Вариант 86

Вариант 86

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) отмена временнообязанного состояния
Б) возведение на престол Екатерины I
В) отмена опричнины
Г) принятие плана ГОЭЛРО

1) 1572
2) 1725
3) 1762
4) 1883
5) 1920
6) 1924

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) введение опричнины
2) падение режима апартеида в ЮАР
3) начало русско-японской войны

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) Смутное время
Б) внешняя политика Московского государства в конце XV века
В) народные восстания второй половины XVII века
Г) ликвидация осколков Золотой Орды

ФАКТЫ

1) осада Оренбурга
2) заключение союзного договора с Крымским ханством
3) завоевание Казанского ханства
4) Соляной бунт
5) восстание Болотникова
6) присоединение Рязанской земли

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Прибытие первого каравана с грузами по ленд-лизу 1940-е
Черкасск _______________ (Б) _______________ (В)
_______________ (Г) Расстрел Колчака 1910-е
Река Альма _______________ (Д) _______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) казачье восстание под руководством К. Булавина
2) Керчь
3) 1700-е
4) Мурманск
5) разгром корпуса А. Левенгаупта русской армией
6) сражение русской армии и англо-франко-турецких войск
7) Иркутск
8) 1710-е
9) 1850-е

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) образование Негласного комитета
Б) присоединение Нижегородского княжества к Московскому государству
В) Смута
Г) внутрипартийная борьба 1920-х гг.

УЧАСТНИКИ

1) Симеон Гордый
2) Н.И. Бухарин
3) Н.Н. Новосильцев
4) Г.В. Плеханов
5) Григорий Отрепьев
6) Василий I

6 Прочтите отрывок из беседы российского императора с иностранным посланником.

«Постигаете ли вы, какие впечатления и чувства волнуют и давят меня в продолжение целого месяца?
…Я находил, нахожу и теперь, что если бы брат Константин внял моим настойчивым мольбам и прибыл в Петербург, то мы избежали бы ужасающей сцены, коей вы были свидетелем, и опасности, которой она подвергла нас в продолжение нескольких часов. Он не счёл нужным уступить моим просьбам. Невозможность …положить конец продолжительной и опасной неизвестности, в которой находилось общество, заставило меня тогда принять престол. Но заговорщики вообразили, что они разом нашли и предлог, и способ действовать. Они ухитрились внушить о разделе между братом и мною, а моё поведение изобразили в самом гнусном свете. …Уверив солдат, что государь, с коим связывала их первая присяга, находится в заточении и вверяет им заботу отомстить за него, успели ввести некоторых из них в заблуждение. Вот что делало моё положение в прошлый понедельник в тысячу раз ужаснее, чем я могу вам выразить. Я был увлечён необходимостью чтобы спасти столицу, быть может, империю от страшной катастрофы, пролить кровь несчастных, большая часть которых доказывала своим участием в бунте, до чего может их довести верность присяге и преданность царю…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. События, о которых идёт речь в отрывке, были инициированы членами т.н. тайных обществ.
2. В период правления того же императора, при котором произошли события, о которых идёт речь в отрывке, произошло Синопское морское сражение.
3. Описанные в отрывке события произошли после отмены крепостного права в России.
4. Автор отрывка пишет о событиях, ставших причиной гибели Александра II.
5. События, о которых идёт речь, произошли в день коронации российского императора.
6. “Ужасающие события”, о которых говорится в отрывке, стали следствием политики “Хождения в народ”.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) кинофильм “Место встречи изменить нельзя”
Б) кинофильм “Кавказская пленница”
В) пьеса “Двенадцать месяцев”
Г) пьеса “Три сестры”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Произведение вышло в свет в начале XX века.
2) Автор произведения – знаменитый детский писатель XX века.
3) Памятник культуры посвящён событиям Второй мировой войны.
4) Автор произведения К. Чуковский.
5) Режиссёр – Э. Рязанов.
6) Режиссёр – Л. Гайдай.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите, как называлось ружьё, изображённое на марке.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите фамилию генерала, руководившего походом на город, обозначенный на карте буквой А.

10 Укажите, в каком году город, обозначенный цифрой 4, был взят Добровольческой армией и стал одним из центров Белого движения.

11 Прочитайте отрывок из исторического документа и укажите имя исторического деятеля, дважды пропущенное в тексте.

«1. Главнейшим и единственным нашим операционным направлением полагаю должно быть направление на Царицын, дающее возможность установить непосредственную связь с армией _______________.
2. При огромном превосходстве сил противника, действия одновременно по нескольким операционным направлениям невозможны.
3. После неудачной нашей операции на Луганском направлении, мы на правом берегу Дона вот уже около двух месяцев лишь затыкаем дыры, теряя людей и убивая в них уверенность в своих силах.
4. В ближайшем месяце на севере и востоке России наступает распутица и, вопреки провокационному заявлению Троцкого о необходимости перебрасывать силы против армии _______________, операции на этом фронте должны приостановиться и противник получит возможность перебросить часть сил на юг. Используя превосходство сил, противник сам перейдет в наступление от Царицына, причем создастся угроза нашей базе.
5. Необходимо вырвать, наконец, в наши руки инициативу и нанести противнику решительный удар в наиболее чувствительном для него направлении».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Общее командование армиями, противостоявшими большевикам в период войны, отражённой на карте, осуществлял А.И. Деникин.
2. Город, обозначенный цифрой 2, стал центром антибольшевистского восстания.
3. Антибольшевистским силам в ходе данной войны активную поддержку оказывали интервенты Антанты.
4. Город, обозначенный цифрой 5, стал самым последним оплотом Белой армии в России.
5. В период отражённых на карте событий активное содействие РККА оказали представители казачества.
6. В период исторических событий, показанных на карте, столица переместилась из города А в город Б.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из доклада советских спецслужб Правительству СССР.

«Задачи подполья: отрыв от стран социалистического содружества, реставрация капитализма, разложение армии, оргосбезопасности, возрождение деятельности социал-демократической партии.
Роль ударного отряда сил контрреволюции выполняет «Клуб-231», объединивший в своих рядах 40 тысяч человек из числа репрессированных за антигосударственную деятельность …
3 мая … эти силы организовали митинг на Староместской площади в Праге. Главный лозунг митинга — изъять из Конституции ЧССР положение о руководящей роли Коммунистической партии …
В распространяемых в Праге и других городах листовках КПЧ приравнивается к фашистской, карательной организации.
С января началось наступление на якобы продажные государственные учреждения — суд и прокуратуру.
Нападкам подвергается участие ЧССР в Варшавском договоре. Готовится выход из него».

13 Укажите год, когда произошли события, которые описаны в отрывке (А). Напишите название страны, о которой говорится в отрывке (Б). Назовите руководителя СССР в период, когда произошли события, описанные в отрывке (В).

14 Какие цели преследовали противники действующей власти? Назовите не менее трёх целей (А). Как противники действующей власти относились к правящей партии? (Б). Как СССР отреагировал на события, изложенные в отрывке? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Назовите регион, именем покорителя которого назван ледокол, изображённый на марке. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16 На какой из представленных ниже картин отображён фрагмент сражения отряда военачальника, в честь которого назван корабль, изображённый на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначена эта картина. Укажите десятилетие, когда произошло событие, отображённое на картине.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«21-я дивизия лишь в конце ноября 1941 года прибыла с Дальнего Востока из города Спасск в Приморье. С ходу вступила в бой. Дивизия была укомплектована кадровым составом – ни одного запасника, – причем имела в своем составе более 15 тысяч человек, в том числе три стрелковых полка (94, 116 и 326-й), два артиллерийских полка (пушечный и гаубичный), зенитный полк, танковый батальон, сапёрный батальон, батальон связи, автомобильный батальон и целый ряд специальных подразделений, в том числе разведывательный батальон. Удар дивизии был до того неожиданным, что финны буквально бежали за реку Свирь».

Б)

«… офицерский состав состоял из подготовленных и опытных кадров. Командиры полков и батальонов имели опыт гражданской войны … И наконец, настал этот долгожданный час … 22 октября 1941 года дивизия покинула ряды 1-й Краснознаменной армии и, заправившись на станции села Хороль Приморского края, отправилась на Запад в резерв ставки Верховного Главнокомандующего. Эшелоны двигались с большой скоростью, останавливаясь только на больших железнодорожных вокзалах, чтобы накормить людей … Чем больше наши эшелоны приближались к жилым районам Москвы и Подмосковья, тем чаще мы подвергались нападениям вражеских самолетов. Вдоль маршрута движения наших эшелонов стали виднеться опустошенные вокзалы, горящие вагоны, разрушенные здания. Ночью на горизонте зияло кроваво-красное зарево горящих деревень … С 15 ноября 1941 года, еще не завершив разгрузку на станции Узловая, сибирская 239-я стрелковая дивизия повстречалась с врагом, а к концу дня 17 ноября вся дивизия уже вступила в ожесточенную схватку с 112-й и 167-й пехотными дивизиями противника».

18 Весной 972 года на порогах Днепра был убит киевский князь Святослав Игоревич. Укажите:

а) последствие данного события для киевского престола
б) последствие данного события для русской культуры
в) последствие данного события для обороноспособности Руси

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ГУБЕРНИИ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различии в положении крестьян в Московском государстве в первой половине XVI веке и в последующие годы по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Во второй половине XVIII века произошла Семилетняя война. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение мнения, что данный конфликт оказал влияние на политическое развитие стран-участниц: один аргумент для России и один – для Пруссии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.