Вариант 78

Вариант 78

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) либерализация цен
Б) создание Правительствующего Сената
В) переезд Митрополита Петра из Владимира в Москву
Г) Парижский трактат

ГОДЫ

1) 1326
2) 1711
3) 1813
4) 1856
5) 1989
6) 1992

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) реформа Патриарха Никона
2) убийство Грибоедова в Персии
3) Великая депрессия

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) русско-персидская война 1804–1813 гг.
Б) русско-турецкая война 1787-1791 гг.
В) укрепление самодержавия
Г) массовые выступления рабочих

ФАКТЫ

1) осада Очакова
2) присоединение к России Северного Азербайджана
3) оборона Шипкинского перевала
4) Ленский расстрел
5) “Антоновщина”
6) создание III отделения императорской канцелярии

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

1) 1720-е
2) Ватерлоо
3) организация молодёжного партизанского движения
4) Псков
5) 1730-е
6) Лейпциг
7) окружение немцев в ходе Сталинградской битвы
8) 1810-е
9) ликвидация вечевого строя

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) Смута
Б) присоединение Крыма к Российской империи
В) руководство войсками Западного фронта в начале Великой отечественной войны
Г) разгром Хазарского каганата

УЧАСТНИКИ

1) А.М. Василевский
2) Святослав Игоревич
3) Иван Заруцкий
4) Андрей Боголюбский
5) Г.А. Потёмкин
6) Д.Г. Павлов

6 Прочтите отрывок из исторического источника.

«Немцы же и чудь пошли за ним. Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, пошёл против них. Войска сошлись на Чудском озере, было тех и других большое множество. Был же тут с князем и брат его Андрей со множеством воинов отца своего; было у князя множество храбрых, сильных и крепких, все наполнились воинственным духом, и были у них сердца подобны львиным. И сказали: “Княже, ныне пришло время положить свои головы за тебя”. Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди — бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна.
А другие убежали тяжело раненными. Был же этот бой 5 апреля».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. На момент описанных событий князь, командовавший русскими войсками в этой битве, уже носил прозвище Невский.
2. Описанное в отрывке событие состоялось в 1242 году.
3. Результат битвы не повлиял на исход русско-немецкого противостояния в регионе.
4. В отрывке упомянут финно-угорский племенной союз.
5. Битвой со стороны русской рати руководил русский князь, который поддерживал с татаро-монголами дружественные отношения.
6. В описанном сражении русскими войсками командовал участник битвы на реке Сити.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ

А) кинофильм “Семнадцать мгновений весны”
Б) кинофильм “А зори здесь тихие”
В) поэма “Кавказский пленник”
Г) стих “Песнь о Буревестнике”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Памятник культуры А.С. Пушкин посвятил Н.Н. Раевскому.
2)  Действие происходит в период после Великой Отечественной войны.
3) Памятник культуры повествует о работе советского разведчика.
4) Автор произведения – М. Горький.
5) Памятник культуры посвящён подвигу советских военнослужащих.
6) Автор произведения – Н.А. Некрасов.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите название реки, на берегах которой встретились армии союзников, и этой встрече посвящена монета.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Напишите цифру, которой обозначена территория казачьего войска, принимавшего участие в восстании Е. Пугачёва.

10 Напишите название города, основанного в 1805 году, ставшего столицей войска, обозначенного на карте цифрой 1.

11 Прочитайте отрывок из исторического документа и укажите название казачьего объединения, дважды пропущенное в тексте отрывка.

«Мы захотели поэтому объявить всем верноподданным нашей империи, что Запорожская _______________ окончательно разрушена, с искоренением на будущее и самого названия запорожских казаков, за оскорбление нашего императорской величности, за дерзкие поступки этих казаков и за непослушание до наших высочайших повелений.
… Принимали к себе в казаки, несмотря на частые наши правительственные запреты, не только беглецов, которые вступали в казаков, но и людей женатых и семейных, через ризнии искушения подговорили к бегству из Малороссии и только для того, чтобы себе подчинить и доказать в себя собственно земледелие, в чем и достигали много успехов, потому крестьян, занимающихся земледелием, насчитывается теперь на местах бывших запорожских ого владения до 50 000 душ… Наконец, те же запорожцы начали произвольно присваивать земли, издавна принадлежали нашему Донскому войску, непоколебимом в должной нам верности, которое с большим мужеством относится к нашей службы и пор строкой и хорошим поведением снискало себе навсегда отличную нашу высочайшую монаршую благосклонность…
Так с должным вниманием ко всему вышесказанному мы считаем сейчас своим долгом перед богом, перед нашей империей и вообще пред самим разрушить Запорожскую _______________ и имя казаков, позаимствованное у от неё».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Основой Кубанского казачьего войска стали переселенцы из Запорожья.
2. Казаки, проживавшие на территории, обозначенной цифрой 3, приняли участие в восстании С. Разина.
3. Сословие, которому посвящена карта, упоминается в Русской правде.
4. Во время Гражданской войны большая часть казаков поддержала Советскую власть.
5. Обозначенное цифрой 2 на карте войско стало одной из основ Вооружённых сил юга России под командованием А.И. Деникина в годы Гражданской войны.
6. Сословие, которому посвящена карта, внесло ключевой вклад в освоение Сибири и Дальнего Востока.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из интервью советского государственного деятеля.

«К сожалению, особенно в последние годы наблюдается известное топтание на месте, если не сказать большего искусственное сдерживание развития связей. В чем это проявляется? Прежде всего в развертывании не без участия японских официальных властей различного рода кампаний, недружественных в отношении нашей страны. При этом нам пытаются поставить условием стабильного развития советско-японских отношений удовлетворение незаконных территориальных притязаний Японии к Советскому Союзу.
На это могу сказать: развитие отношений между СССР и Японией – это дело, в котором должны быть одинаково заинтересованы обе страны, идет ли речь о политических контактах, торгово-экономических или иных связях. Поэтому выдвижение каких бы то ни было условий или требований – это несерьезно.
Советский Союз был и остается сторонником подведения прочной договорной основы под советско-японские отношения. И не наша вина в том, что до настоящего времени не заключен мирный договор. Причину его отсутствия вы хорошо знаете. Это – нереалистическая позиция японской стороны. Мы неоднократно, в том числе на самом высоком уровне, заявляли, что в наших отношениях нет такой темы, как якобы нерешенный «территориальный вопрос».
Между тем с японской стороны предпринимаются попытки односторонне и в искаженном виде толковать некоторые положения советско-японского заявления от 10 октября 1973 г. В этом заявлении, которое, как известно, было опубликовано в печати, зафиксирована договоренность продолжить переговоры о заключении мирного договора».

13 Укажите соглашение, о заключении которого идёт речь в отрывке (А). Назовите сторону, которую автор отрывка упрекает в затягивании заключения соглашения (Б). Укажите, наличие какого вопроса двусторонних отношений советская сторона отказывается признавать (В).

14 Как автор характеризует развитие отношений между двумя странами? (А). Что, по мнению автора, негативно влияет на эти отношения? Назовите не менее двух таких факторов (Б). Как называются территории (острова), принадлежность которых к СССР оспаривала Япония? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите год, когда в продажу были выпущены спичечные короба с данным памятным дизайном. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16 Сюжет какого из художественных фильмов, афиши которых представлены ниже, основан на событиях, происходивших позже научно-технического достижения, юбилею которого посвящена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначена афиша этого фильма. Укажите название престижной премии американской академии киноискусства, которой был удостоен данный фильм.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Фашистские войска всё ближе и ближе приближались к городу, стараясь взять его в свои клещи. Гитлер стянул сюда свои лучшие и отборные войска и кинул на захват … почти треть своих дивизий… По указанию Гитлера, они готовились к 7 Ноября. В день годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции он рассчитывал провести парад немецких войск на Красной площади. Но многочисленные планы гитлеровцев провалились…
Несмотря на огромную опасность …, жители города не унывали. Заняв оборону на ближних подступах к городу, добровольцы усердно принялись за учёбу, работу, несение караульной службы. Рылись окопы, рвы, блиндажи. И вскоре город был окутан густой сетью противотанковых рвов, заграждений из проволоки, окопов, огромным количеством зелёных, деревянных и бетонных блиндажей, ставших непроходимым препятствием для фашистских захватчиков».

Б)

«Встретив нашу организованную противотанковую оборону и понеся значительные потери, немецко-фашистское командование изменило тактику действий… Ударам танков противника теперь часто предшествовали атаки его пехоты, которая стремилась, используя имевшиеся промежутки в нашей обороне, проникать на огневые позиции противотанковой артиллерии и уничтожать орудийные расчеты, чтобы этим обеспечить свободу маневра для своих танков.
Так было на всем Западном фронте, так было и у нас, под Истрой. И нигде эта новая тактика не дала результата, ради которого была задумана. Потери противника в танках продолжали стремительно расти, его танковые дивизии все более теряли свою боеспособность».

18 28 января 1725 года умер Пётр I. После его смерти в России началась эпоха дворцовых переворотов. Укажите:

а) причину (предпосылку) дворцовых переворотов, связанную с законодательной деятельностью Петра I
б) причину (предпосылку) дворцовых переворотов, связанную с военными реформами Петра I
в) причину (предпосылку) дворцовых переворотов, связанную с усилением центральной власти в XVII-XVIII веках

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «КРЕПОСТНОЕ ПРАВО». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве политики Дмитрия Донского и Ивана III по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Во второй половине XIX века в Европе и Америке ускоряются изменения в экономической, политической и общественной жизни. Используя исторические знания и знания литературы, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что российские и зарубежные писатели в своих произведениях отражали острые общественные проблемы того времени: один аргумент для России и один – для другого государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.