Вариант 84

Вариант 84

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) разрыв дипломатических отношений с Болгарией
Б) пленение Василия II Улу-Мухаммедом
В) убийство С.М. Кирова
Г) Прутский поход

1) 1382
2) 1445
3) 1711
4) 1712
5) 1915
6) 1934

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) сожжение флота Игоря византийцами
2) вступление России в Семилетнюю войну
3) Люблинская уния

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) Великое посольство в Европу
Б) реформы Избранной рады
В) реформы Александра II
Г) внешняя политика Московского государства в конце XV века

ФАКТЫ

1) Стоглавый собор
2) походы русских войск на Казань
3) учреждение института мировых судей
4) Смоленская война
5) изучение социально-экономических систем европейских государств
6) заключение военного союза России и европейских стран против Османской империи

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Первый запуск паровой машины И.И. Ползунова 1760-е
_______________ (Б) Издание манифеста об отмене крепостного права в России _______________ (В)
Крым _______________ (Г) 1780-е
_______________ (Д) _______________ (Е) 1260-е

Пропущенные элементы:

1) Санкт-Петербург
2) 1870-е
3) 1860-е
4) Барнаул
5) Москва
6) посольство Александра Невского
7) Каракорум
8) убийство Юриия Данииловича
9) присоединение региона к Российской империи

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) финансовая реформа
Б) поход в Волжскую Булгарию
В) учреждение Священного Синода
Г) Ливонская война

УЧАСТНИКИ

1) М.В. Скопин-Шуйский
2) Пётр I
3) Всеволод Большое Гнездо
4) Сергей Витте
5) Е.Ф. Канкрин
6) Симеон Бекбулатович

6 Прочтите отрывок из воспоминаний участника событий.

«А которые города и земли в сей прошлой войне от Короны Польской и Великого Княжества Литовского завоёваны суть, и остаются во владении и в Державе Его Царского Величества, се есть Смоленск со всею Северскою землёю, с городами и с уездами, которые от того краю от Витебского и от Полоцкого и от Лифляндии, от Лютинского уездов до Смоленска, то есть Дорогобуж, белая Невель, Себеж, Красное, так и Велиж, хотя издавна до Воеводства Витебского належащий со своими местами и с уездами, а с другого края, где есть Северские города, около Чернигова все города и земли, какими ни есть прозвищами и урочищами названные, оставаться имеют все в стороне Его Царского Величества…
А сам город Киев с … монастырями Печорским и с иными при Киеве оставленными околицами… с которыми наперед сего Киев в сторону Царского Величества принят… в сторону его Королевского Величества и Речи Посполитой имеет быть отдан… в два года, от нынешнего договора считая…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Московский царь, при котором был составлен данный документ, также издал Соборное уложение.
2. Современником подписания договора был протопоп Аввакум.
3. Отрывок взят из договора, окончившего Смоленскую войну.
4. Документ, из которого взят отрывок был подписан первым царём из династии Романовых.
5. Город, который, согласно тексту отрывка договора, должны были вернуть Речи Посполитой, остался в составе Московского царства.
6. Одним из условий договора, из которого взят отрывок был отказ польского короля от прав на московский престол.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) “Севастопольские рассказы”
Б) “Собачье сердце”
В) пьеса “Недоросль”
Г) “Сын полка”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Произведение представляет сатиру на большевизм.
2) Повесть рассказывает о событиях Великой Отечественной войны.
3) Автор присутствовал на месте описываемых в произведении событий.
4) Памятник культуры – автобиография.
5) Автор произведения – Д.И. Фонвизин.
6) Памятник культуры посвящён Первой мировой войне.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите, как назывался город во время Великой отечественной войны, где выпускался грузовик, изображённый на марке.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите цифру, обозначающую на карте населённый пункт, в котором состоялся крупный военный совет под руководством Кутузова.

10 Укажите правителя России, в период правления которого произошли показанные на карте события. Ответ запишите словом.

11 Укажите дважды пропущенную в тексте донесения фамилию русского полководца.

«В сражении 26 числа августа, г. главнокомандующий 2-ю армиею и кавалер кн. _______________, получив рану, предоставил начальникам войск его армии, сделать представления об отличившихся в сражениях при Бородине 24 и 26 числа к вашей светлости. Почему я осмеливаюсь представить к вам списки г.г. офицеров, с отличною храбростью и неустрашимостью подвизавшихся в обеих сих делах, и удостаивающихся награды, истинно ими заслуженной. Вашей светлости известно, с какими непреоборимым мужеством и твердостью удерживали войска Его Императорскаго Величества числа на левом фланге стремившагося в многочисленности неприятеля на укрепленную батарею, отражая его неоднократно штыками, на всех других пунктах был он не раз опрокинут. Г.г. офицеры подавали собою пример своим подчиненным. 26 числа вверенная мне дивизия была послана на подкрепление сводных гренадерских баталионов, находящихся на батареях, и здесь исполнила она долг чести и храбрости, уничтожая несколько раз неприятельския намерения, овладеть батареями. По получении его сият-ством кн. _______________ и корпусным командиром кн. Горчаковым ран, принял я в команду мою, после учиненных атак, сводные гренадерские баталионы, и Донскую конно-артиллерийскую роту майора Танина, и, не взирая на контузию, мною полученную в левую руку, явился к ген. от инф. Дохтурову, почему был им поставлен впереди полк лейб-гвардии, для составления цепи стрелков, на левом фланге, которую и содержал до самой ночи.

Генерал-майор Неверовский»

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В ходе войны, которой посвящена карта, Герцогство Варшавское было союзником России.
2. Военные действия, которые отмечены на карте, были завершены в связи с подписанием мирного договора в Тильзите.
3. Цифрой 5 на карте обозначена деревня Фили.
4. Во время войны, события которой отображены на карте, состоялся Тарутинский манёвр.
5. Цифрами 1 и 2 на карте обозначены места дислокации русских армий перед началом войны.
6. В сражении, обозначенном на карте цифрой 3, русская армия одержала уверенную победу.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний русского генерала.

«Мое мнение сейчас сводится к тому, что надо распустить армию и оставить только добровольцев, обеспечив их во всех отношениях самым лучшим образом; я, считаю, что останется около миллиона, а этого вполне достаточно, чтобы продолжать оборонительную войну при тех технических средствах снабжения, которые теперь у нас есть … Ведь в этом последний шанс и единственный исход, так как с войсками, в том состоянии, в котором они сейчас находятся, мы не только не можем наступать, но не выдержим даже более слабого удара, чем то было под Ригой и Якобштадтом …

Впервые сказывается наш выход из боевого строя; у немцев развязаны руки и они могут теперь дерзать на решительные и грозные для наших союзников операции. Надо только удивляться, чего они медлят…

Новое правительство товарища Ленина разразилось декретом о немедленном мире; к другой обстановке над этим можно было бы только смеяться, но сейчас это гениальный ход для привлечения солдатских масс на свою сторону; я видел это по настроению в нескольких полках, которые сегодня объехал; телеграмма Ленина о немедленном перемирии на 3 месяца, а затем мире, произвела всюду колоссальное впечатление и вызвала бурную радость. Теперь у нас выбиты последние шансы на спасение фронта…
Теперь, когда большевики швырнули в солдатские массы эту давно желанную для них подачку, то у нас нет уже никаких средств для борьбы с теми, кто дал ее массам. Что мы можем противопоставить громовому эффекту этого объявления? Напоминания о долге перед родиной, о необходимости продолжать войну и выполнить свои обязательства перед союзниками… Да разве эти понятия действенны хоть сколько-нибудь для современного состава нашей армии; нужно быть безнадежно глухим и слепым, чтобы в это верить. Сейчас это не только пустые, но и ненавистные для масс слова».

13 Напишите название войны, события которой описаны в отрывке (А). Укажите год, когда произошли упомянутые в отрывке события (Б). Напишите название первого документа, принятого большевистским правительством, о котором говорится в отрывке (В).

14 Какие меры предлагает автор для реформирования армии? (А). Как автор оценивает состояние войск противника? (Б). Как автор оценивает влияние мирной инициативы большевиков на настроение солдат? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Назовите способ комплектования российской армии в период, когда была написана картина, фрагмент которой изображён на марке. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16 Какое из представленных ниже литературных произведений повествует о событиях восстания, предводитель которого изображён на портрете? В ответе запишите цифру, которой обозначено это литературное произведение. Назовите фамилию офицера – главного героя этого произведения.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«После артподготовки миномётной батареи мы поднялись и пошли в атаку на небольшую сторожевую заставу русских, от границы до русских было метров 400. Горели строения, клубилась пыль от взрывов, русские подпустили нас на 150 метров, упали зелёные насаждения, которые маскировали их огневые точки, и ударили пулемёты и винтовки. Русские стреляли удивительно точно, такое впечатление, что там все снайперы. После третьей атаки мы потеряли почти половину роты. Солдаты все были обстрелянные, со своей ротой я с боями прошел всю Польшу… Сторожевая застава была расположена на небольшом холме, справа – озеро, а слева – болото, обойти не получалось, приходилось штурмовать в лоб. Весь подъем холма был усеян телами наших солдат… Через полчаса подошли резервы, пушки поставили на прямую наводку и начали расстреливать огневые точки и окопы русских…Я смотрел на убитых русских, молодые 18-20 лет, все погибли в бою, многие сжимали в руках оружие…»

Б)

«Подвели итоги первого дня боевых действий. Общими усилиями армейских частей и флотилии были отражены шесть попыток противника переправиться через Дунай в районе Картал, Раздельный, три – у Килии Новой, две – у Вилкова, четыре попытки вброд форсировать Прут близ Рени. Добравшиеся до нашего берега разрозненные группы румынских солдат вылавливались в плавнях. Агрессор понёс немалые потери на Дунае, в воздухе да и на своем берегу. Наши корабли и батареи выпустили за день свыше 1600 снарядов (эта цифра, кстати, заставила подумать о более расчётливом расходовании боеприпасов, поскольку пополнение их могло осложниться). Настроение было приподнятое – границу удерживаем, врага бьём!.. О положении на остальном фронте мы знали еще мало, но, конечно, понимали, что наш участок границы не самое горячее место и где-то натиск агрессора неизмеримо сильнее. Ночью началась подготовка к десанту».

18 24 декабря 1979 года началась Афганская война. Укажите:

а) последствие данного события для международного положения СССР
б) последствие данного события для социальной среды СССР
в) экономическое последствие данного события для международного положения СССР

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «САМОЗВАНЧЕСТВО». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве между восстанием Степана Разина и восстанием Емельяна Пугачёва по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Христианское духовенство принимало активное участие в военной деятельности средневековых государств. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, согласно которой политические и религиозные деятели Руси и Западной Европы в XI-XII веках использовали в военной политике религиозный фактор: один аргумент для Руси и один – для Западной Европы. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.