Вариант 72

Вариант 72

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) решение боярской Думы о создании военно-морского флота
Б) подписание с США договора об ограничении стратегических наступательных вооружений
В) начало экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева
Г) начало правления князя Игоря

ГОДЫ

1) 945
2) 1696
3) 1719
4) 1819
5) 1979
6) 1989

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) составление свода законов Русская правда
2) поход Ермака в Сибирь
3) казнь короля Англии Карла I

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) деятельность Ивана I
Б) деятельность Ивана IV
В) создание и деятельность редакционных комиссий
Г) распад Древнерусского государства

ФАКТЫ

1) присоединение Пермской земли к Московскому государству
2) командование войском в битве при Молодях
3) получение права сбора дани с русских земель
4) объединение Галицкого и Волынского княжеств
5) составление проекта крестьянской реформы в России
6) строительство Свияжска

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Победа русской армии над прусскими войсками _______________ (Б)
_______________ (В) Разгром русско-шведского войска поляками 1610-е
Яссы _______________ (Г) 1790-е
Москва _______________ (Д) _______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) 1750-е
2) Столбово
3) победа русско-австрийских войск над турками
4) Клушино
5) 1380-е
6) подписание мирного договора с Турцией
7) 1760-е
8) набег хана Тохтамыша
9) Кунерсдорф

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) подавление Медного бунта
Б) междоусобица после смерти Владимира Святого
В) битва при Рымнике
Г) созыв первого Земского собора

УЧАСТНИКИ

1) А.Ф. Адашев
2) Мстислав Великий
3) Святополк Окаянный
4) Алексей Михайлович
5) А.В. Суворов
6) патриарх Гермоген

6 Прочтите отрывок из документа.

«Милостивый государь мой граф Фёдор Васильевич! Приехавши вечером 21-го числа в Можайск, нашёл я главную квартиру от Можайска в 8 верстах, от оной в 6 верстах первая линия обеих армий, вместе соединённых, правый фланг составляет 1-я армия, левый – 2-я армия, в две линии, сверх сего, резерв до 50 батальонов. [Главнокомандующий] в полном решении дать генеральную баталию и все способы употребить не допустить неприятеля к Москве. Положение нашей армии очень хорошее, всю надежду даёт непременно победить. …Ожидаем [баталии] завтра: что последует завтра, всё Вашему сиятельству напишу, ежели будет баталия, ибо она зависит от Наполеона. Мы ожидаем от него нападения. В противном случае, ежели он вздумает не атаковать долго, тогда уже решится князь его атаковать, он в своих лагерях всегда укрепляется. Не только я, но и все генералы просят, чтоб непременно решиться дать баталию и отразить неприятеля гораздо далее, нежели он находится, и сам [главнокомандующий] первой мне сказал, что нельзя его допустить до Москвы. Пустя его туда, вся Россия будет его. Барклай всё остаётся начальником первой армии и министр военной, и… за все его скверные поступки ничего ему не сказано, и [главнокомандующий] прислан потому только, будто бы два начальника армий между собой местничаются. Теперь все хлопоты, не могу более писать».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В ходе войны, о которой идёт речь в тексте, произошло сражение при Пресиш-Эйлау.
2. Два упомянутых в отрывке военачальника смогли соединить армии лишь под Смоленском.
3. В годы правления того же императора, при котором произошли описанные в отрывке события, к России была присоединена Финляндия.
4. Письмо было написано после “битвы народов”.
5. Вторым из названных “начальников армии” был П. И. Багратион.
6. Надежды автора документа оправдались частично – новый главнокомандующий дал крупное сражение, но Москва была сдана.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) поэма “Мцыри”
Б) “Гиперболоид инженера Гарина”
В) пьеса “На дне”
Г) поэма “Медный всадник”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Жанр произведения – фантастический роман.
2) Действие в произведении происходит на Кавказе.
3) Автор произведения – А.Р. Беляев.
4) Автор произведения – А.С. Пушкин.
5) Произведение посвящено деятельности Петра I.
6) Автор произведения – М. Горький.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите название области, с которой началась фашистская оккупация страны, освобождению которой посвящена марка.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Напишите название города, обозначенного на карте цифрой 2, в который Великий князь бежал перед вступлением его дяди в Москву.

10 Укажите римскую цифру, на карте обозначающую территория государства, под защиту правителя которого сын Дмитрия Донского в своём завещании передавал свою семью во время событий, которым посвящена карта.

11 Прочтите текст из исторического произведения и укажите название города, трижды пропущенное в тексте.

«Через несколько лет в Золотой Орде случилось такое событие: хан Улу-Махмет лишился престола и искал помощи великого князя московского. Великий князь не только не подал ему помощи, но еще прогнал его из пределов московской земли; тогда Улу-Махмет со своими приверженцами основался на берегах Волги в _______________ и положил начало татарскому _______________ царству, которое в продолжение целого столетия причиняло Руси опустошения. Улу-Махмет, уже в качестве _______________ хана, мстил московскому государю за прошлое, победил его в битве, взял в плен. Василий Васильевич освободился от плена не иначе, как заплатив огромный выкуп. Вернувшись на родину, он поневоле должен был облагать народ большими податями и, кроме того, начал принимать в свое княжество татар и раздавать им поместья. Это возбудило против него ропот…»

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1.      Василий II получил великокняжеский стол согласно завещанию своего деда Дмитрия Донского.
2.      Активными участниками обозначенных на карте событий были Дмитрий Шемяка и Василий Косой.
3.      Одним из союзников Василия II в борьбе за власть был Дмитрий Звенигородский.
4.      В период обозначенных на карте событий Смоленск был частью Великого княжества Московского.
5.      Московский князь был захвачен в плен и ослеплён, но смог вернуть себе власть и победить противника.
6.      Во время событий, которым посвящена карта, русские князья ещё получали ярлыки на княжение у ордынских ханов.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из решения суда.

«Верховный уголовный суд удостоверился, что злонамеренная цель сих тайных обществ была: ниспровергнув коренные отечественные законы и превратив весь государственный порядок, ввести республиканское правление; а чтобы достигнуть столь пагубной для всей империи цели …они в дерзновенных и буйных своих мечтаниях умышляли посягнуть на цареубийство, истребление императорской фамилии… равно распространить общий бунт и произвести воинский мятеж подговором к тому нижних чинов…
Верховный уголовный суд приговорил:
К смертной казни четвертованием по 19-му артикулу воинского устава
1. Вятского пехотного полка полковника Павла Пестеля за то что, по собственному его признанию, имел умысел на цареубийство, изыскивал к тому средства, избирал и назначал лица к совершению оного, умышлял на истребление императорской фамилии… и с неограниченной властию управлял Южным тайным обществом, имевшим целию бунт и введение республиканского правления, составлял планы, уставы, Конституцию, возбуждал и приготовлял к бунту, участвовал в умысле отторжения областей от империи и принимал деятельнейшие меры к распространению общества привлечением других…»

13 Укажите десятилетие, когда произошли события, приведённые в отрывке (А). Укажите воинское подразделение, которым командовал осуждённый, упомянутый в отрывке (Б). Напишите имя правителя России во время указанных событий. Какое прозвище солдаты дали этому правителю? (В).

14 Какую тайную организацию возглавлял осуждённый офицер? (А). Каковой, по мнению суда, была цель этого тайного общества? (Б). Как суд сформулировал обвинение этого офицера? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите название войны, события которой изображены на марке стрелками. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16 Какое из представленных ниже литературных произведений было создано в то же десятилетие, когда завершилась война, событиям которой посвящена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначено это литературное произведение. Укажите жанр, в котором написано это произведение.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«В 0 часов 43 минуты 9 мая подписание … было закончено. Я предложил немецкой делегации покинуть зал. Кейтель, Фридеберг, Штумпф, поднявшись со стульев, поклонились и, склонив головы, вышли из зала. За ними вышли их штабные офицеры… От имени советского Верховного главнокомандования я сердечно поздравил всех присутствовавших с долгожданной победой».

Б)

«Я считаю, что основными чертами данной операции русских, как и в других операциях, является следующее.
Умелый выбор направлений главного удара.
Концентрация и ввод крупных сил, и в первую очередь танковых и артиллерийских масс, на участках, где наметился наибольший успех, быстрые и энергичные действия по расширению созданных разрывов в немецком фронте.
Применение различных тактических приёмов, достижение моментов внезапности, даже в случаях, когда наше командование располагает данными о предстоящем русском наступлении и ожидает это наступление.
Исключительно маневренное руководство войсками, операция русских войск характеризуется ясностью замыслов, целеустремлённостью и настойчивостью в осуществлении этих планов».

18 Со 2 по 19 декабря 1927 года проводился XV съезд партии, на котором было принято решение о начале проведения коллективизации. Укажите:

а) демографическое последствие этого события
б) экономическое последствие данного события
в) последствие данного события, связанное с продовольственным обеспечением населения

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внутренней политики Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В период средневековья системы управления государствами не ограничивались исключительно формами единоличного правления. Используя исторические знания, приведите два аргумента в подтверждение точки зрения, что в Средние века, помимо монархических государств, существовали и демократии: один аргумент для России и один – для другого государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.