Вариант 76

Вариант 76

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) отмена военных поселений
Б) возведение на престол Екатерины II
В) образование Московского княжества
Г) отмена статьи Конституции СССР о руководящей роли партии

ГОДЫ

1) 1276
2) 1380
3) 1762
4) 1857
5) 1980
6) 1990

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) битва при Гастингсе
2) расстрел семьи императора Николая II
3) подписание манифеста о трёхдневной барщине

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) политика Ивана III
Б) создание Древнерусского государства
В) экономическая политика Елизаветы I
Г) реформы избранной Рады

ФАКТЫ

1) создание Негласного комитета
2) ликвидация Новгородской республики
3) поход князя Владимира I на вятичей
4) передача запорожским казакам земель на Кубани
5) отмена кормлений
6) основание первых русских банков

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Севастополь _______________ (А) 1850-е
Река Эльба _______________ (Б) _______________ (В)
_______________ (Г) Начало строительство каменного Кремля 1360-е
Белград _______________ (Д) _______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) подписание мирного договора с Османской империей
2) Москва
3) 1730-е
4) встреча РККА и американских частей
5) Суздаль
6) столкновение РККА с японскими войсками
7) 1770-е
8) оборона Малахова кургана
9) 1940-е

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) Чесменское сражение
Б) перенос митрополичьей кафедры в Москву
В) помощь Михаилу Романову в управлении государством
Г) советская атомная программа

УЧАСТНИКИ

1) митрополит Илларион
2) Г.М. Маленков
3) митрополит Пётр
4) А.Г. Орлов
5) А.В. Луначарский
6) патриарх Филарет

6 Прочтите отрывок из воспоминаний участника событий.

«Эскадра Рожественского погибла не вследствие численного превосходства вражеского флота, равно как не благодаря лучшему техническому оборудованию последнего. Всё это в страшной Цусимской драме могло играть лишь подчинённую роль. Эскадра Рожественского состояла из 8 броненосцев, 3 бронепалубных крейсеров, 6 броненосных крейсеров, 3 береговых броненосцев и 11 контрминоносцев и была по числу тяжёлых орудий сильнее врага.
Главная причина гибели русской эскадры, потонувшей, не успев нанести никакого вреда врагу, заключалась в пренебрежении главнокомандующего самыми основными правилами морского боя, плохой стрельбе и неумении русских моряков маневрировать. В то время как суда противника делали только один выстрел, наши делали три, но зато противник попадал всегда с изумительной точностью в жизненные части наших судов, в то время как наши моряки или верхушки мачт. В русском совершенно промахивались, или попадали только в правительственном отчёте о Цусимской битве мы читаем: „Стрельба противника была очень меткая, они буквально засыпали наши суда снарядами, стреляли фугасными снарядами, сносили трубы, рангоут и все надстройки, производили пожары и уже после этого начинали палить бронебойными снарядами”. Совершенно иначе отзывается противник о стрельбе русских, констатируя, что последние стреляли слишком часто, но редко попадали в цель, что признают, впрочем, и сами русские офицеры. »

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В ходе войны, о событиях которой идёт речь в отрывке, был убит баталист В. В. Верещагин.
2. Современником описанных в отрывке событий был поп Гапон.
3. Государство, противником которого была Россия в период описанных в отрывке событий, состояло в блоке Центральных держав.
4. В ходе войны, один из эпизодов которой описан в отрывке, состоялось сражение при Мукдене.
5. Мирное соглашение, завершившее войну, об эпизоде которой идёт речь, со стороны России подписывал С. Ю. Витте.
6. К войне, события которой описаны в отрывке, относится сражение у озера Хасан.

7 Установите соответствие между деятелями культуры и их произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

А) И.К. Айвазовский
Б) М.З. Шагал
В) Ф.М. Достоевский
Г) А.П. Чехов

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1 роман “Идиот”
2 картина “Утро в сосновом лесу”
3 картина “Над городом”
4 картина “Чесменский бой”
5 пьеса “Чайка”
6 роман “Анна Каренина”

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите, как в просторечии именовали боевую машину, изображённую на монете.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Напишите название административно-территориального образования второго уровня, которое являлось частью каждого из регионов, отображённых на карте, введённого во время второй реформы территориального устройства Петра I.

10 Напишите название монархического государства, которое Сенат присвоил России после победы в Северной войне.

11 Прочитайте отрывок из исторического произведения и укажите название должности государственного чиновника, шесть раз пропущенное в тексте.

«Государя приводила в гнев неаккуратность _______________ и других органов областного управления в присылке рабочих людей, рекрут и денег. Царь указал, за троекратное неисполнение сенатского предписания, брать с _______________ большой штраф и их подвергать аресту. Всем _______________ ставилась в пример деятельность петербургского _______________, как образцовая, потому что, сверх окладных сборов, он сумел собрать в 1713 году 72000 рублей. По его примеру предписывалось поступать и всем другим, но делать это так, чтобы сборы не влекли за собою отягощение народа. Это условие приводило _______________ в затруднение. За отягощение народа грозили _______________ военным судом и между тем требовали от них как можно более денег в казну, а фискалы, надзиравшие над ними беспрестанно, посылали на них доносы в Петербург».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В рамках первой реформы территориального управления Российское государство было разделено на 10 территориальных единиц.
2. Деление государства на губернии во время первой реформы территориального устройства производилось с недостаточным учетом численности населения и площади территории.
3. Губерния, обозначенная на карте цифрой 1, через несколько лет после создания была расформирована.
4. Петровские реформы административно-территориального устройства привели к усилению роли местного самоуправления.
5. Губерния, обозначенная на карте цифрой 2, через несколько лет после создания была разделена на 2 части.
6. Система административного – территориального управления, установленная во время правления Петра I, без значительных преобразований просуществовала до 1917 года.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний современника.

«В октябре революционные партии и профессиональные организации участвовали в организации всероссийской политической стачки. В ночь на 7 октября стачка началась на Московской железной дороге, а затем перекинулась на другие дороги. Парализовав движение на железных дорогах, стачка 13 октября была поддержана рабочими и служащими основных промышленных городов России. Участники выдвигали требования: свержение самодержавия и завоевание демократических свобод. Во всеобщей стачке приняло участие более 2 млн человек… 9 октября С. Ю. Витте обратился к царю с докладом: «Идея гражданской свободы восторжествует, если не путем реформы, то путем революции… «Русский бунт, бессмысленный и беспощадный», все повергнет в прах. Какою выйдет Россия из беспримерного испытания — ум отказывается себе представить; ужасы русского бунта могут превзойти все то, что было в истории». После экстренного совещания 16 октября царь одобрил проект манифеста. 17 октября манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», написанный Витте, опубликовали».

13 Укажите год, когда произошли события, указанные в отрывке (А). Напишите название должности, занимая которую, автор упомянутого в отрывке манифеста получил широкую известность (Б). Укажите год смерти государя, правившего Россией во время событий, описанных в отрывке (В).

14 О каком массовом событии идёт речь в отрывке? (А). Какие требования выдвигали участники события? (Б). Как автор упомянутого в отрывке манифеста характеризовал возможную революцию? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Назовите космонавта, изображённого на марке. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16 Сюжет какого из художественных фильмов, афиши которых представлены ниже, основан на событиях, происходивших позже научно-технического достижения, юбилею которого посвящена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначена афиша этого фильма. Укажите название престижной премии американской академии киноискусства, которой был удостоен данный фильм.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«В ходе операции советских войск немецкие войска оказались в катастрофическом положении. Пали ключевые позиции противника под Витебском, Оршей, Могилёвом и Бобруйском. Красная армия выходила на рубежи, позволяющие начать наступление на Минск.
При ликвидации „Минского котла” в окружение попала 105-тысячная группировка вермахта. Немцы не смогли организовать длительного сопротивления. Они совершили несколько отчаянных попыток прорыва, но всюду были разгромлены.
Минск был освобождён вечером 3 июля. Но такой молниеносной операции не получилось бы без мощного партизанского движения. Уже к середине второго года войны партизан было 400 тысяч. Они контролировали 60 % оккупированной Беларуси. Партизаны и подпольщики устраивали засады, подрывали фашистские эшелоны, мосты, склады с оружием».

Б)

«Не менее 2 тысяч вражеских солдат и офицеров при поддержке довольно сильного орудийного огня шли на наши позиции. Орудия открыли огонь по атакующим с дистанции семьсот метров, пулеметы — с четырехсот. Гитлеровцы шли. В их гуще разрывались снаряды. Пулеметы выкашивали ряды. Фашисты шли, переступая через трупы своих солдат. Они шли на прорыв, не считаясь ни с чем… Это была безумная атака… Мы видели с НП жуткую картину. Нет, в ней не было и тени воинской доблести. Гитлеровцы были в каком-то полушоковом состоянии. В движении этой огромной массы солдат было скорее животное упорство стада, нежели войска, решившего любой ценой навязать свою волю противнику».
.

18 На военном совете в Филях, который состоялся 1 сентября 1812 года, главнокомандующий русской армии М.И. Кутузов принял решение сдать Москву Наполеону. Укажите три последствия данного события.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ДЕКАБРИСТЫ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях внутренней политики Петра I и его предшественников по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 XV-XVII века известны науке как период «Великих географических открытий». Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что важные географические открытия русских и португальских путешественников были сделаны во время экспедиций, снаряжённых для решения экономических задач: один аргумент для России и один – для Португалии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.