Вариант 87

Вариант 87

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) избрание И.В. Сталина генеральным секретарем ЦК РКП (б)
Б) выдача казаками Степана Разина царским войскам
В) совет в Филях
Г) штурм Грозного федеральными войсками в ходе первой чеченской войны

1) 1648
2) 1671
3) 1812
4) 1922
5) 1994
6) 1996

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) норманнское завоевание Англии
2) убийство князя Святослава печенегами
3) взятие Берлина во время Семилетней войны

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) Гражданская война
Б) расширение СССР летом 1940 г.
В) сопротивление новым “европейским” порядкам Петра I
Г) деятельность Ивана III в Прибалтике

ФАКТЫ

1) восстание в Астрахани
2) создание ВСЮР – Вооружённых Сил Юга России
3) захват части территории Финляндии советскими войками
4) присоединение Прибалтики
5) постройка крепости Ивангород
6) захват русскими войсками Выборга

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Сенатская площадь Восстание членов тайных организаций _______________ (А)
Варшава _______________ (Б) _______________ (В)
_______________ (Г) Осада города восставшими под предводительством Е. Пугачёва 1770-е
_______________ (Д) _______________ (Е) 1610-е

Пропущенные элементы:

1) освобождение города от фашистских захватчиков
2) избрание Михаила Романова на царство
3) Астрахань
4) 1830-е
5) Москва
6) созыв первого земского собора
7) 1820-е
8) 1940-е
9) Оренбург

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) стояние на реке Угре
Б) создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем
В) введение винной монополии
Г) Ям-Запольское перемирие с Польшей

УЧАСТНИКИ

1) А.В. Луначарский
2) Иван IV
3) А.П. Столыпин
4) Ф.Э. Дзержинский
5) Иван III
6) С.Ю. Витте

6 Прочтите отрывок из записок современника.

«Император… стремился к искоренению злоупотреблений, вкравшихся во многие части управления, и убедился из внезапно открытого заговора, обагрившего кровью первые минуты нового царствования, в необходимости
повсеместного, более бдительного надзора, который окончательно стекался бы в одно средоточие; государь избрал меня для образования высшей полиции, которая бы покровительствовала утеснимым и наблюдала за злоупотреблениями и людьми, к ним склонными…
Никогда не думав готовиться к этому роду службы, я имел о нём лишь самое поверхностное понятие, но благородные и благодетельные побуждения, давшие повод к этому учреждению, и желание быть полезным новому нашему государю не позволили мне уклониться от принятия образованной им должности, к которой призвало меня высокое его доверие. Решено было учредить под моим начальством корпус жандармов… Учреждённое в то время Третье отделение собственной Его императорского величества канцелярии представляло под моим начальством средоточие этого нового управления и вместе высшей секретной полиции, которая в лице тайных агентов должна была помогать и способствовать действиям жандармов…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Император, о времени правления которого идёт речь в отрывке, получил прозвище Палкин.
2. Отрывок рассказывает о событиях второй половины XVIII века.
3. В период правления того же императора, который упомянут в отрывке относится подавление польского и венгерского восстаний.
4. Отрывок написан от лица И.Ф. Паскевича.
5. Современником описанных в отрывке событий был М.М. Сперанский
6. В результате произошедшего заговора, о котором упоминается в отрывке, были казнены 5 человек.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) «Философические письма»
Б) стихотворение «Жди меня»
В) икона «Троица»
Г) Донская икона Божией Матери

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Памятник культуры, по преданию, находился в русском войске на Куликовом поле.
2) Автор – В. Катаев.
3) Данный памятник культуры создал Андрей Рублёв.
4) Произведение написано в годы Великой Отечественной войны.
5) Автор произведения был объявлен сумасшедшим.
6) Создатель памятника культуры – Симон Ушаков.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите немецкое название объекта, изображённого на марке.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите современное название города, обозначенного цифрой 1.

10 Укажите название операции, которой посвящена данная карта.

11 Прочитайте текст и укажите номер приказа, из которого взят этот отрывок.

ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР
О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций
№ _______ 28 июля 1942 года

г. Москва
Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется в глубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население.
Население нашей страны, с любовью и уважением относящееся к Красной Армии, начинает разочаровываться в ней, теряет веру в Красную Армию, а многие из них проклинают Красную Армию за то, что она отдает наш народ под ярмо немецких угнетателей, а сама утекает на восток.
Некоторые неумные люди на фронте утешают себя разговорами о том, что мы можем и дальше отступать на восток, так как у нас много территории, много земли, много населения и что хлеба у нас всегда будет в избытке.
Этим они хотят оправдать свое позорное поведение на фронтах. Но такие разговоры являются насквозь фальшивыми и лживыми, выгодными лишь нашим врагам.
Поэтому надо в корне пресекать разговоры о том, что мы имеем возможность без конца отступать, что у нас много территории, страна наша велика и богата, населения много, хлеба всегда будет в избытке. Такие разговоры являются лживыми и вредными, они ослабляют нас и усиливают врага, ибо если не прекратим отступление, останемся без хлеба, без топлива, без металла, без сырья, без фабрик и заводов, без железных дорог.
Из этого следует, что пора кончить отступление.
Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв.

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Цифрой 2 на карте обозначен город Калач-на-Дону.
2. В год проведения операции, которая показана на карте, войска СССР совершили наступление в ходе операции «Багратион».
3. В результате операции советских войск, которая показана на карте, в плен попал фельдмаршал Паулюс.
4. Военные действия, показанные на карте, относятся к завершению коренного перелома в Великой Отечественной войне.
5. Город, обозначенный на карте цифрой 1, несколько раз переходил из рук в руки во время боевых действий, показанных на карте.
6. Донским фронтом во время показанных на карте боевых действий командовал К.К. Рокоссовский.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из решения Земского собора.

«А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богтана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и святых божиих церквей, потому что паны рада и вся __________ на православную християнскую веру и на святые божий церкви востали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и все Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю веса Русии бити челом многижда, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить и святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел их принята под свою государскую высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку принята не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирит через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен.

И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в от-ветех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору.

А великий государь его царское величество для православные християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остеретата и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданых своих от всякия верности и послушанья чинит свободными.

И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здвржал, и на православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви божий многие разорил, а в-ыных униею учинил. И чтоб их не отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану, потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди.

И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять…»

13 Укажите название государства, пропущенное в тексте, в данный исторический период (А). Назовите год воссоединения, о котором говорится в постановлении (Б). Назовите год, когда был впервые созван сословно-представительный орган, которому принадлежит данное постановление (В).

14 Как объясняются причины принятия Войска Запорожского под цареву руку? Укажите три причины данного решения. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Назовите город – конечную точку магистрали, в честь которой выпущена данная памятная монета. Назовите российского императора, в период правления которого было завершено строительство данной магистрали.

16 Какое из представленных ниже литературных произведений было написано в то же десятилетие, когда состоялся юбилей события, которому посвящена памятная монета? В ответе запишите цифру, которой обозначено это литературное произведение. Укажите период истории страны, события которого лежат в основе этого произведения.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«… С первых дней войны флот … пароходства начал терпеть большие потери, которые в дальнейшем беспрерывно увеличиваются и создают реальную угрозу существованию флота этого пароходства вообще. Основная причина больших потерь флота — плохая организация охраны транспорта от нападений неприятеля с воздуха. Так, например, при осуществлении десантных операций в Керчи и Феодосии подверглись бомбежке и затонули 12 транспортных судов, доставивших воинские части, боеприпасы и артиллерию в эти порты. Суда были оставлены военным командованием без всякого охранения и защиты. О фактах плохой охраны и гибели транспортных судов в феврале месяце доведено до сведения нач. Генерального штаба Маршала Советского Союза тов. Шапошникова и Народного Комиссара Военно-Морского Флота адмирала тов. Кузнецова. Однако и после этого суда продолжают гибнуть по тем же причинам. Так, например, 19 февраля с.г. из Новороссийска в Севастополь был направлен пароход «Коммунист» с грузом ВВС без всякой охраны и конвоя. Пароход торпедирован и затонул».

Б)

«Второе большое наступление фашистов на Севастополь, начатое 17 декабря 1941 года, для нас оказалось внезапным … Было отдано приказание немедленно готовить к походу корабли, оказавшиеся в то время в Новороссийске, которые могли принять участие в этой ответственной операции по прорыву в Севастополь … Войдя в гавань и ошвартовавшись в Сухарной балке, мы высадили 79-го бригаду морской пехоты. Она контратаковала противника при поддержке корабельной артиллерии. Положение стало резко меняться в лучшую сторону. На главном направлении, где противник имел большой успех, ему нанесли такой контрудар, что во многих местах он был отброшен на исходные позиции. Угроза, нависшая над Севастополем, была снята.
Можно без преувеличения сказать, что усилиями нашего отряда кораблей, 79-й бригады морской пехоты и 345-й Стрелковой дивизии, которая прибыла из Туапсе в Севастополь 22–23 декабря, положение было спасено. А когда в конце декабря состоялась высадка десанта, который занял города Феодосию и Керчь, второе наступление немцев на Севастополь совсем захлебнулось».

18 В начале своего правления Павел I был активным участником антифранцузских коалиций, однако к 1800 году он стал склоняться к союзу с Наполеоном. Укажите:

а) причину (предпосылку) данного события, связанную с личностью Павла I
б) последствие данного события, связанное с русско-британскими отношениями
в) династическое последствие данного события

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «МАНУФАКТУРА». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию об интеграции западных и северных русских земель в политико-экономические отношения с европейскими странами по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Социальные, экономические и военные реформы «по европейскому образцу», проводимые в Новое время, часто принимались обществом очень тяжело. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, согласной которой реформы нередко встречали ожесточённое сопротивление в консервативной среде: один аргумент для России и один – для другого государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.