Вариант 73

Вариант 73

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) учреждение кабинета министров
Б) избрание М.С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС
В) окончательное завоевание Средней Азии
Г) начало строительства Софийского собора в Киеве

ГОДЫ

1) 1037
2) 1237
3) 1731
4) 1831
5) 1885
6) 1985

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) принятие декларации независимости США
2) начало правления “Семибоярщины”
3) “Кровавое воскресение”

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) развитие России в начале XVIII века
Б) коллективизация в СССР
В) Первая мировая война
Г) феодальная раздробленность на Руси

ФАКТЫ

1) начало освоения целины
2) массовые ссылки крестьян, признанных кулаками
3) выход Новгорода из-под контроля киевских князей
4) основание Санкт-Петербурга
5) первый Земский собор
6) Брусиловский прорыв

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Грюнвальд _______________ (А) 1410-е
Москва _______________ (Б) _______________ (В)
_______________ (Г) Приграничный конфликт СССР с Китаем 1960-е
_______________ (Д) Разгром войск темника Мамая _______________ (Е)
Пропущенные элементы:

1) озеро Хасан
2) 1380-е
3) Куликово поле
4) остановка продвижения тевтонцев на восток
5) 1480-е
6) бунт городских стрельцов
7) 1660-е
8) остров Даманский
9) массовый бунт из-за денежной реформы

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЯ

А) свёртывание политики военного коммунизма
Б) венчание Ивана Грозного на царство
В) заключение Вечного мира с Польшей
Г) разорение Ельца

УЧАСТНИКИ

1) Митрополит Макарий
2) В.В. Голицын
3) Тамерлан
4) патриарх Гермоген
5) И.А. Хованский
6) В.И. Ленин

6 Прочтите отрывок из документа.

«Император сознавал, что ему невозможно высказывать свои чувства откровенно и проявлять их перед обществом, столь мало подготовленным к восприятию этих идей, которое встретило бы их с недоумением и даже с некоторым страхом. Вот почему правительственная машина продолжала функционировать на прежних основаниях <...> и император волей-неволей был принуждён считаться с прежними течениями. Чтобы <...> смягчить это печальное противоречие с самим собою, он образовал род тайного совета, составленного из лиц, которых он считал своими личными друзьями, разделявшими его взгляды и убеждения. <...> Каждый нёс туда свои мысли, свои работы, свои сообщения о текущем ходе правительственных дел и о замеченных злоупотреблениях власти. Император вполне откровенно раскрывал перед нами свои мысли и свои истинные чувства. <...> Не было ни одного внутреннего улучшения, ни одной полезной реформы, которые не зародились на этих именно тайных совещаниях».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В упомянутый тайный совет входил А.Е. Чарторыйский.
2. Тайный совет, о котором говорится в отрывке, был создан по проекту М.М. Сперанского.
3. В описанный период был издан “Указ о Вольных хлебопашцах”.
4. Политика императора, о котором говорится в отрывке, серьёзно изменилась во второй половине его правления.
5. Участником упомянутого в отрывке тайного совета являлся А.А. Аракчеев.
6. Тайный совет, о котором говорится в отрывке – Негласный комитет.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) кинофильм “Турецкий гамбит”
Б) кинофильм “Батальоны просят огня”
В) рассказ “Кавказский пленник”
Г) роман “Цусима”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный памятник культуры раскрывает историю шахмат.
2) Памятник культуры посвящён событиям одной из русско-турецких войн.
3) Автор – Л.Н. Толстой.
4) Данный памятник культуры посвящён событиям Великой Отечественной войны.
5) Памятник культуры посвящён событиям, происходившим на территории Чеченской республики в 1990-х годах .
6) Данный памятник культуры посвящён событиям русско-японской войны.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите воинское звание, которое было присвоено изображённому на марке руководителю государства в год окончания Великой Отечественной войны.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите современное название города – столицы Великого княжества Литовского.

10 Укажите фамилию литовского воеводы, перешедшего на сторону Московского княжества во время событий, которым посвящена карта.

11 Прочтите текст из исторического произведения и укажите название государства, четырежды пропущенное в тексте.

«Благодаря новым территориальным приобретениям московских князей: 1) изменилось внешнее положение Московского княжества; 2) усложнились задачи внешней московской политики, которая теперь, когда Великая Русь образовала единое политическое целое, поставила на очередь вопрос о политическом объединении всей Русской земли; из этого вопроса вышла вековая борьба двух соседних славянских государств – Руси и _______________. Простой перечень войн Москвы с _______________ – Литвой при Иване III и его двух ближайших преемниках показывает, сколько тяжелого исторического предвидения было в его крымском заявлении: две войны при нем самом, две при его сыне Василии, одна война в правление Васильевой вдовы Елены, при Иване IV война с Ливонией, сопровождавшаяся продолжительной войной, точнее говоря, двумя войнами с _______________, поглотившими около 20 лет его царствования. Из 90 лет (1492 – 1582) не менее 40 ушло на борьбу с Литвой – _______________.”

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1.      В тот же исторический период, к которому относятся события, показанные на карте, в состав Московского государства вошла Рязань.
2.      Правителем Литовского государства в период, которому посвящена карта, был князь Витовт.
3.      Государство, территория которого на карте обозначена цифрой 3, во время русско-литовских войн выступало в качестве союзника Москвы.
4.      Город, обозначенный на карте цифрой 1, русским войскам удалось захватить с третьей попытки.
5.      В окрестностях города, обозначенного на карте цифрой 2, московские войска потерпели сокрушительное поражение.
6.      Во время событий, которым посвящена карта, правителем Московского государства был Иван IV Грозный.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний политического деятеля.

«…Пригласив в кабинет, я спросил, с какой миссией прибыли. Бакланов сообщил, что создан Комитет по чрезвычайному положению. Страна катится к катастрофе, другие меры не спасут, я должен подписать Указ о введении ЧП. По сути дела, приехали с ультиматумом. Позднее, беседуя со следователем, я узнал, что у них были с собой заготовленные для моей подписи документы разные варианты.
Бакланов перечислил состав ГКЧП, причём назвал в числе его членов Лукьянова. Сказал, что Ельцин арестован, хотя тут же поправился: будет арестован по пути (из Алма-Аты, откуда он возвращался в Москву). Торопя события, заговорщики явно хотели таким способом дать понять, что они уже взяли ситуацию под свой контроль и назад пути нет.
Всё это были люди, которых я выдвигал и которые меня теперь предали. Я категорически отверг их домогательства, заявил, что никаких указов подписывать не буду.
– Вы и те, кто вас послал, обеспокоены ситуацией? Но я не хуже вас знаю обстановку в стране, и она тревожит меня не меньше, чем вас. Считаете, что нужны адекватные меры? Я такого же мнения. Главная из них уже подготовлена – это подписание нового Союзного договора. На заседании Совета Федерации 21 августа намечено обсудить ход выполнения экономической реформы. Вы же всё спасение видите в чрезвычайных мерах. Я с этим не согласен. Давайте созывать Верховный Совет СССР, Съезд народных депутатов, раз у части руководства есть сомнения в правильности политического курса. Давайте обсуждать и решать. Но действовать только в рамках Конституции, закона. Иное для меня неприемлемо. То, что вы себя загубите, – чёрт с вами, но ведь дело может кончиться большой кровью. Не тот стал народ, чтобы смириться с вашей диктатурой, с потерей свободы, всего, что было добыто в эти дни.
На мои выводы последовали рассуждения Бакланова, проникнутые „заботой“ о моём здоровье, которое-де сильно поизносилось за напряжённые годы „перестройки“.
– Не хотите сами подписывать Указ о введении чрезвычайного положения, Отдохните, передайте свои полномочия Янаеву, – предложил он. И добавил: мы сделаем „грязную работу“, а потом вы сможете вернуться.
Я, разумеется, отверг это гнусное предложение».

13 Назовите автора воспоминаний (А). Укажите год, когда произошли описываемые события (Б). Укажите название периода в истории СССР, когда произошли описываемые события (В).

14 Как, по словам автора, его собеседники оценивали положение и какие меры предлагали? (А) Какие «адекватные меры» предлагал предпринять заговорщикам автор воспоминаний? (Б) . При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите, какое прозвище дали турки русскому генералу, изображённому на марке. Напишите, какая зарубежная страна считает этого генерала национальным героем.

16 На какой из представленных ниже картин отображены события войны, в которой принимал участие генерал, изображённый на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначена эта картина. Напишите название региона (полуострова, где произошли эти события).

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«В 14 часов 15 минут прогремел первый в истории боевой ракетный залп. На железнодорожный узел обрушился шквал огня. Взрываясь среди сотен вагонов, ракеты сокрушали всё. Уже через 10-20 минут станция и пристанционный район превратились в сплошной очаг пожаров и взрывов. Гитлеровцы в ужасе метались по станции и городу, кругом рвались вагоны с боеприпасами, цистерны с горючим.
Через некоторое время, когда вражеские войска заполнили все подступы к переправе через р. Оршицу, прозвучал второй залп. Он угодил в самую гущу вражеских войск.
Это было официальное боевое испытание „катюш“. После пяти залпов я сразу же доложил Верховному Главнокомандующему о результатах боевых испытаний с выводом о необходимости немедленно начать массовое производство этого нового грозного оружия».

Б)

«Возникла угроза выхода врага нам глубоко во фланг. Противник устремился к шоссе Волоколамск — Москва. В этот критический момент и вступила в дело приберегавшаяся нами 78-я стрелковая дивизия А.П. Белобородова. Ей была поставлена задача контратаковать рвущиеся к шоссе немецко-фашистские войска. Белобородов быстро развернул свои полки, и они двинулись в атаку. Сибиряки шли на врага во весь рост. Удар они нанесли во фланг. Противник был смят, опрокинут, отброшен… На других участках обороны армии также шли тяжелые бои. Намного превосходя наши войска в числе, имея большую подвижность, постоянную поддержку авиации, противник сравнительно легко создавал в процессе боя ударные группировки. Подмерзшая земля благоприятствовала ему. Он наносил удары то там, то здесь, добиваясь местного успеха. Нам же в каждом таком случае, поскольку достаточных резервов в глубине не имелось, приходилось снимать с какого-либо участка обороны часть сил, чтобы не допустить прорыва на угрожаемом направлении. Мы вынуждены были отходить. За три дня непрерывного боя части армии местами отошли на 5—8 километров. Но прорвать оборону немцам нигде не удалось».

18 В 1698 году московский царь Пётр I снарядил Великое посольство в европейские государства. Укажите:

а) политическую причину (предпосылку) данного события
б) экономическую причину (предпосылку) данного события
в) последствие данного события, связанное с международным престижем России

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ОТРУБ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внешней политике Святослава Игоревича и Олега Вещего по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В XIX веке в Японии начинается реставрация Мейдзи – эпоха быстрой индустриализации, направленная на ликвидацию отсталости от ведущих экономических держав. Используя исторические знания, приведите два аргумента в подтверждение точки зрения, согласно которой ускоренное развитие Японии повлияло на внешнюю политику России и Китая: один аргумент для России и один – для Китая. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.