. О её учреждении хотел бы я кратко здесь вообще предложить, но времени краткость возбраняет.
Ежели дней полдесятка обождать можно, то я целый полный план предложить могу…»

13 Укажите год, когда был основан университет, о котором идёт речь в письме (А). Назовите автора письма (Б). Назовите российского императора (императрицу), в правление которого (которой) был основан университет (В).

14 Как автор письма объясняет значимость своего участия в организации университета, о котором идёт речь в документе? Укажите одно объяснение (А). Какие рекомендации по устройству университета даёт автор? Укажите две рекомендации (Б). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите прозвище, которое за стойкость своих защитников при осаде неприятельским войском получил от врагов город, в честь которого выпущена данная памятная монета. Укажите год, когда произошли эти события.

16 Какое из представленных ниже литературных произведений посвящено историческому периоду, когда проявили свою воинскую доблесть защитники города, которому посвящена памятная монета? В ответе запишите цифру, которой обозначено это литературное произведение. Назовите правителя, который приходился дедом военачальнику, именем которого названо это произведение.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Поскольку Россия находится в состоянии, близком к развалу … просто недопустимо, чтобы Япония не попыталась решить проблему Владивостока и района Сибири, как только будут завершены военные приготовления… Я прошу вас использовать все имеющиеся средства, чтобы настоять на вступлении Японии в войну против России в самые ближайшие сроки… Наше естественное желание – встретиться с представителями Японии на Транссибирской магистрали ещё до начала зимы».

Б)

«В это время года военные действия против Советского Союза можно предпринять лишь в небольших масштабах. Вероятно, будет не слишком трудно занять северную часть острова Сахалин. Ввиду того, что советские войска понесли большие потери в боях с немецкими войсками, их, вероятно, также можно оттеснить от границы. Однако нападение на Владивосток, а также любое продвижение в направлении озера Байкал в это время года невозможно, и придётся из-за сложившихся обстоятельств отложить это до весны».

18 15 мая 1682 года в Москве вспыхнул стрелецкий бунт. Укажите:

а) династическую причину (предпосылку) данного события
б) причину (предпосылку) данного события, связанную с положением стрельцов
в) последствие данного события для престола

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «БАРЩИНА». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях экономической политики Александра III и Александра II по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 После разгрома наполеоновской Франции революционные движения в Европе не прекратились. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в первой половине XIX века в России и в Италии происходили революционные выступления: один аргумент для России и один – для Италии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.