Вариант 77

Вариант 77

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) создание Молдавской ССР
Б) вступление на престол Павла I
В) заговор братьев Романовых против Годунова
Г) Фридрихсгамский мир

ГОДЫ

1) 1600
2) 1797
3) 1809
4) 1940
5) 1918
6) 1654

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) Гюлистанский мирный договор
2) визит Хрущева в США
3) война в Персидском Заливе

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) укрепление самодержавной власти в период царствования первых Романовых
Б) второй раздел Речи Посполитой
В) основание первой княжеской династии
Г) внутренняя политика в XVIII веке

ФАКТЫ

1) создание Верховного тайного совета
2) создание Приказа тайных дел
3) призвание Рюрика на княжение
4) первое заседание Государственной Думы
5) присоединение Прибалтики к России
6) включение Правобережной Украины в состав России

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Петроград _______________ (А) _______________ (Б)
_______________ (В) _______________ (Г) 1750-е
_______________ (Д) Последняя конференция лидеров “Большой тройки” 1940-е
Корсунь Осада города князем Владимиром _______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) 990-е
2) Кунерсдорф
3) убийство немецкого посла Мирбаха
4) Нюрнберг
5) 980-е
6) разгон Учредительного собрания большевиками
7) 1910-е
8) победа русской армии над прусскими войсками
9) Потсдам

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) создание военных поселений
Б) подавление восстания Хлопка
В) принятие указа о заповедных летах
Г) I съезд народных депутатов СССР

УЧАСТНИКИ

1) Василий II
2) М.С. Горбачев
3) Иван IV
4) Фёдор Иванович
5) А.А. Аракчеев
6) Н.С. Хрущев

6 Прочтите отрывок из документа.

«20 августа великий князь выступил из Коломны и, пройдя границы своего княжества, стал на Оке, осведомляясь о движениях неприятельских… Видя все полки свои в сборе, князь велел переправляться через Оку; в воскресенье … 1 сентября переправилось войско, в понедельник переехал сам великий князь, и шестого сентября достигли Дона. Тут приспела грамота от преподобного игумена, благословение от святого старца идти на татар… Часу в двенадцатом начали показываться татары: они спускались с холма на широкое поле; русские тоже сошли с холма, и сторожевые полки начали битву, какой ещё никогда не бывало прежде на Руси: говорят, что кровь лилась, как вода, на пространстве десяти вёрст, лошади не могли ступать по трупам, ратники гибли под конскими копытами…».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В ходе битвы, о которой идёт речь, русской ратью был использован засадный полк.
2. Современником событий являлся Сергий Радонежский.
3. В отрывке описана битва, результатом которой стало падение ордынского владычества.
4. В отрывке описана битва, произошедшая в 1480 году.
5. В правление великого князя, упомянутого в отрывке, произошло разорение Москвы Тохтамышем.
6. Великий князь, упомянутый в отрывке – Иван III.

7 Установите соответствие между образовательными учреждениями и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

А) Санкт-Петербургский университет
Б) Московский университет
В) Казанский университет
Г) Томский университет

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1. Из этого учреждения за участие в студенческих беспорядках был отчислен В.И. Ульянов (Ленин).
2. Руководителем в определённый период был М.В. Ломоносов.
3. Учреждение создано в период совесткой власти.
4. Создан при участии И.И. Шувалова.
5. В данном учебном заведении проходил обучение И.В. Сталин.
6. Первое высшее учебное заведение на территории Сибири.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите название государства, представитель которого принимал капитуляцию Германии, вместе с военачальниками СССР, Великобритании и США, чему посвящена данная монета.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Назовите международную конференцию с участием СССР, на которой было принято решение о вступлении СССР в войну, показанную на карте.

10 Укажите название архипелага островов, которые были переданы СССР после окончания боевых действий, показанных на карте.

11 Прочитайте документ и укажите, о передаче каких территорий, пропущенных в тексте, идёт речь.

«Руководители трех великих держав – Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании – согласились в том, что через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Советский Союз вступит в войну против Японии на стороне союзников при условии:
1. Сохранения status quo (статус-кво – ред.) Внешней Монголии (Монгольской Народной Республики).
2. Восстановления принадлежавших России прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1904 г., а именно:
а) возвращения Советскому Союзу южной части _______________ и всех прилегающих к ней островов,
б) интернационализации торгового порта Дайрена с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза в этом порту и восстановления аренды на Порт-Артур, как на военно-морскую базу СССР,
в)  совместной эксплуатации Китайско-Восточной железной дороги и Южно-Маньчжурской железной дороги, дающей выход на Дайрен, на началах организации смешанного Советско-Китайского Общества с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза, при этом имеется в виду, что Китай сохраняет в Маньчжурии полный суверенитет».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1.      Государство, территория которого обозначена цифрой 3 – это КНДР.
2.      Военные действия, показанные на карте, произошли в период Второй мировой войны.
3.      Государство, обозначенное на карте цифрой 2, ещё до показанных на карте событий было союзником СССР в борьбе против Японии.
4.      Командующим советскими войсками в боевых действиях, показанных на карте, был Г.К. Жуков.
5.      В ходе событий, отражённых на карте, состоялась битва на реке Халхин-Гол.
6.      На данный момент не существует официального мирного договора между СССР и Японией.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из интервью первого Президента РФ.

«Он устремился далеко. Он решил создать республику всю кавказскую, охватывающую весь Кавказ. Не только республики, входящие в РФ, а и Грузию, и Азербайджан, и Армению. И он написал это в своей книге, в 93-м году изданной. Вот тут появилась уже опасность для нас, как выйти из положения, когда он начал терроризировать свой народ. Промышленность остановилась, нефтедобыча остановилась, пенсии три года не оплачивались, заработная плата не оплачивается и так далее. Там просто стал регион криминального сосредоточения. И этот криминальный путь завел в тупик народ Чечни. Но он был выгоден мощным структурам организованной преступности, которые, по сути дела, превратили этот регион в криминальную зону всей России. Здесь отмывались деньги, которые тоже шли со всей России, прокладывались маршруты транспортировки наркотиков и оружия. То же самое, это было выгодно целому ряду влиятельных кругов за рубежом России. Богатые нефтегазовые ресурсы Прикаспия, транспортные и трубопроводные коммуникации всегда были для них лакомым куском. Вывести такого мощного конкурента, как Россия, из строя, создать долговременные очаги напряженности на юге России — вот о чем мечтают те, кого не устраивает экономическое развитие Северного Кавказа в рамках РФ».

13 Укажите десятилетие, когда происходили события, упомянутые в отрывке (А). Назовите руководителя российского региона, о котором говорится в отрывке (Б). Напишите, какую идею, по мнению автора отрывка, вынашивал этот руководитель (В). Укажите год смерти государя, правившего Россией во время событий, описанных в отрывке (В).

14 Как автор отрывка характеризует экономическое положение региона? (А). Кому было выгодно такое положение региона? (Б). Какие цели преследовали недружественные России зарубежные силы? Назовите не менее двух таких целей (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите с точностью до половины десятилетия период, раньше которого не мог быть выпущен данный плакат. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16 Сюжет какого из художественных фильмов, афиши которых представлены ниже, основан на событиях, происходивших позже научно-технического достижения, юбилею которого посвящена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначена афиша этого фильма. Укажите название престижной премии американской академии киноискусства, которой был удостоен данный фильм.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Слушал радиопередачу. Вчера состоялось торжественное собрание, посвящённое годовщине Октября. Сегодня состоялся парад частей Красной армии. Нет, я не ослышался. Это правда, правда! Парад перед лицом наступающего врага, в условиях, когда фашистские полчища рвутся в столицу. И там… выступил от имени ЦК партии и правительства товарищ Сталин. С трибуны Мавзолея великого Ленина, поздравляя воинов Красной армии, советский народ
с 24-й годовщиной Октябрьской Социалистической революции, Сталин призвал громить гитлеровских захватчиков, заявив о непоколебимой вере в победу. Значит, [город] стоит и стоит уверенно и стойко. Это всем нам придаёт много бодрости, удесятеряет наши силы».

Б)

«Товарищи! В тяжёлых условиях приходится праздновать сегодня 24-ю годовщину Октябрьской революции. Вероломное нападение немецких разбойников и навязанная нам война создали угрозу для нашей страны… Несмотря на временные неуспехи, наша армия и наш флот геройски отбивают атаки врага на протяжении всего фронта, нанося ему тяжёлый урон, а наша страна организовалась в единый боевой лагерь, чтобы вместе с нашей армией и нашим флотом осуществить разгром немецких захватчиков. Наша страна во много раз богаче теперь и промышленностью, и продовольствием, и сырьём, чем 23 года назад. У нас есть теперь союзники, держащие вместе с нами единый фронт против немецких захватчиков. Мы имеем теперь сочувствие и поддержку всех народов Европы».

18 Укажите:

а) последствия прихода к власти Елены Глинской для экономики
б) внешнеполитические последствия прихода к власти Елены Глинской
в) последствия прихода к власти Елены Глинской с точки зрения укрепления центральной власти в Московском царстве

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «КОЛЛЕГИИ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внутренней политики Николая I и Николая II по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В 1618 году в Праге вспыхнуло восстание, обнажившее религиозные и политические противоречия, накопившиеся в Европе к началу XVII века. Восстание привело к началу долгой и кровопролитной Тридцатилетней войны, завершившейся подписанием Вестфальского мира в 1648 году. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, согласно которой Вестфальский мир повлиял на развитие европейских государств: один аргумент для России и один – для другого государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.