Вариант 83

Вариант 83

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) Абоский мир
Б) создание “Теории официальной народности”
В) первое испытание советской атомной бомбы
Г) восстание Хлопка Косолапа

1) 1603
2) 1707
3) 1743
4) 1833
5) 1945
6) 1949

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) атака на Пёрл-Харбор
2) присоединение Финляндии к Российской империи
3) битва при Доростоле

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) нашествие Батыя
Б) походы Святослава Игоревича
В) административные изменения в период раздробленности Руси
Г) экономические процессы второй половины 1940-х – начала 1950-х гг.

ФАКТЫ

1) перенос столицы из Суздаля во Владимир
2) «восстановительная пятилетка»
3) оборона Козельска
4) разорение Саркела
5) принятие плана ГОЭЛРО
6) осада Корсуни

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Вывод советских войск 1950-е
Аустерлиц Поражение русских и австрийских войск _______________ (Б)
Новгород _______________ (В) _______________ (Г)
Куба _______________ (Д) _______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) 1800-е
2) Австрия
3) 1570-е
4) размещение советских ракет
5) Венгрия
6) 1810-е
7) ликвидация вечевого строя
8) 1960-е
9) поход опричного войска

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) создание Священного союза
Б) карательные экспедиции ордынцев
В) включение Смоленской земли в состав Русского государства
Г) создание Коммунистического Интернационала

УЧАСТНИКИ

1) Александр I
2) Неврюй
3) А.М. Горчаков
4) М.Л. Глинский
5) А.А. Громыко
6) Г.Е. Зиновьев

6 Прочтите отрывок из манифеста.

«Царь исполнился усердием, сам и по собственному разумению начал вооружаться против врага и собирать многочисленные и храбрые войска. Он уже не хотел наслаждаться покоем, но сам поднимался не раз, не щадя своего здоровья, на враждебного и злейшего своего противника — казанского царя. И хоть не взял он в одну суровую зиму этого столичного города, то есть крепости Казани, и отступил без всякого успеха, вовсе не впали в уныние душа его и храбрая его воинственность. И, оценив положение города, через год или два распорядился он построить немедля на реке Свияге большую превосходную крепость, за четверть мили от Волги и миль за пять от великого города Казани, — вот как близко уже подошел!
В тот же год отправив по Волге большие стенобитные пушки, сам он хотел тотчас пойти сухим путём. Но тут пришло известие, что крымский хан идёт на него с большими силами, препятствуя походу на Казань. И хотя для постройки крепости он послал прежде большое войско, да и при пушках множество воинов, но по этому случаю ненадолго отсрочил поход на Казань».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Одним из участников войны, о которой идёт речь в тексте, был князь А. Курбский.
2. Упомянутый в отрывке город был взят русскими войсками без единого выстрела.
3. В отрывке описаны события, происходившие в период проведения опричнины.
4. В период правления царя, о котором идёт речь в отрывке, Россия вела Смоленскую войну.
5. К тому же веку, которому посвящён отрывок, в России появились первые мануфактуры.
6. В период правления царя, о котором идёт речь в отрывке, Россия вела Ливонскую войну.

7 Установите соответствие между деятелями культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

А) В.В. Кандинский
Б) А.И. Куинджи
В) А. Толстой
Г) И. Бабель

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Художник, мастер пейзажной живописи.
2) Автор рассказа “Кавказский пленник”.
3) Деятель культуры расстерял по ложному обвинению.
4) Один из теоретиков изобразительного искусства, художник – абстракционист.
5) Автор картины “Грачи прилетели”.
6) Деятель культуры трижды был награждён Сталинской премией.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Для защиты важных объектов от вражеских самолётов советскими войсками применялись воздушные заграждения, одно из которых изображённо на марке. Напишите его название.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите название города, обозначенного на карте цифрой 1.

10 Укажите, в каком году был подписан мирный договор в городе, обозначенном цифрой 2.

11 Прочитайте отрывок из мирного договора, подписанного в период событий, которым посвящена карта, и укажите в именительном падеже слово в форме существительного, пропущенное в тексте.

«Статья I
Россия, с одной стороны, и Германия, Австро-Венгрия, Болгария и Турция – с другой, объявляют, что состояние войны между ними прекращено. Они решили впредь жить между собой в мире и дружбе.
Статья III
Области, лежащие к западу от установленной договаривающимися сторонами линии и принадлежавшие раньше России, не будут более находиться под ее верховной властью: установленная линия обозначена на приложенной карте…*, являющейся существенной составной частью настоящего мирного договора. Точное определение этой линии будет выработано русско-германской комиссией.
Для означенных областей из их прежней принадлежности к России не будет вытекать никаких обязательств по отношению к России.
Россия отказывается от всякого вмешательства во внутренние дела этих областей. Германия и Австро-Венгрия намереваются определить будущую судьбу этих областей по снесении с их населением.
Статья V
Россия незамедлительно произведет полную демобилизацию своей армии, включая и войсковые части, вновь сформированные теперешним правительством.
Статья VI
Россия обязывается немедленно заключить мир с _______________ Народной Республикой и признать мирный договор между этим государством и державами Четверного союза. Территория _______________ незамедлительно очищается от русских войск и русской Красной гвардии. Россия прекращает всякую агитацию или пропаганду против правительства или общественных учреждений _______________ Народной Республики.
Эстляндия и Лифляндия также незамедлительно очищаются от русских войск и русской Красной гвардии. Восточная граница Эстляндии проходит в общем по реке Нарве. Восточная граница Лифляндии проходит в общем через озеро Чудское и Псковское озеро до его юго-западного угла, потом через Любанское озеро в направлении к Ливенгофу на Западной Двине. Эстляндия и Лифляндия будут заняты германской полицейской властью до тех пор, пока общественная безопасность не будет там обеспечена собственными учреждениями страны.
Финляндия и Аландские острова также будут немедленно очищены от русских войск и русской Красной гвардии, а финские порты – от русского флота и русских военно-морских сил».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Москва стала столицей новообразованного государства только через 5 лет после событий, которым посвящена карта.
2. Территория, обозначенная на карте буквой А, была присоединена к Румынии.
3. Флажками на карте отмечены центры антисоветских правительств.
4. Город, обозначенный на карте цифрой 3, в исторический период, которому посвящена карта, носил название Петроград.
5. Цифрой 5 на карте обозначен город, остававшийся центром советской власти на протяжении всей Гражданской войны.
6. Все территории к западу от пунктирной линии, изображённой на карте, вернулись в состав России только в период правления И.В. Сталина.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из сочинения историка.

«Сам Выборг и его окраины были сильно укреплены. Он представлял собой город-крепость. С севера, запада и юга Выборг прикрывают широкие заливы. В самом городе все каменные строения и постройки были приспособлены к обороне. В городе и на окраинах финны построили множество дотов и дзотов, большое количество огневых точек расположили в подвалах домов. Подступы к городу были заминированы, прикрыты надолбами и проволочными заграждениями. Долговременные сооружения и огневые точки были сведены в мощные узлы сопротивления…
В боях за Выборг артиллерия использовалась массированно. В полосе выступления корпуса шириной 9 км было сосредоточено 411 орудий, что позволило создать плотность около 46 орудий на 1 км фронта. В направлении главного удара в полосе 91-й стрелковой дивизии на фронте 1,2 км приходилось 85 орудий на 1 км фронта. В борьбе за Выборг принял участие дивизион бронепоездов, вооруженный девятью орудиями…

Финны пытались любой ценой удержать Выборг. В 21 час 30 минут они предприняли две попытки контратаковать батальоны 257-го полка, но безуспешно. Пять артиллерийских дивизионов (60 орудий) открыли огонь, и противник численностью более полутора тысяч человек был рассеян… Началась успешная атака советских войск… Всю ночь продолжались ожесточенные бои, часто переходившие в рукопашные схватки».

13 Напишите название войны, события которой описаны в отрывке (А). Укажите год, когда произошли упомянутые в отрывке события (Б). Напишите фамилию главнокомандующего армией противника (В).

14 Как автор отрывка характеризует оборонительный потенциал города? (А). О массированном применении какого рода войск говорится в отрывке? (Б). Каков итог штурма города? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите десятилетие, в период которого на территории России произошло восстание, предводитель которого изображён на картине. Укажите монарха, правившего страной в этот период.

16 Какое из представленных ниже литературных произведений повествует о событиях восстания, предводитель которого изображён на портрете? В ответе запишите цифру, которой обозначено это литературное произведение. Назовите фамилию офицера – главного героя этого произведения.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Прежде всего они — латыши! Они хотят самостоятельное латвийское национальное государство. Будучи поставленными перед выбором: Германия или Россия, они выбрали Германию, потому что ищут сотрудничества с цивилизацией Запада. Немецкое владычество им видится меньшим злом. Ненависть к России углубила оккупация Латвии … Они рассматривают борьбу против России, как свой национальный долг».

Б)

«В августе 1943 года 278-й полицейский батальон передислоцировался в Польшу… где так же при содействии авиации прочесывали леса и деревни на предмет обнаружения в них лиц, ведущих борьбу против немцев… В декабре 1943 года 278-й полицейский батальон приехал в Россию в район озера Освее. В этом районе действовало несколько таких батальонов. Здесь нашему батальону были приданы специальные отряды СД и даже авиация. В России наш батальон часто переезжал вдоль латвийской границы. Самолёты в этих районах бомбили деревни, а отряды СД совместно с полицейскими батальонами действовали по лесным массивам, где вылавливали местных жителей, скрывавшихся от бомбёжки. Лица, обнаруженные и пойманные в лесах передавались отрядам СД, а впоследствии их расстреливали. Личный состав батальона питался за счет награбленных продуктов у местных жителей…»

18 25 июля 1662 года в Москве произошёл Медный бунт, вызванный неудачной денежной реформой царя Алексея Михайловича. Укажите три причины (предпосылки) проведения данной реформы.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «МИРОВОЙ СУД». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве во внешней политике Александра Невского и Ивана Калиты по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В XIX веке государства-колонизаторы, в случае неспособности защитить военным путём свои колонии, продавали эти территории другим странам. Используя исторические знания, приведите два аргумента в подтверждение данного утверждения: один аргумент для России и один – для другого государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.