Вариант 81

Вариант 81

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) первый Раздел Речи Посполитой
Б) присоединение Рязани к Москве
В) избрание В.В. Путина Президентом России
Г) начало массового голода в Поволжье

1) 1521
2) 1772
3) 1795
4) 1932
5) 1937
6) 2000

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) создание стрелецких полков
2) принятие первой советской Конституции
3) победа США в войне за независимость

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) установление советской власти
Б) народное восстание в 1770-х гг.
В) либеральные реформы второй половины XIX века
Г) внутренняя политика Петра I

ФАКТЫ

1) Чумной бунт
2) создание системы военных поселений
3) утверждение “Табели о рангах”
4) создание Совета Народных Комиссаров (СНК)
5) формирование губернских и уездных земских учреждений
6) захват Астрахани мятежными казаками

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Избрание Михаила Романова российским царём _______________ (Б)
Псков Поход опричного войска _______________ (В)
_______________ (Г) _______________ (Д) 1960-е
Албазин _______________ (Е) 1680-е

Пропущенные элементы:

1) 1510-е
2) Куба
3) размещение советских ракет
4) 1570-е
5) КНДР
6) 1610-е
7) осада города цинскими войсками
8) Москва
9) подписание перавого русско-китайского договора

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) революция 1917 г.
Б) Прутский поход
В) присоединение Нижегородского княжества к Москве
Г) оборона Севастополя во время Крымской войны

УЧАСТНИКИ

1) А.Ф. Керенский
2) М.Д. Скобелев
3) Василий I
4) Б.П. Шереметев
5) Василий III
6) П.С. Нахимов

6 Прочтите отрывок из международного договора.

«Учитывая опустошительные последствия, которые имела бы для всего человечества ядерная война, и вытекающую из этого необходимость приложить все усилия для предотвращения опасности возникновения такой войны и принять меры для обеспечения безопасности народов, считая, что распространение ядерного оружия серьёзно увеличило бы опасность ядерной войны, в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций, призывающими к заключению соглашения о предотвращении более широкого распространения ядерного оружия,
…Подтверждая тот принцип, что блага мирного применения ядерной технологии, …должны быть доступны для мирных целей всем государствам–участникам Договора, как обладающим, так и не обладающим ядерным оружием,
…Согласились о нижеследующем:
Статья I
Каждое из государств–участников настоящего Договора, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно; равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или к приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В период подписания договора СССР руководил И.В. Сталин.
2. При советском лидере, к периоду руководства которого относится подписание данного договора, в СССР была принята «Конституция развитого социализма».
3. В договоре говорится о намерении сторон полностью отказаться от использования ядерных технологий.
4. Заключение договора относится к периоду разрядки.
5. Упоминаемая в договоре международная организация была образована в конце Второй мировой войны.
6. В тексте фрагмента указывается, что подписание договора стало возможным благодаря снятию всех политических противоречий между участниками договора.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) Колокольня Ивана Великого
Б) Киево-Печёрская лавра
В) роман “Собачье сердце”
Г) поэма “Кому на Руси жить хорошо”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Автор – Н.А. Некрасов.
2) Памятник культуры создан во время правления Ивана Грозного.
3) Памятник культуры создан в XI веке.
4) Автор – А.И. Герцен.
5) Автор этого памятника культуры пользовался благосклонностью главы государства.
6) Памятник культуры построен по проекту итальянского архитектора.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите вид боевого корабля, которым командовал офицер, изображённый на марке.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите цифру, на карте обозначающую город, в котором произошёл расстрел демонстрации рабочих, положивший начало событиям, показанным на карте.

10 Напишите название броненосца, маршрут движения которого показан на карте отдельными стрелками.

11 Прочитайте текст и укажите название государственного органа, четырежды пропущенное в тексте.

«Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи Нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце Наше… От волнений, ныне возникших, может явиться… угроза целости и единству державы Нашей.
Великий обет царского служения повелевает Нам всеми силами разума и власти Нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты…
На обязанность правительства возлагаем Мы выполнение непреклонной Нашей воли:
1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную _______________, привлечь теперь же к участию в _______________, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва _______________ срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и
3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения- Государственной _______________ и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.
Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с Нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1.      В период, когда происходили показанные на карте события, Россия находилась в состоянии войны с другим государством.
2.      Современником показанных на карте событий был С.Ю. Витте.
3.      Результатом обозначенных на карте событий стала в том числе Гражданская война.
4.      В период событий, показанных на карте, был убит П.А. Столыпин.
5.      Наиболее популярными партиями в исторический период, которому посвящена карта, были октябристы и кадеты.
6.      В период показанных на карте событий социалистические партии оставались на стороне правительства и не поддерживали народные волнения.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«В лето 1136 новгородцы призвали псковичей и ладожан и порешили на вече изгнать князя своего Всеволода. И посадили его на епископ двор с женою и с детьми и с тещею. И стража стерегла его день и ночь с оружием по 30 мужей на день. И сидел он 2 месяца, и отпустили его из города. А вот вины его:

1. Не блюдет смердов.
2. «Зачем ты хотел сесть в Переяславле?»
3. «Бежал с поля битвы прежде всех».

И не пустили его, пока другой князь не придет.
В то же лето пришел в Новгород князь Святослав Ольгович из Чернигова.

В лето 1137 7 марта бежал Константин-посадник ко Всеволоду и несколько других добрых мужей. И дали посадничество в Новгороде Якуну Мирославичу.

Всеволод же пошел в Киев к стрыю своему Ярополку. Тогда поехали к нему псковичи, били челом и взяли Всеволода княжить к себе. И когда приехал ко Пскову, священноиноки и священники и все множество народа встретили его с честью с крестами, пели ему многая лета и посадили его на столе. Когда услышали новгородцы, что Всеволод во Пскове, то поднялся мятеж великий в Новгороде, так как не захотели люди Всеволода. А другие побежали к Всеволоду во Псков. Тогда новгородские люди разграбили домы их. Искали еще и то, кто из бояр был приятель Всеволоду, и брали с них до полторы тысячи гривен. Брали и с невиновных. И дали те деньги купцам снаряжаться на войну.
Потом Святослав Ольгович, собрав всю землю Новгородскую, привел брата своего и курян с половцами и пошел на Псков прогонять Всеволода. И не покорились им псковичи, не выгнали от себя князя, но стали остерегаться, устроили засеки.
Подумав на пути, князь Святослав Ольгович и все люди повернули назад, сказав:
— Не будем проливать крови со своею братьею. Может быть, бог уладит своим промыслом.
Тогда же преставился князь Всеволод Мстиславич во Пскове и положен был в церкви святой Троицы, которую сам создал».

13 Назовите село, возле которого состоялось сражение, о результатах которого идёт речь в отрывке (А). Назовите битву, во время которой изгнанный новгородцами князь первым сбежал с поля боя (Б). Укажите форму правления, которая установилась в Новгороде после изгнания новгородцами Всеволода Мстиславича (В).

14 Как Святослав Ольгович обосновал отказ от продолжения похода на Псков (А). Каковы были непосредственные результаты битвы? (Б). Какие меры предприняли псковичи из-за похода Святослава Ольговича? (В). Укажите не меньше трёх последствий принятия Всеволода жителями Пскова.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Назовите год, когда произошло событие, юбилею которого посвящена данная марка. Назовите правителя государства в год, когда произошло это событие.

16 Какой из фильмов, афиши которых представлены ниже, вышел на экраны в то же десятилетие, что и данная марка? В ответе запишите цифру, которой обозначена афиша этого фильма. Назовите режиссёра, снявшего этот фильм.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«…Хотя на совещании 3.7 фюрер сам подчеркнул, что не придает Воронежу никакого значения и предоставляет группе армий право отказаться от овладения городом, если это может привести к чересчур большим потерям, фон Бок не только позволил Готу упрямо лезть на Воронеж, но и поддержал его в этом.
… группа армий «Юг» наступает успешно. Их войска вышли к Дону на широком фронте западнее и южнее Воронежа. Силы 24-й танковой дивизии и дивизии «Великая Германия» могут быть серьёзно истощены при наступлении на Воронеж, который хорошо подготовлен к обороне. Оборонительный рубеж Вейхса, прикрывающий войска с севера, был атакован противником частично при сильной поддержке танков. Танки противника были недостаточно организованы и взаимосвязаны. Атака была отражена. Силы противника стягиваются к северному участку и в район Воронежа».

Б)

«Войска Воронежского фронта  активными  боевыми  действиями сковали  крупные  силы противника, не позволяя гитлеровскому  командованию осуществить переброску  войск   на Волгу,   где  шли  решающие   сражения этого года. В конечном счете,   действия  советских войск   под  Воронежем  привели к  ослаблению вражеского  удара на Сталинград,  а в дальнейшем  сыграли   важную роль  в разгроме  гитлеровцев на Волге».

18 В 1849 году Российская империя приняла участие в подавлении Венгерского восстания. Николай I отправил в Венгрию корпус И.Ф. Паскевича. Укажите три причины (предпосылки) данного события.

а) причину (предпосылку) данного события, связанную с международной обстановкой
б) причину (предпосылку) данного события, связанную с внешней политикой Российской империи
в) последствие данного события для международного имиджа России

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ПРЕЛЕСТНЫЕ ПИСЬМА». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях внутренней политики Екатерины II и Павла I по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В 1960-х годах в Европе происходили выступления как целых социальных слоёв, так и немногочисленных организованных групп граждан в поддержку демократии. Используя исторические знания, приведите два аргумента в подтверждение точки зрения, согласно которой в 1960-е годы в СССР и во Франции власти принимали меры для ликвидации таких выступлений: один аргумент для СССР и один – для Франции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.