Вариант 71

Вариант 71

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) принятие закона о «трёх колосках”
Б) Плюсский мир
В) Стрелецкий бунт
Г) реформа Косыгина

ГОДЫ

1) 1583
2) 1662
3) 1698
4) 1932
5) 1965
6) 1993

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) Чесменское сражение
2) присоединение Твери к Московскому княжеству
3) установление протектората Кромвеля

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) формирование боярских республик в русских землях
Б) реформы Екатерины II
В) политика “военного коммунизма”
Г) дипломатия князя Голицина

ФАКТЫ

1) отмена гетманства на Украине
2) “Вечный мир” с Польшей
3) Прутский поход
4) введение всеобщей воинской обязанности
5) введение всеобщей трудовой повинности
6) изгнание Всеволода Мстиславича из Новгорода

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Киев Убийство Аскольда и Дира _______________ (А)
Санкт-Петербург _______________ (Б) 1710-е
_______________ (В) Разгром Святополка Окаянного Ярославом _______________ (Г)
_______________ (Д) _______________ (Е) 1560-е

Пропущенные элементы:

1) 1010-е
2) взятие города русскими войсками
3) 880-е
4) основание города
5) река Альта
6) 860-е
7) река Калка
8) перенос столицы Петром I
9) Астрахань

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) Кровавое воскресенье
Б) Смоленская война
В) создание группы «Освобождение труда»
Г) разгром Хазарского каганата

УЧАСТНИКИ

1) Ярослав Мудрый
2) М.Б. Шеин
3) Г.Е. Распутин
4) Г.В. Плеханов
5) Поп Гапон
6) Святослав Игоревич

6 Прочтите отрывок из документа.

«11 июня… прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно- технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.
На совещании был углублен критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит, и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки и техники, модернизации отечественного машиностроения <...> не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.
При углубленном анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это, в свою очередь, диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В правление того же руководителя СССР произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС.
2. Период руководства страной руководителя СССР, упомянутого в отрывке, был назван периодом “оттепели”.
3. В период, к которому относятся воспоминания, в стране была принята политика “гласности”.
4. В описанный в отрывке период были подписаны Хельсинкские соглашения.
5. Период руководства страной руководителя СССР, упомянутого в отрывке, был назван периодом “перестройки”.
6. Упомянутый в отрывке руководитель страны был предшественником Л.Ю. Андропова.
сдана.

7 Установите соответствие между литературными произведениями и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) роман “Мать”
Б) “Вий”
В) Роман “Кто виноват?”
Г) Мемуары А.А. Покрышкина “Небо войны”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) В произведении описаны события Первой мировой войны.
2) Действие в произведении происходит в период Первой русской революции.
3) В произведении описаны события Второй мировой войны.
4) Жанр произведения – мистическая повесть.
5) Автор произведения – А.И. Герцен.
6) Автор произведения – А.П. Чехов.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите название наступательной операции советских войск, инициированной на территории СССР и положившей начало событию, которому посвящена марка.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите год, когда на фронтах Гражданской войны сложилась обстановка, отражённая на карте.

10 Укажите фамилию генерала, командовавшего войсками на территории, обозначенной на карте цифрой 1.

11 Прочтите отрывок из исторического документа и укажите название международного блока, отправившего этот документ к командиру Белой армии.

«Во-первых, правительство адмирала Колчака должно гарантировать, чтобы как только войска Колчака займут Москву, было созвано учредительное собрание, избранное на основании всеобщего, тайного и демократического избирательного права, в качестве верховного законодательного органа в России, перед которым должно быть ответственно российское правительство. Если же к этому времени порядок в стране не будет еще окончательно восстановлен, то правительство Колчака должно созвать учредительное собрание, избранное в 1917 г., и оставить его у власти вплоть до того дня, когда явится возможность организовать новые выборы.
Во-вторых, чтобы на всем том пространстве, которое находится в настоящее время под его контролем, правительство Колчака разрешило свободные выборы во все свободно и законно организованные собрания, как городские самоуправления, земства и т.п.
В-третьих, что правительство Колчака не поддержит никакой попытки к восстановлению специальных привилегий тех или других классов или сословий в России. Державы союзной коалиции с удовлетворением ознакомились с торжественной декларацией, сделанной адмиралом Колчаком и его союзниками, заявляющей, что они не имеют намерения восстановить прежнюю земельную систему.
В-четвертых, должна быть признана независимость Финляндии и Польши и, в случае если бы какие-нибудь вопросы, касающиеся границ или других каких-либо отношений между Россией и этими странами, не смогут быть разрешены путем взаимного соглашения, правительство России согласится обратиться к арбитражу Лиги наций»

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1.      На карте подписано государство, с которым Советская Россия вела войну в 1920-1921 годах.
2.      В войне, которая отображена на карте, активную роль играл Чехословацкий легион.
3.      На карте цифрой 3 отображена территория СССР.
4.      В период боевых действий, отображённых на карте, в России проводилась Новая экономическая политика.
5.      Генуэзская конференция проводилась в тот же год, к которому относятся события, отражённые на карте.
6.      Показанная на карте политическая обстановка сложилась после разгона большевиками Учредительного собрания.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из международного договора.

«

29 числа в девять часов утра торжественно победоносные войски е. и. в. с барабанным боем и музыкой в Варшаву вступили и проходили чрез нее в назначенный им стан внутри укрепления. Корпус генерал-порутчика Потемкина, по вделанному распоряду всем полкам, вступил первый: за ним следовал корпус генерал-порутчика Дерфельдена. Варшава, где произведен 6 апреля толь вероломный противу войск наших заговор, где страшное зверство торжествовало, где мятежники не победимыми себя чаяли, Варшава покоренная, встретила победителей своих с восклицанием и народ, которой был звероподобен во все время бунта, при вступлении победителей был кроток, яко агнцы.
На самом берегу при переходе мосту магистрат и все мещанство, вышед во сретение победителей с хлебом и солью, и поднесли городския ключи. Берег, улицы площади — все были усыпаны народом, повсюды кричали “Виват __________”.
По вступлении наших войск в Варшаву все бывшие в плену наши генералы: Арсеньев, Милашевич, Сухтелен, а с ними барон Аш, барон Биллер, советник Дивов и все чины, бывшия при посольстве, захваченные противу прав в неволю, равно как штаб и обер-офицеры, коим подношу список и солдаты, число коих 1376 человек, ко мне от магистрата представлены. Зрелище при свидании их с нами было не только слезное и чувствительное, но важно и нечто священное. Они с радостными слезами называли собратию избавителями; кидались обнимать победителей врагов, а своих защитников. И восторг сей извлекал и радостные слезы избавленных, и утешительные слезы избавителей. Великие имели притчины из сих радоваться не одному освобождению из неволи, но и спасению жизни, ибо известный злодейством бунтовщик Колонтай, до победы нашей над Прагою, положил в раде всех пленных умертвить, всех содержащихся в темнице разного чина поляков, коих подозревали приверженными к нашему двору повесить. Зверское намерение сие положено было выполнить в тот самый день, как войски наши вошли в Варшаву, но вступление наших войск оное предварило, и сей лютый за несколько часов пред тем ушел, похитив 150 000 червонных.

Прусские и цесарские пленные предстали скованные; они пали на колена и, вознося руки к небесам, приносили избавителям благодарность. Оковы с них сняты, и препровождены первые купно с теми, кои взяты были в Праге, к генералу Фаврату, числом всех свыше 500 человек; последние до 80 человек к их кордонам.
На утро по свидании моем с королем положено, чтоб войски польские, которых называл я не иначе, как бунтовщиками, без изъятия, низложили оружие и пушки свои нам отдали, дабы все множество сил, которое столь огромным ополчением при начале бунта угрожало, обращено было в ничтожество, и ратники оново разсеяны были, яко прах.
Таким образом порученное мне дело выполнено во всей ево силе в 44 дня со вступления войск со мною в Польшу, кроме 29 дней, что принужден я был остановиться в Бржесте. Одержаны одна по другой многая победы. Прага взята грудью храбрых воинов. Варшава покорена. Оставшийся войска мятежников в несостоянии противиться и вскоре надеюсь довершить их уничтожение. Божия споспешествующая рука поборствовала успехам и храбрости нашево воинства к службе мудрой монархини и благодетельницы и матери народов.
Генерал граф Суворов-Рымникский»

13 Укажите год, когда произошли события, указанные в письме (А). Назовите императрицу, которая правила Россией во время событий, описанных в письме (Б). Укажите предводителя мятежников, о борьбе с которыми идёт речь в письме (В).

14 Напишите, как автор характеризует настроение жителей Варшавы во время её занятия русскими войсками? (А). Чем автор объясняет эмоциональную реакцию освобождённых из плена российских военных? (Б).Как автор письма оценивает состояние сил противника после занятия Варшавы? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Назовите русского царя, по приказу которого был построен корабль, изображённый на марке. Укажите, на каком море предполагалось использовать это судно.

16 На какой из картин, представленных ниже, изображён предводитель восстания, участники которого захватили указанный выше корабль? В ответе запишите цифру, которой обозначена эта картина. Укажите город, где корабль был захвачен.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«В воздухе висела вражеская авиация. Она беспрерывно бомбила наши войска … Враг задался целью разрушить город до основания. С нашей стороны в наступлении участвовали части 1-й гвардейской и 66-й армий, пытавшиеся соединиться с 62-й армией, сражавшейся в самом городе. Объективно оценивая сложившуюся на этом участке обстановку, должен признать, что дело было не в неудачном командовании, а в недостатке сил и средств для успешного решения задачи. Сказывалась и спешка. От командующего фронтом настойчиво требовали перелома в боевых действиях, не учитывая, что на стороне противника в это время было значительное превосходство в силах. К вечеру стало ясно, что наступление и на этот раз не даст результатов. Войска несли потери, но прорвать оборону противника нигде не могли».

Б)

«Эту узкую полосу земли, застроенную домами и заводами, обороняла 62-я армия …, сдерживая сильнейший натиск самой боеспособной 6-й немецкой армии, прошедшей победным маршем по Бельгии, Голландии и Франции и усиленной многочисленными танковыми корпусами.
За всё время боёв немецким танкам только один раз удалось прорваться к Волге в районе Мамаева кургана, но ударами наших штурмовиков они были уничтожены. Наши войска севернее Сталинграда осуществляли сильнейший нажим на немцев, стремясь оттянуть как можно больше войск, нацеленных на Сталинград, и этим оказать помощь защитникам города.
Наша дивизия вступила в бой в середине августа севернее города Сталинграда в районе балки Грачи, прозванной “Долиной смерти” (юго-западнее населённого пункта Ерзовка)».
востью в осуществлении этих планов».

18 В 1589 году на Руси утверждается новый высший духовный сан – патриарх. Укажите:

а) идеологическую предпосылку данного события.
б) историческую предпосылку данного события.
в) внешнеполитическую причину данного события

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ЗЕМСКИЕ НАЧАЛЬНИКИ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях политики Олега Вещего и его предшественников по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В XIX веке в России и в Европе распространяются социалистические идеи, приведшие к формированию радикальных политических организаций. Используя исторические знания, приведите два аргумента в подтверждение точки зрения о том, что социалистическое движение повлияло на государственное устройство России и Германии в начале XX века: один аргумент для России и один – для Германии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.