Вариант 74

Вариант 74

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) денежная реформа С.Ю. Витте
Б) поход Владимира Мономаха на половцев
В) указ Петра III о веротерпимости
Г) I Съезд народных депутатов СССР

ГОДЫ

1) 1111
2) 1211
3) 1762
4) 1897
5) 1907
6) 1989

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) Флорентийская уния
2) подписание Айгунского договора
3) битва на реке Рымник

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) государственные преобразования Петра I
Б) конфликт между правительством и Государственной Думой
В) становление Москвы в качестве центра объединения русских земель
Г) экономические преобразования княгини Ольги

ФАКТЫ

1) Третьеиюньский переворот
2) принятие Соборного уложения
3) битва на р. Воже
4) создание хуторов и отрубов
5) введение подушной подати
6) введение «уроков» и «погостов»

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Проведение суда над нацистскими преступниками 1940-е
Киев _______________ (Б) 1110-е
_______________ (В) Основание города Юрием Долгоруким _______________ (Г)
Деревня Лесная _______________ (Д) _______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) призвание Владимира Мономаха на княжение
2) 1700-е
3) Потсдам
4) окончательный разгром печенегов
5) 1140-е
6) Нюрнберг
7) 1710-е
8) победа русской армии над шведами
9) Москва

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) аграрная реформа
Б) освобождение Москвы от польской оккупации
В) учреждение Государственного совета
Г) заключение Андрусовского перемирия

УЧАСТНИКИ

1) П.Н. Милюков
2) М.М. Сперанский
3) М.Л. Глинский
4) Д.М. Пожарский
5) П.А. Столыпин
6) А.Л. Ордин-Нащокин

6 Прочтите отрывок из циркуляра министра иностранных дел к дипломатическим представителям России за границей.

«Государь император в доверии к чувству справедливости держав, подписавших трактат 1856 года, и к их сознанию собственного достоинства повелевает вам объявить, что его величество не может долее считать себя связанным обязательствами трактата 18 (30) марта 1856 года, насколько они ограничивают его верховные права на Чёрном море; что его императорское величество считает своим правом и своей обязанностью заявить его величеству султану о прекращении силы отдельной и дополнительной к упомянутому трактату конвенции, определяющей количество и размеры военных судов, которые обе прибрежные державы предоставили себе содержать в Чёрном море…
[Его императорское величество] не перестаёт, по-прежнему, вполне признавать главные начала трактата 1856 года…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Благодаря данному циркуляру Россия смогла использовать флот в русско-турецкой войне 1877-1878.
2. В результате международного давления циркуляр, из которого взят отрывок, не был принят и исполнен Россией.
3. Министром иностранных дел в этот период являлся А.М. Горчаков.
4. Трактат, о котором говорится в отрывке, был принят на Берлинском конгрессе.
5. Трактат, о котором говорится в отрывке, завершал Крымскую войну.
6. Российский император, о котором идёт речь в отрывке, известен своими контрреформами.

7 Установите соответствие между деятелями культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ

А) Барбара Брыльска
Б) Владимир Высоцкий
В) С.М. Соловьёв
Г) В.О. Ключевский

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Автор многотомного труда “История России с древнейших времён”.
2) Поэт, актёр театра и кино, бард, сыгравший в кинофильме “Место встречи изменить нельзя”.
3) Актриса из кинофильма “Карнавальная ночь”
4) Актёр, сыгравший в кинофильме “Семнадцать мгновений весны”.
5) Актриса, сыгравшая главную женскую роль в кинофильме “Ирония судьбы, или С лёгким паром!”
6) Автор труда “Курс русской истории”.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите название страны, где подтверждено наибольшее количество жертв среди гражданского населения в результате гитлеровских преступлений, о которых напоминает марка.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите год, до которого граница, обозначенная буквой Б, оставалась такой же.

10 Укажите название государства, которое заняло территорию, обозначенную на карте буквой А.

11 Прочитайте текст приказа командующего фронтом и укажите фамилию командующего, пропущенную в тексте.

«Бойцы рабочей революции. Устремите свои взоры на запад. На западе решаются судьбы мировой революции. Через труп белой Польши лежит путь к мировому пожару. На штыках понесём счастье и мир трудящемуся человечеству. На Запад! К решительным битвам, к громозвучным победам! Стройтесь в боевые колонны! Пробил час наступления. На Вильну, Минск, Варшаву — марш!»
— Приказ № 1423 командующего Западным фронтом _______________ от 2 июля 1920 года»

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Одной из операций, показанной на карте, руководил М.В. Фрунзе.
2. Цифрой 2 на карте обозначен город, прославленный обороной в годы Крымской войны.
3. Когда город, обозначенный цифрой 2, был захвачен РККА, Гражданская война в России закончилась.
4. Часть потерянных территорий, обозначенных на карте, вошли в состав СССР в ходе Польского похода РККА.
5. Государство, с которым Советское правительство вело войну на западе, стало союзником Германии во Второй мировой войне.
6. Крым после наступательной операции, показанной на карте, был покинут остатками белогвардейских войск.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из государственного документа.

«Объявляем во всенародное известие. Непременное наше желание пребывать со всеми державами, а особливо с соседними, в дружбе и добром согласии, показали мы, с самого нашего на прародительский престол вступления, скорым пресечением тогдашней с Швециею войны… Но как между тем король прусский двоекратное сделал на области её величества римской императрицы… нашей союзницы и приятельницы нападение, и Саксонию, наследие его величества короля польского, также нашего союзника и приятеля, внезапно разорил, и чрез то, так силён и опасен сделался, что все соседние державы, оное к крайнему своему отягощению чувствовали… При таком состоянии дел, не токмо целость верных наших союзников, …но и безопасность собственной нашей империи требовали, не отлагать …противу сего нападателя помощь. Мы для того армиям нашим повелели учинить диверсию в областях короля прусского, дабы его тем принудить к постоянному миру».

13 Укажите военный конфликт, в связи с началом которого был опубликован приведённый документ (А). Укажите противника России в этом конфликте (Б). Напишите имя правителя России во время указанных событий? (В).

14 Какие обоснования вступления России в войну содержит указанный правительственный документ? Приведите не менее двух аргументов (А). Как в документе формулируются задачи русской армии? (Б). Какие новые территории приобрела Россия по результатам войны? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите год, когда был основан город, которому посвящена марка. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16 На какой из представленных ниже картин изображён князь, родившийся в том же веке, когда был основан город, юбилею которого посвящена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначена эта картина. Назовите государство, которое перестало существовать в результате похода дружины этого князя.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Попытка фашистского командования восстановить положение четырьмя дивизиями резерва была предотвращена вводом в сражение вторых эшелонов наступающих армий. Советские воины неудержимо рвались вперед. Многие раненые покидали медпункты и возвращались в строй. Все жаждали встречи фронтов. И она состоялась. Это произошло 18 января возле Рабочих поселков № 1 и № 5. «Фляшенхальс» (бутылочное горло) — так именовали фашисты свою шлиссельбургско-синявинскую группировку — было разбито вдребезги».

Б)

«Начались бомбёжки. Особенно эффектна была первая, в начале сентября. В тишине солнечного дня в воздухе вдруг возник гул, неизвестно откуда исходящий. Он всё нарастал и нарастал, задрожали стёкла, и всё кругом стало вибрировать. Вдали, в ясном небе, появилась армада самолётов. Они летели строем, на разной высоте, медленно, уверенно. Артиллерия била суматошно, беспорядочно, не причиняя вреда самолётам. Они даже не маневрировали, не меняли строй и, словно не замечая пальбы, летели к цели. Чётко видны были жёлтые концы крыльев и черные кресты на фюзеляжах… Когда всё кончилось, мы увидели клубы дыма, занимавшие полнеба. Это горели Бадаевские продовольственные склады. Тогда мы ещё не могли знать, что этот пожар решит судьбу миллиона жителей города…».

18 В 1480-м году состоялось стояние на реке Угре. Укажите:

а) причину победы России в данном противостоянии, связанную с её внешней политикой
б) причину похода Ахмата на Русь, связанную с внутренней политикой Ивана III
в) причину выбора Ахматом Угры местом столкновения с московской армией

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «СМУТА». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внешней политики Павла I и Александра I по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Падение социалистического лагеря и победа капиталистических государств в Холодной войне привели к резкому обострению межэтнических конфликтов на территории бывших социалистических государств. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что результатом ослабления центральной власти в СССР и Югославии стали вооружённые конфликты: один аргумент для России и один – для другого государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.