Вариант 85

Вариант 85

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) третий Раздел Речи Посполитой
Б) конфликт на острове Даманский
В) завершение строительства Транссибирской железной дороги
Г) заточение царевны Софьи в Новодевичий монастырь

1) 1689
2) 1792
3) 1795
4) 1905
5) 1940
6) 1969

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) городские восстания в Пскове и Новгороде
2) январское восстание в Царстве Польском
3) битва при Пуатье

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) борьба за власть в Московском государстве в начале XVII века
Б) борьба русских земель против ордынских завоевателей
В) реформы Александра I
Г) борьба Москвы и Твери за лидерство в русских землях

ФАКТЫ

1) сожжение Ельца войсками Тамерлана
2) заточение патриарха Гермогена
3) отмена крепостного права
4) создание министерств
5) гибель в Орде князя Михаила Ярославича
6) битва на реке Пьяне

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Восстание на Броненосце “Потёмкин-Таврический” 1900-е
Байконур _______________ (Б) _______________ (В)
Река Ларга _______________ (Г) _______________ (Д)
_______________ (Е) Основание Якутска 1630-е

Пропущенные элементы:

1) река Лена
2) победа русской армии над турецкими войсками
3) река Енисей
4) 1770-е
5) испытание первой советской атомной бомбы
6) Одесса
7) 1780-е
8) 1950-е
9) начало строительства первого советского космодрома

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) набег на Москву
Б) Берлинский конгресс
В) поход Белой армии на Петроград
Г) сражение под Доростолом

УЧАСТНИКИ

1) А.М. Горчаков
2) хан Тохтамыш
3) К. В. Нессельроде
4) Святослав Игоревич
5) Святополк Окаянный
6) Н.Н. Юденич

6 Прочтите отрывок из воспоминаний.

«В первых числах июля … над виновными совершён приговор суда. Полтораста осуждённых выведены на гласис перед крепостию, им прочтено решение суда, над ними переломлены шпаги, сняты с них мундиры и фраки, они облечены в крестьянское платье и отправлены в ссылку. Пять человек были повешены. Всё это происходило вскоре по восхождении солнца и в отдалённой части города, следственно зрителей не могло быть много. Несмотря на то, в этот день жители Петербурга исполнились ужаса и печали. Более шестидесяти лет после Мировича не видели они торговой, смертной казни …
Особая канцелярия по секретной части переименована в III отделение собственной его величества канцелярии; … а Бенкендорф назначен главноуправляющим. Но главное состоит в том, что он назначен вместе и шефом корпуса жандармов, которому поручен был надзор за порядком в целом государстве».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В отрывке описан процесс казни зачинщиков крестьянской войны.
2. Упомянутый в отрывке политический деятель также известен как создатель “Теории официальной народности”.
3. Зачинщикам, о которых говорится в отрывке, удалось привлечь к восстанию широкие массы населения по всей стране.
4. Заговор, о котором говорится в отрывке, произошёл в день коронации императора.
5. В период правления того же императора, к которому относится и данное событие, произошло подавление польского и венгерского восстаний.
6. Многие из участников восстания входили в т.н. Тайные общества.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) «Конармия»
Б) икона “Спас Нерукотворный”
В) роман “Анна Каренина”
Г) картина “Сватовство майора”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Героиня произведения кончает жизнь самоубийством.
2) Герой произведения – В.И. Чапаев.
3) Произведение описывает события Гражданской войны.
4) Автор произведения был членом общества художников – передвижников.
5) Создатель памятника культуры – П. Федотов.
6) Создатель памятника культуры – Симон Ушаков.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите название посёлка, в районе которого произошло крупнейшее танковое сражение во время битвы, которой посвящена марка.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите год перемирия, заключённого в городе, обозначенном цифрой 4.

10 Укажите российского командующего, руководившего армией в битве возле населённого пункта, обозначенного цифрой 2.

11 Прочитайте текст и напишите название государства, пропущенное в тексте.

«Провинции, которые 1 января 1772 года составляли часть прежде бывшего королевства Польского и после того перешли в разные времена во владение Пруссии, поступят… в полную собственность и обладание е. в. короля саксонского, под названием _______________ герцогства…»

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1.      По условиям мира, подписанного в городе, обозначенном цифрой 4, Россия присоединялась к континентальной блокаде Великобритании.
2.      В сражении, место которого обозначено на карте цифрой 2, Россия и её союзники потерпели поражение.
3.      Цифрой 1 на карте обозначено место битвы под Фридландом.
4.      Союзником России в войне, которая отражена на карте, была Швеция.
5.      Война, события которой отражены на карте, началась в период правления Павла I.
6.      К войне, которой посвящена карта, относятся Итальянский и Швейцарский походы Суворова.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний современника событий.

«А мог бы ты и о том вспомнить, как во времена благочестивой жизни твоей все дела у тебя шли хорошо по молитвам святых и по наставлениям Избранной рады, достойнейших советников твоих, и как потом, когда прельстили тебя жестокие и лукавые льстецы, губители и твои и отечества своего, как и что случилось: и какие язвы были Богом посланы — и опустошение всей земли Русской, и, что всего горше и позорнее, — царской души падение, и позорное бегство войск царских! …Вместо избранных и достойных мужей, которые не стыдясь говорили тебе всю правду, окружил ты себя сквернейшими прихлебателями и маньяками, вместо доблестных воевод и полководцев — гнуснейшими и Богу ненавистными Вольскими с товарищами их … Вспомни же дни своей молодости, когда блаженно царствовал! Не губи себя и вместе с собой и дома своего… ибо затворил ты царство Русское, свободное естество человеческое, словно в адовой твердыне, и если кто из твоей земли поехал … ты такого называешь изменником, а если схватят его на границе, то тем или иным способом предаёшь его смерти… Поучись у мудрейших и покори и подчини в себе звериную часть божественному образу и подобию: все ведь издавна тем и спасают душу, что худшее в себе подчиняют лучшему. Вспомни прошедшие дни и возвратись к ним. И если окажешься мудрым, да прочти их в тишине душевной и без гнева!».

13 Назовите войну, во время которой произошло упомянутое в тексте бегство русских войск (А). Укажите автора послания (Б). Укажите адресата (В).

14 В чём, по мнению автора, заключаются перемены, которые он ставит в вину адресату? (А). Какие последствия изменения поведения адресата называет автор? Перечислите 3 последствия (Б).

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Назовите императора, во время правления которого государственный деятель, изображенный на памятной монете, возглавлял Совет министров Российской империи. Укажите город, где на этого государственного деятеля было совершено покушение, приведшее к его смерти.

16 Какое из представленных ниже литературных произведений повествует о событиях восстания, предводитель которого изображён на портрете? В ответе запишите цифру, которой обозначено это литературное произведение. Назовите фамилию офицера – главного героя этого произведения.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Противник к этому времени имел в составе своей 17-й армии три армейских, один горнострелковый и один кавалерийский корпуса. Всего против войск Северо-Кавказского фронта действовало десять пехотных, четыре горнострелковые, две легкопехотные, одна танковая, одна моторизованная, одна авиаполевая и две кавалерийские дивизии. Стремясь остановить продвижение наших войск, противник создал вокруг Краснодара сильную систему обороны. Кроме того, он использовал для этой цели оборонительные сооружения, построенные нашими войсками … Вся местность на подступах к Краснодару была изрыта противотанковыми рвами и окопами, большие площади, дороги, удобные пути были заминированы».

Б)

«Однако поспешное отступление немецко-фашистских захватчиков с Кавказа не мешало им широко применять свои варварские методы «выжженной земли». Во всех войсках действовал приказ Гитлера № 4 «О порядке отхода и оставления местностей». Этот приказ требовал уничтожения всего оружия, автомашин и т. д., которые не могут быть взяты с собой; разрушения всех объектов, зданий, представляющих ценность для противника; увоза всех мужчин в возрасте от 15 до 65 лет, если не всего гражданского населения. Этот приказ своего фюрера гитлеровские вояки выполняли с особой охотой. Отступая, они в дикой злобе ко всему советскому беспощадно истребляли ни в чем не повинных мирных жителей — женщин, стариков, детей, разрушали города и станицы. Оккупанты уничтожили всю промышленность Кубани, нанесли тяжелый урон сельскому хозяйству, разрушили дороги и мосты, линии и средства связи, коммунальное хозяйство городов и станиц, сожгли больницы и школы, разграбили и уничтожили культурные ценности. В Краснодаре еще задолго до бегства гитлеровцы заминировали все лучшие общественные здания, а при отходе целые кварталы города превратили в развалины».

18 30 ноября 1939 году началась советско-финляндская война, известная как «Зимняя война». Укажите три причины (предпосылки) начала данного военного конфликта.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «КРЕМЛЬ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в результатах российской политики в первой и во второй половине XVIII века по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение мнения, что XVII веке в России и в Польше сила и влияние монарха были обратно пропорциональны силе и влиянию знатных сословий и органов государственной власти: один аргумент для России и один – для Польши. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.