Вариант 82

Вариант 82

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) взятие крепости на о. Корфу русским десантом под командованием Ф.Ф. Ушакова
Б) городское восстание в Киеве
В) образование Временного правительства
Г) убийство Лжедмитрия I

1) 1068
2) 1606
3) 1611
4) 1799
5) 1917
6) 1918

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) принятие Билля о правах
2) начало книгопечатания в России
3) строительство кирпичного Московского Кремля

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) политика Временного правительства
Б) крестьянская реформа Д.С. Киселёва
В) установление советской власти
Г) противостояние России и Швеции

ФАКТЫ

1) победа русских войск в битве при Лесной
2) публикация Ноты Милюкова
3) заключение Андрусовского перемирия
4) издание указа об обязанных крестьянах
5) принятие Декрета о земле
6) демаркация российско-китайской границы

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Подписание мирного договора со Швецией _______________ (Б)
_______________ (В) Смерть царевича Дмитрия 1570-е
Иркутск _______________ (Г) _______________ (Д)
Ялта _______________ (Е) 1940-е

Пропущенные элементы:

1) Углич
2) река Плюсс
3) принятие решения о вступлении СССР в войну с Японией
4) 1910-е
5) расстрел Верховного правителя России
6) 1650-е
7) река Прут
8) принятие решения об открытии Второго фронта
9) 1920-е

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) восстание Степана Разина
Б) попытка установления военной диктатуры в России
В) подписание Хельсинкских соглашений
Г) присоединение Новгородской земли к Московскому княжеству

УЧАСТНИКИ

1) Салават Юлаев
2) Иван III
3) М.С. Горбачёв
4) В.Р. Ус
5) Л.Г. Корнилов
6) Л.И. Брежнев

6 Прочтите отрывок из декларации.

«Независимые Государства — Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина, стремясь построить демократические правовые государства, отношения между которыми будут развиваться на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела…;
…будучи приверженными целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,
заявляют о нижеследующем:
Взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни над государственным образованием.
В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности будет сохранено объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства.
…С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает своё существование».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Со стороны России договор подписывал Б.Н. Ельцин.
2. Документ, из которого взят отрывок, не предполагал главенствование одной республики союза над другими.
3. В документе перечислены все республики, входившие в состав Советского союза.
4. Документ, из которого взят отрывок, получил название “Беловежские соглашения” .
5. Последствием подписания документа, из которого был взят отрывок, являлся парад суверенитетов.
6. Ныне союз, о котором идёт речь, носит название ЕАЭС.

7 Установите соответствие между памятниками архитектуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ

А) Останкинская телебашня
Б) здание ЦУМа
В) Государственный исторический музей
Г) здание МИД

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Одна из семи “сталинских” высоток.
2) Данный памятник архитектуры построен в период “перестройки”.
3) Памятник архитектуры возведён в 1960-е годы.
4) Памятник архитектуры расположен в Санкт-Петербурге.
5) Здание построено в неоготическом стиле в начале XX века.
6) Памятник архитектуры расположен на Красной площади.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите название месяца, когда произошло событие, в честь которого выпущена медаль.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Напишите название озера, обозначенного на карте цифрой 5.

10 Укажите название народа – северных соседей восточных славян, давших имя знаменитому торговому маршруту.

11 Прочтите текст и с помощью карты укажите пропущенное в тексте название племенного союза.

«При князьях, предшественниках Святослава, не было тронуто одно только славянское племя на восток от Днепра – то были ______. С них-то и начал Святослав свои походы, узнав, что это племя платило дань козарам, Святослав бросился на последних, одолел их кагана, взял его главный город на Дону – Белую Вежу; потом победил ясов и касогов, жителей Прикавказья».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. На карте двумя буквами Б обозначен путь «из варяг в греки».
2. Цифрой 3 указано место расселения славянского племени кривичей.
3. Цифрой 2 указана территория государства, которому восточные славяне долгое время платили дань.
4. Цифрой 1 обозначена территория, ставшая местом зарождения польского государства.
5. Столица древнерусского государства была центром племенного союза полян.
6. На карте подписан город, в который на княжение был приглашён Рюрик.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«По настоянию генерала Жоффра и французского правительства Россия, чтобы выручить нас, чтобы сковать германские корпуса в Пруссии и засвидетельствовать солидарность союзных фронтов, отважно перешла в наступление. На юге, в Галиции, она разбила австрийцев у Львова, а на севере, вступив 17 августа в Восточную Пруссию, опрокинула германцев у Гумбинена, угрожая Кёнигсбергу, что побудило германский генеральный штаб отозвать с французского фронта четыре дивизии. Наши союзники оказали нам, таким образом, огромную услугу».

13 Напишите название войны, события которой описаны в отрывке (А). Укажите год, когда произошли упомянутые события (Б). Напишите, как в отечественной историографии именуется наступательная операция российских войск в Галиции (В).

14 Для чего российская армия начала наступление, о котором говорится в отрывке? (А). Армия какого государства была главным противником России при наступлении в Галиции? (Б). Какие выгоды союзникам принесло российское наступление? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите год, когда была выпущена данная медаль. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16 На каком из представленных ниже портретов изображён царь, не являвшийся потомком Рюриковичей, правивший Россией до воцарения династии, которой посвящена данная медаль? В ответе запишите цифру, которой обозначен портрет этого царя. Назовите этого царя.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«Утром 29-го ноября наши войска освободили Ростов. Победа была большая. В сражении на донских просторах под ударами наших войск противник понёс большие потери. Здесь были разбиты 14 и 16-я танковые, 60-я моторизованная дивизия и дивизия СС «Викинг». Понесли большие потери и 13-я танковая дивизия и дивизия СС «Адольф Гитлер», а также 76, 94, и 97-я пехотные дивизии. Наши войска захватили 154 танка, 244 орудия, 93 миномета, 1455 автомашин и много другой боевой техники. Большой успех на юге советско-германского фронта значительно облегчил действие наших войск под Москвой, где враг был отброшен на 200-250 км западнее Москвы. В этих боях мы утвердились в окончательной нашей победе, хотя война продолжалась еще многие годы».

Б)

«Через полыньи Дона, по льду, по открытой местности, под непрерывным огневым шквалом, проявляя героизм, мужество и отвагу, шли доблестные части Красной Армии на штурм Ростова. И впереди наступающих, прокладывая дорогу на баррикадах, славный 230-й полк НКВД … В авангарде шел и полк народного ополчения …
В ночь на 29 ноября полк народного ополчения, форсировав Дон у железнодорожного моста и ведя уличные бои, к рассвету подошел к вокзалу. В связи с этим на северном берегу р. Дон был обеспечен необходимый плацдарм для дальнейшего наступления…»

18 Назовите три любых результата правления Петра III.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «КАЗАЧЕСТВО». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о cходстве внутренней политики Алексея Михайловича и Петра I по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Одним из формальных поводов начала Крымской войны 1853-1856 годов считается русско-французский дипломатический конфликт на почве установления протектората над религиозными объектами в Иерусалиме, входившего в то время в состав Османской империи. Используя исторические знания, приведите два аргумента в подтверждение точки зрения о том, что главными причинами начала войны стали геополитические противоречия между Россией и ведущими европейскими державами: один аргумент для России и один – для другого государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.