Вариант 75

Вариант 75

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) I Съезд РСДРП
Б) принятие программы “500 дней”
В) Чумной бунт в Москве
Г) переезд митрополита из Киева во Владимир

ГОДЫ

1) 1299
2) 1771
3) 1898
4) 1908
5) 1990
6) 1993

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) первый крестовый поход
2) Великое отступление русской императорской армии
3) введение рекрутских наборов

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) междоусобная война в Московском государстве во второй четверти XV в.
Б) коллективизация в СССР
В) начало большевистского правления
Г) реформы Е.Ф. Канкрина

ФАКТЫ

1) создание машинно-тракторных станций
2) создание совнархозов
3) противостояние бояр Нарышкиных и Милославских
4) отъезд Василия II с приближёнными в Коломну
5) издание указа об обязанных крестьянах
6) установление системы серебряного монометаллизма

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Набег Девлет-Гирея _______________ (Б)
Клушино Разгром русско-шведского войска поляками _______________ (В)
Плевна _______________ (Г) _______________ (Д)
_______________ (Е) Попытка захвата власти членами тайного общества 1820-е

Пропущенные элементы:

1) Сенатская площадь
2) 1870-е
3) Москва
4) Петропавловская крепость
5) 1630-е
6) длительная осада города русско-румынскими войсками
7) 1570-е
8) 1610-е
9) героическая оборона перевала русскими и болгарскими войсками

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) крестьянская война в Поволжье
Б) Отечественная война 1812
В) княжеские усобицы на Руси
Г) создание Совета Народных Комиссаров

УЧАСТНИКИ

1) Е.И. Пугачёв
2) Свенельд
3) М.Б. Барклай-де-Толли
4) К.А. Булавин
5) Ярослав Осмомысл
6) Л.Д. Троцкий

6 Прочтите отрывок из указа российского правителя.

«1. Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом:

2. Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную, тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которыя должен отец их или мать разделити им при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у онаго сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом.

3. Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое, кому что похочет дать сродникам своим, или и посторонним, и то в его произволении будет. А ежели при себе не учинит, тогда обои те имения да разделены будут указом в род; недвижимое одному по линии ближнему, а прочее другим, кому надлежит равным образом.

4. Кому по духовной или по первенству достанутся недвижимыя, у того и движимаго имения части других в сохранении да будут до тех мест, пока его братья и сестры приспеют возраста своего, мужеской до семнадцати, а женской до семнадцати лет; и в те уреченные лета должен тот наследник их братей и сестр кормить и снабдевать, и учить всех грамоте, а мужский пол и цыфирному счету, также и наукам, к которым приклонность будет кто иметь».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Указ, из которого взят отрывок, был издан в период правления Петра I.
2. Указ вышел во второй половине XVIII века.
3. Согласно указу, наследники женского пола также могли получить какое-либо наследство.
4. Указ, из которого взят отрывок стал ответом власти на мощное народное восстание.
5. В указе описана необходимость передавать всё недвижимое и движимое имущество старшему сыну.
6. Указ стал одной из причин дворцовых переворотов в XVIII веке.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их авторами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) пьеса “Женитьба Бальзаминова”
Б) картина “Богатыри”
В) картина “Грачи прилетели”
Г) опера “Руслан и Людмила”

АВТОРЫ

1) А.К. Саврасов.
2) В.М. Васнецов.
3) А.Н. Островский.
4) И.И. Шишкин.
5) М.И. Глинка.
6) В.И. Суриков.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите, как именовался официальный титул лица, изображенного на карикатурном плакате, в качестве председателя Национал-социалистической немецкой рабочей партии.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите год завершения похода, которому посвящена карта.

10 Напишите название города, захваченного русскими войсками во время похода, которому посвящена карта, обозначенному на карте цифрой 3.

11 Прочитайте отрывок из обращения христиан Южного Кавказа к русскому императору и укажите в именительном падеже название государства, которое пропущено в тексте.

«Над императорами император славнейший во всем христианстве и всероссийский великий цесарь Петр Алексеевич.
Нижайший патриарх Нерсес страны Агванския, Карабадага и Ширвана коленопреклонно до лица земнаго слезно челом бью с великим прошением ваше величество: со всем нашим народом просим, что мы ныне в руках неверных яко пленные обретаемся, которые нас денно и ночно жестоко изгоняют, грабят и убивают до смерти и берут в полон и сколко есть остальных и те убегая в горы и под горы кроючис нужно живем без хлеба и без воды, однако в начале на бога и потом на ваше величество: имеем надежду, а на иного кроме вашего величества нам надеятца не на кого, того ради просим от такой нашей болезни нас высвободить и защитить яко великий пророк Моисей освободил из рук фараоновых тако ж и нас да освободите из рук варварских, ибо как _______________ государство стало в несостоянии то со всех четырех стран на християн стали нападки от неверных, которых желают всех немилостиво поглотить и искоренить, а наипаче зело свирепее стали как услышали что ваше величество в здешние край прибудете, напред сего принц грузинской Вахтанг с воинскими людми около 50 или 60 тысяч к нам на помощь приезжал и ожидал прибытия вашего величества».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Захваченные в ходе похода территории позднее были возвращены Персии другим российским правителем.
2. Цифрой 1 на карте обозначена Астрахань.
3. Император, руководивший русскими войсками во время показанных на карте событий, ввёл подушную подать в России.
4. В период проведения похода, которому посвящена карта, Россия вела войну со Швецией.
5. Участником похода, которому посвящена карта, был Ф. Лефорт.
6. Союзником России в походе, которому посвящена карта, была Турция.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из обращения французского командования к солдатам.

«Солдаты! Вторая польская война началась. Первая окончилась в Фридланде и в Тильзите. В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Францией и в войне с Англией; ныне она нарушает свои клятвы! Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках, покуда французские орлы не отойдут за Рейн и тем не покинут своих союзников на ее произвол.
Россия увлечена роком. Судьба ее должна свершиться. Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войной. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем войну в ее пределы.
Вторая польская война будет для французского оружия столь же славна, как и первая; но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы».

13 Укажите десятилетие, когда вышел в свет приведённый документ (А). Укажите императора, правившего Россией в тот период (Б). Напишите имя правителя государства, заключившего с Россией упоминаемый в обращении договор (В).

14 О каком нарушении договора со стороны России идёт речь в обращении? (А). Почему Россия нарушала условия договора? (Б). Какие новые территории приобрела Россия по результатам войны? Почему французское командование называет войну с Россией «польской»? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Назовите представительницу династии византийских императоров, ставшей женой князя, которому посвящена марка. Назовите имя и прозвище отца князя, изображённого на марке.

16 Какой из архитектурных памятников, изображённых ниже, построен в период позднее правления князя, изображённого на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот архитектурный памятник. Укажите его название.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Сталин прибыл рано утром на следующий день, в воскресенье. К четырем часам дня они с Молотовым нанесли отцу первый неофициальный визит; к пяти — конференция уже работала полным ходом. Первое официальное заседание за большим круглым столом в великолепном бальном зале Ливадийского дворца продолжалось 2 часа 40 минут … Работы было очень много…
«Нашей непреклонной целью, — писали три участника совещания, — является уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантии в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира. Мы полны решимости… ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность…»

Б)

«Прежде всего следует подчеркнуть, что при различии позиций по тем или иным вопросам все три лидера сходились в одном – в том, что единство великих держав – участниц антигитлеровской коалиции – имеет решающее значение для поддержания прочного мира на земле. Так, Черчилль признал, что вопрос о том, будет ли мир построен на прочных основах, зависит от дружбы и сотрудничества трёх великих держав. Президент Рузвельт в свою очередь напомнил, что на предыдущей встрече в Тегеране „три державы заявили о своей готовности принять на себя ответственность по созданию такого мира, который получит одобрение народов всего мира”. Сталин заявил, что „самое важное условие для сохранения длительного мира – это единство трёх держав“».

18 В 1606 году боевой холоп Иван Болотников, вернувшийся на родину из турецкого плена и объявивший себя воеводой царя Дмитрия Ивановича, поднял восстание. Укажите причины (предпосылки) данного события.

а) причину победы России в данном противостоянии, связанную с её внешней политикой
б) причину похода Ахмата на Русь, связанную с внутренней политикой Ивана III
в) причину выбора Ахматом Угры местом столкновения с московской армией

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ПОГОСТЫ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внешней политики СССР в 1964-1982 и в 1985-1991 годах по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В период XIII-XVI веков изменения общественного устройства в европейских странах привели к формированию элементов сословно-представительной монархии. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение мнения, что в России и во Франции социальные изменения в этот период приводят к формированию сословно-представительных органов: один аргумент для России и один – для Франции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.