Вариант 79

Вариант 79

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) Ялтинская конференция
Б) принятие декларации о независимости РСФСР
В) арест Бирона
Г) смерть Юрия Данииловича в Орде

ГОДЫ

1) 1325
2) 1378
3) 1740
4) 1945
5) 1990
6) 1991

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) создание РККА
2) нападение угров на Киев
3) культурная революция в Китае

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) деятельность Ярослава Мудрого
Б) русско-французские отношения в начале XIX века
В) походы русских дружин в Византию
Г) Первая мировая война

ФАКТЫ

1) издание “Устава о Резах”
2) создание военно-промышленных комитетов
3) присоединение России к континентальной блокаде Англии
4) вступление России в Антанту
5) гибель русского князя на Днепровских порогах
6) основание города Юрьева

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Фултон _______________ (А) 1940-е
Чехословакия _______________ (Б) _______________ (В)
_______________ (Г) Разгром турецкой армии войсками П.А. Румянцева 1770-е
Фридрихсгам _______________ (Д) _______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) подписание мирного договора со Швецией
2) 1800-е
3) подавление восстания силами ОВД
4) 1720-е
5) река Кагул
6) речь Черчилля, положившая начало Холодной войне
7) 1960-е
8) последния конференция лидеров Большой тройки
9) река Рымник

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) национализация банков
Б) признание Русью зависимости от Орды
В) Берлинский конгресс
Г) борьба бояр Нарышкиных и Милославских

УЧАСТНИКИ

1) Андрей Боголюбский
2) Софья Алексеевна
3) Г.Я. Сокольников
4) Филипп Колычев
5) А.М. Горчаков
6) Ярослав Всеволодович

6 Прочтите отрывок из исторического источника.

«После того как Иван умертвил или потерял своего сына, он стал предаваться жестокостям ещё больше, чем прежде, и его тирания была столь ужасна, что никому из людей ещё не довелось слышать; говорят, он впал в отчаяние после смерти сына своего Ивана, так что, казалось, им руководили сами фурии. Когда он надевал красное — он проливал кровь, чёрное — тогда бедствие и горе преследовали всех: бросали в воду, душили и грабили людей; а когда он был в белом —повсюду веселились, но не так, как подобает честным христианам.
Говорят, что царь вознамерился опустошить всю страну и истребить свой народ, так как знал, что ему осталось недолго жить, и полагал, что все будут радоваться его смерти, хотя ни на ком не мог этого заметить; однако он умер ранее, чем предполагал; день ото дня становясь всё слабее и слабее, он впал в тяжкую болезнь, хотя опасности ещё не было заметно; и, говорят, один из вельмож, Богдан Вельский, бывший у него в милости, подал ему прописанное доктором Иоганом Эйлофом питьё, бросив в него яд в то время, когда подносил царю, отчего он вскорости умер; так ли это было, известно одному Богу, верно только то, что вскоре царь умер».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. При царе, о котором идёт речь в отрывке, был проведён целый ряд важных реформ.
2. Царь, о смерти которого рассказывается в отрывке, присоединил к России Новгород и Псков.
3. В отрывке упомянут глава опричнины.
4. Описанные в отрывке события произошли после отмены опричнины.
5. Царь, о смерти которого рассказывается в отрывке, присоединил к России Казань и Астрахань.
6. В тексте упомянут последний русский царь из династии Рюриковичей.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ

А) “Вечера на хуторе близ Диканьки”
Б) роман “Преступление и наказание”
В) пьеса “Дядя Ваня”
Г) кинофильм “Бриллиантовая рука”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Памятник культуры создан в комедийном жанре.
2) Сборник мистических рассказов.
3) Автор произведения – Ф.М. Достоевский.
4) Автор произведения – И.С. Тургенев.
5) Автор произведения – А.П. Чехов.
6) Памятник культуры посвящён русским революционерам.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите лётную специальность (бомбардировщик, штурмовик, истребитель) знаменитого пилота, которому посвящена монета.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите название кочевого народа – основного противника монголо-татар в южнорусских степях.

10 Укажите титул правителя монгольской державы, внуком которого был предводитель войска в походах, обозначенных на карте.

11 Прочтите текст и укажите пропущенное в тексте название города, которое осаждало монголо-татарское войско.

«В год (от сотворения мира) 6748-й (1240-й). Пришел Батый к _______________ с силой тяжкой, со многим множеством силы своей, и окружил город, и осадила (город) сила татарская. И был город в осаде великой. И пребывал Батый у города, и воины его осаждали город, и нельзя было слышать (друг друга в городе) из-за звуков скрипа телег его, рева множества верблюдов его и ржания табунов его, и была заполнена земля Русская врагами…».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1.      Город, обозначенный на карте цифрой 2, оказал захватчикам ожесточенное сопротивление.
2.      Помимо Руси, другие восточно-европейские государства не понесли существенного урона от монголо-татарского нашествия.
3.      Современником событий, которым посвящена карта, был Александр Невский.
4.      Городу, обозначенному на карте цифрой 6, монголами были нанесены незначительные повреждения.
5.      Западные русские княжества, не пострадавшие от нашествия врага, впоследствии вошли в состав Польши и Литвы.
6.      События, которым посвящена карта, произошли в первой половине XIII века.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из указа Президиума Верховного Совета СССР.

«По до­сто­вер­ным дан­ным, по­лу­чен­ным во­ен­ны­ми влас­тя­ми, сре­ди не­мец­ко­го на­се­ле­ния, про­жи­ва­ю­ще­го в рай­о­нах По­волжья, име­ют­ся ты­ся­чи и де­сят­ки ты­сяч ди­вер­сан­тов и шпи­о­нов, ко­то­рые по сиг­на­лу, дан­но­му из Гер­ма­нии, долж­ны про­из­вес­ти взры­вы в рай­онах, на­се­лен­ных нем­ца­ми По­волжья.
О на­ли­чии та­ко­го боль­шо­го ко­ли­чест­ва ди­вер­сан­тов и шпи­о­нов сре­ди нем­цев По­волжья ни­кто из нем­цев, про­жи­ва­ю­щих в рай­о­нах По­волжья, со­вет­ским влас­тям не со­об­щал, — сле­до­ва­тель­но, не­мец­кое на­се­ле­ние рай­о­нов По­волжья скры­ва­ет в сво­ей сре­де вра­гов со­вет­ско­го на­ро­да и Со­вет­ской влас­ти…
Во из­бе­жа­ние та­ких не­же­ла­тель­ных яв­ле­ний и для пре­дуп­реж­де­ния серь­ез­ных кро­воп­ро­ли­тий Пре­зи­ди­ум Вер­хов­но­го Со­ве­та СССР при­знал не­об­хо­ди­мым пе­ре­се­лить все не­мец­кое на­се­ле­ние, про­жи­ва­ю­щее в рай­о­нах По­волжья, в дру­гие рай­о­ны с тем, что­бы пе­ре­се­ля­е­мые бы­ли на­де­ле­ны зем­лей и что­бы им бы­ла ока­за­на го­су­дар­ст­вен­ная по­мощь по устройст­ву в но­вых рай­о­нах.
Для рас­се­ле­ния вы­де­ле­ны изоби­лу­ю­щие па­хот­ной зем­лей рай­о­ны Но­во­си­бир­ской и Ом­ской об­лас­тей, Ал­тай­ско­го края, Ка­зах­ста­на и дру­гие со­сед­ние мест­нос­ти.
В свя­зи с этим Го­су­дар­ст­вен­но­му Ко­ми­те­ту Обо­ро­ны пред­пи­са­но сроч­но про­из­вес­ти пе­ре­се­ле­ние всех нем­цев По­волжья и на­де­лить пе­ре­се­ля­е­мых нем­цев По­волжья зем­лей и угодь­я­ми в но­вых рай­о­нах».

13 Укажите год, когда произошли события, описанные в отрывке (А). Напишите название войны, которая шла во время описываемых событий (Б). Укажите национальность советских граждан, в отношении которых предпринимаются меры, указанные в отрывке (В).

14 На основании каких данных принималось решение о высылке указанной части населения Поволжья? (А). Какой факт приведён в качестве подтверждения этих данных? (Б). Какая часть немецкого населения Поволжья подлежит переселению? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Назовите российского монарха, в годы правления которого произошло событие, о котором напоминает данный почтовый штемпель. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16 Сюжет какого из художественных фильмов, афиши которых представлены ниже, основан на событиях, происходивших позже научно-технического достижения, юбилею которого посвящена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначена афиша этого фильма. Укажите название престижной премии американской академии киноискусства, которой был удостоен данный фильм.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Отличительной чертой будущей операции стало то, что удары были направлены вдоль рек. Избавление от необходимости форсирования водных преград должно было позволить войскам сохранить высокую скорость продвижения. Еще одним преимуществом такого направления была защита наступающих частей от фланговых ударов руслами рек. Особого внимания заслуживает масштабное мероприятие по маскировке направления главного удара. В районе небольшой речки Суджи, далеко на запад от изготовившейся к наступлению ударной группировки, было искусно имитировано сосредоточение большого числа общевойсковых и танковых соединений. Свыше 500 макетов танков и орудий создали целую липовую армию, готовящуюся к наступлению. Радиостанции имитировали работу радиосетей танковых соединений. Пехота моделировала массовую переброску сил к линии фронта».

Б)

«Орловская и Белгородско-Харьковская операции развёртывались в тесном взаимодействии с наступлением войск Красной армии на других участках советско-германского фронта. Значительную помощь в разгроме врага на орловском и белгородско-харьковском плацдармах оказали войска Юго-Западного и Южного фронтов. Своим июльским наступлением они не только сковали донбасскую группировку врага, но и вынудили гитлеровское командование снять из-под Белгорода пять танковых дивизий и перебросить их в Донбасс. Большую роль в этом взаимодействии сыграло также наступление Западного и Калининского фронтов на смоленском направлении».

18 Одним из результатов Великого посольства Петра I в Европу стало участие России в Северном союзе, который объявил войну Швеции в 1700 году. Укажите:

а) экономическую причину, по которой Пётр I принял решение участвовать в войне против Швеции
б) технологическую причину (предпосылку) необходимости участия России в Северном союзе
в) причину (предпосылку) выбора Северным союзом времени начала войны со Швецией

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «МЕСТНИЧЕСТВО». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внутренней политики Петра I и Елизаветы Петровны по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 После победы над Наполеоном государства-члены антифранцузских коалиций приступили к переговорам о послевоенном устройстве Европы на Венском конгрессе в 1815 году. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение теории, согласно которой наполеоновские войны отразились на последующей внутренней политике России и Франции: один аргумент для России и один – для Франции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.