Вариант 80

Вариант 80

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) создание Союза благоденствия
Б) начало Второй чеченской компании
В) отмена указа о единонаследии
Г) принятие титула царя Иваном Грозным

1) 1547
2) 1731
3) 1818
4) 1905
5) 1995
6) 1999

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) Полтавская битва
2) Кровавое воскресенье
3) победа Кубинской революции

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) революционная борьба в первом десятилетии XX века
Б) внешняя политика Александра Невского
В) Первая мировая война
Г) завоевание Средней Азии Российской империей

ФАКТЫ

1) Морозовская стачка
2) дипломатическая поездка в Каракорум
3) захват Зимнего дворца
4) взятие Измаила
5) подчинение Бухарского эмирата
6) Сарыкамышская операция

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) _______________ (Б) 1850-е
Гросс-Егерсдорф Победа русских войск над прусскими _______________ (В)
Село Молоди Разгром русским войском крымско-татарской армии _______________ (Г)
_______________ (Д) _______________ (Е) 1920-е
Пропущенные элементы:

1) Гуляй-Поле
2) Малахов курган
3) 1570-е
4) атака города англо-французским десантом
5) 1750-е
6) антибольшевистское восстание под предводительством А. Антонова
7) 1550-е
8) Тамбовская губерния
9) Петропавловск

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) поход Лжедмитрия I на Москву
Б) русско-турецкая война 1828-1829
В) создание ООН
Г) Грюнвальдская битва

УЧАСТНИКИ

1) Марфа Борецкая
2) И.Ф. Паскевич
3) Марина Мнишек
4) Витовт Кейстутович
5) Е.Ф. Канкрин
6) И.В. Сталин

6 Прочтите отрывок из исторического документа.

«В четвёртый день после убийства расстриги пришёл на Лобное место боярин князь Василий Иванович Шуйский со многими иными и собрал весь народ для избрания патриарха. Народ же закричал, что прежде следует избрать царя на царство, а потом будет и патриаршее избрание. От того же боярина, от князя Василия, многие друзья и советники были отправлены в народ, чтобы агитировать за князя Василия. Эти люди научили народ кричать, чтобы новым царём стал Василий Шуйский. Таким образом, он и был избран, а народ разошёлся по домам. Названный царь Василий пошёл в Кремль, в соборную церковь Пресвятой Богородицы, помолился и пролил слёзы перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы Владимирской. Потом пошёл в царские покои и стал там жить. Бояре же и все вельможи вместе с народом стали почитать его, как и прежних царей».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Сан патриарха в Московском государстве появился в том же веке, к которому относятся упомянутые в отрывке события.
2. Царь, об избрании которого идёт речь в отрывке, привлёк шведских наёмников на русскую службу.
3. В отрывке упомянут исторический деятель, известный, как тушинский вор.
4. Царь, упомянутый в отрывке, принял крестоцеловальную запись.
5. Современником описанных в отрывке событий был Иван Болотников.
6. Описываемые в отрывке события относятся к 1610-м годам.

7 Установите соответствие между деятелями культуры и их произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

Э.М. Фальконе
П.К. Клодт
Никита Михалков
Тимур Бекмамбетов

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Кинофильм “Утомлённые солнцем”.
2) Кинофильм “Ночной дозор”.
3) Кинофильм “Карнавальная ночь”.
4) Скульптура “Медный всадник”.
5) Памятник Минину и Пожарскому в Москве.
6) Конная статуя императора Николая I.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите название города – центра бывшей немецкой провинции, взятого штурмом советскими войсками в ходе наступательной операции, которой посвящена эта монета, и впоследствии включённого в состав РСФСР.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите одним словом название казачьего поселения, обозначенного на карте цифрой 2.

10 Укажите название мирного договора, завершившего войну, которой посвящена карта.

11 Прочитайте отрывок из исторического документа и укажите название крепости, трижды пропущенное в тексте.

«Крепость _______________ имеет вовсе разорена быть, и в разсуждении истиннаго и вечнаго мира, земля той крепости, по учрежденным границам 1700 года трактата, имеет остаться пустая, и между двумя Империями барриерою служить будет, но взаимно позволено да будет России новую крепость построить, в близости острова Черкасскаго к _______________, который остров стоит на реке Дону и из давных лет Российскою границею есть; також со стороны Оттоманской Империи позволено будет на Кубанских границах к _______________ крепость построить, по определению местоположений помянутых крепостей, которое от учрежденных с обеих сторон Коммиссаров назначено будет, на которых справедливость и дискрецию такое учреждение положено быть иметь, с такой однакож кондициею, чтоб бывшая крепость Таганрог, которая уже разорена, вновь возобновлена не была, и чтоб Российская Держава никакой корабельный флот, ниже иных кораблей иметь и построить не могла».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1.      Цифрой 3 на карте обозначен Бахчисарай.
2.      Императрица, в период правления которой произошли отображённые на карте события, вернула Персии территории, захваченные во время Каспийского похода.
3.      В период войны, к которому относится карта, состоялось Рымникское сражение.
4.      Цифрой 1 на карте обозначена крепость, которая временно принадлежала России при Петре I.
5.      Россия, в период правления той же императрицы, при которой произошли отображённые на карте события, приняла участие в Семилетней войне.
6.      Одним из результатов войны, которой посвящена карта, стала независимость Крымского ханства от Османской империи.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из заявления комиссии Верховного Совета Азербайджанской ССР.

«В ночь с 19 на 20 января 1990 года в городе Баку совершена страшная по своей жестокости преступная акция, приведшая к массовой гибели мирного населения …
Союзные органы власти, игнорируя законы страны …, без согласия высших органов государственной власти республики и при отсутствии регламентирующего чрезвычайное положение законодательного акта незаконно осуществили ввод войск в Азербайджанскую ССР и объявили в ее столице — городе Баку чрезвычайное положение …
Ввод указанных воинских частей и соединений в город Баку сопровождался антигуманными, жестокими действиями со стороны военнослужащих, жизни лишались все, кто попал в поле зрения, обстреливались жилые дома и медицинские учреждения, давились танками машины “скорой помощи”, проезжавшие мимо и стоявшие на обочине автомобили, добивались раненые, расстреливались медицинские работники при оказании неотложной помощи на местах…
Реальная обстановка, сложившаяся к тому времени в городе Баку, определялась следующими факторами.
Во-первых, последовательное и успешное осуществление армянскими экстремистами-националистами целеустремленных противоправных действий, направленных на разжигание межнациональной розни и отторжение НКАО от Азербайджанской ССР, что не находило адекватной реакции со стороны Союза ССР…
Во-вторых, искусственное затягивание конфликта в НКАО и вокруг нее, принятие центром половинчатых, нежизнеспособных постановлений, применение тактики компромиссов по вопросам, которые требуют конкретных однозначных решений на конституционной основе.
В-третьих, наличие в городе Баку 80 тысяч из 215 тысяч азербайджанцев, с применением насилия, под угрозой смерти изгнанных с территории Армянской ССР, которые и по сей день не обеспечены жильем и работой.
Все это явилось главной причиной дестабилизации обстановки в республике».

13 Укажите руководителя СССР во время событий, описанных в отрывке (А). Напишите, какие действия предприняло руководство СССР во время описанных событий (Б). Напишите, об отсутствии какого документа – основания идёт речь в отрывке (В).

14 Как в документе называются действия воинских частей и соединений? (А). Межнациональный конфликт на какой территории упомянут в отрывке в качестве одной из причин напряженного положения в Азербайджанской ССР? (Б). В каких неверных поступках в этом конфликте обвиняются союзные власти? Укажите не менее двух примеров (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Назовите стиль, в котором построены здания, архитектором которых является изображённый на марке деятель. Рассмотрев фасад здания, изображённый на марке, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16 Какой из представленных ниже скульптурных памятников был построен после выпуска данной марки? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот скульптурный памятник. Назовите скульптора, по проекту которого сооружён этот скульптурный памятник.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Танковое сражение, к которому готовились обе стороны… могло обеспечить каждой из сторон выгодную позицию в войне. [Эту битву] обе стороны мысленно запланировали задолго до её начала. Кроме того, каждая сторона имела несколько месяцев для её практической подготовки.
…Назревавшая битва… для русских означала не простое ожидание немецкого наступления. Они фактически как бы приглашали, более того, заманивали вермахт начать атаку, с тем чтобы битва велась на русских условиях под дулами орудий тщательно приготовившейся Красной Армии».

Б)

«Солнце взошло над городом. Среди дыма ещё не погасших пожаров, среди неосевшей пыли, поднятой высоко в небо взрывами, по мостовым, покрытым битым кирпичом и осколками стекла, шли наши войска. Шли люди в пыльных сапогах, в выгоревших гимнастёрках, с лицами, тёмными от злого августовского солнца, люди, которые много недель, в зной, в проливные дожди, сквозь огонь и смерть, шаг за шагом прорывая проволоку, разрушая траншеи, неотступно и неуклонно шли к Орлу с севера и востока, с юга и с юго-востока… Сурово выглядел этот первый парад в дыму пожарищ, в пыли взрывов, в высоком тумане, застилавшем небо над разрушенными кварталами города, И сотни людей выходили из подворотен, выползали из подвалов, бежали навстречу идущим под Красным знаменем командирам и красноармейцам».

18 Укажите три причины (предпосылки) падения статуса Киева как главного центра русских земель в период феодальной раздробленности.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ПОЛЮДЬЕ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях во взаимоотношениях СССР и Китая в 1950-е и 1960-е годы по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В середине XVIII века началось формирование нового крупного государства – Соединённых Штатов Америки. Используя исторические знания, приведите два аргумента в подтверждение утверждения о том, что в XVIII-XIX веках европейские страны оказывали влияние на становление США: один аргумент для России и один – для любого европейского государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.