Вариант 70

Вариант 70

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) постановление СНК “О красном терроре”
Б) Взятие Очакова
В) начало городского восстания в Астрахани
Г) арест Л.П. Берии

ГОДЫ

1) 1682
2) 1705
3) 1918
4) 1937
5) 1953
6) 1962

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) учреждение Святейшего Синода
2) установление власти Олега над Новгородом и Киевом
3) сражение при Ватерлоо

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) русско-турецкая война 1787-1791
Б) “Собирание” русских земель Москвой
В) политика Александра I
Г) Русско-японская война

ФАКТЫ

1) Битва на р. Шелони
2) Сражение под Полтавой
3) Цусимское сражение
4) Сражение у мыса Калиакрия
5) Битва на реке Сить
6) Оборона Севастополя

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Поволжье _______________ (А) _______________ (Б)
_______________ (В) _______________ (Г) 1360-е
Река Кагул Разгром турецкой армии войсками П.А. Румянцева _______________ (Д)
_______________ (Е) Окружение немцев в ходе Сталинградской битвы 1940-е

Пропущенные элементы:

1) 1770-е
2) массовый голод
3) 1790-е
4) осада города войсками Тохтамыша
5) Калач-на-Дону
6) осада города князем Ольгердом
7) 1920-е
8) Москва
9) Краснодон

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) принятие Конституции Развитого социализма
Б) возвращение земель, утраченных в ходе Смуты
В) съезд князей в Любече
Г) участие в Семибоярщине

УЧАСТНИКИ

1) Л.И. Брежнев
2) Владимир Мономах
3) И.М. Воротынский
4) Михаил Романов
5) А.Ф. Адашев
6) Алексей Михайлович

6 Прочтите отрывок из указа российского правителя.

«Часам к двенадцати в воскресенье утром приехал к нему [С.А. Филатову — главе президентской администрации] на дачу и здесь узнал, что президент принял решение приостановить работу Верховного Совета, объявить новые выборы, и провести референдум по Конституции. Филатову поручено продумать политический сценарий предстоящих событий. Сергей Александрович сказал, что всё это вызывает у него серьёзное беспокойство. Спросил, какова моя точка зрения.
После того как Верховный Совет открыто проигнорировал ясно выраженную апрельским референдумом волю народа к продолжению реформ и отверг одну за другой все попытки найти между двумя ветвями власти разумный компромисс, неизбежность подобного решения была очевидной. <...> Принимаю решение о необходимости обратиться к москвичам за поддержкой».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В конечном счёте президенту, который упомянут в отрывке, пришлось принять условия противоположной стороны.
2. В отрывке описаны события, произошедшие в период правления М.С. Горбачёва.
3. Одним из последствий событий, описанных в отрывке, был расстрел Белого дома из танков.
4. Участниками событий были А.С. Грачёв и А.В. Руцкой.
5. События, о которых идёт речь в отрывке, предзнаменовали развал СССР.
6. Ситуация, о которой идёт речь в отрывке, произошла после начала первой чеченской компании.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их авторами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) Троице-Сергиева лавра
Б) Дом Пашкова в Москве
В) Михайловский замок в Санкт-Петербурге
Г) Петровский путевой дворец

АВТОРЫ

1) Архитектор – В.И. Баженов.
2) В этом месте убит один из российских императоров.
3) Памятник архитектуры возведён по проекту М. Казакова.
4) Памятник архитектуры основан Сергием Радонежским.
5) Памятник архитектуры возведён по указу царя Михаила Романова.
6) Данный объект построен во время правления князя Ивана III.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите современное название государства, на территории которого произошло событие, изображённое на марке.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Напишите название русского города, который отмечен на карте цифрой 5, основанного в Прибалтике в исторический период, которому посвящена карта.

10 Напишите прозвище Ярослава, сына князя Владимира «Красное Солнышко».

11 Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите дважды пропущенное в тексте женское имя, которым были названы религиозные объекты.

«Ярослав более всего оставил о себе память в русской истории своими делами внутреннего устроения. Недаром во время борьбы со Святополком киевляне называли его “хоромцем”, охотником строить. Он действительно имел страсть к сооружениям. В 1037 году напали на Киев печенеги. Ярослав был в Новгороде и поспешил на юг с варягами и новгородцами. Печенеги огромною силою подступили к Киеву и были разбиты наголову. (С тех пор уже набеги их не повторялись. Часть печенегов поселилась в русской земле, и мы в последующие времена видим их наравне с русскими в войсках русских князей.) В память этого события создана была Ярославом церковь Св. _______________ в Киеве на том месте, где происходила самая жестокая сеча с печенегами… По его повелению, в Новгороде, сын его Владимир в 1045 году воздвиг церковь Св. _______________ в Новгороде, по образцу киевской, хотя в меньших размерах. Церковь эта сделалась главною святынею Новгорода».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Во время правления князя, походы которого отражены на карте, был составлен свод законов «Русская Правда».
2. Город, обозначенный на карте цифрой 4, был назван именем его основателя.
3. Цифрой 3 на карте обозначена Тмутаракань.
4. Цифрой 2 на карте обозначена Москва.
5. Русский правитель, походам которого посвящена карта, значительно укрепил авторитет государства посредством установления династических связей с европейскими странами.
6. Во время событий, отображённых на карте, на Руси не происходили княжеские междоусобицы.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из летописи.

«28 октября со стороны реки Великой под городскую стену пробрались литовские гайдуки, градоемцы и каменотёсы и, закрывшись специально сделанными щитами, начали подсекать кирками и всякими орудиями для разбивания камня каменную стену от Покровской угловой башни и до водяных Покровских ворот, чтобы вся стена, подсечённая, упала в реку Великую… Государевы же бояре и воеводы, увидев такой над городом умысел, против замыслов литвы для обороны города со своей стороны повелевают зажжённое смоляное тряпьё на литву и на шиты их метать… Чтобы ни одному из этих проворных литовских гайдуков не дать убежать, были расставлены опытные псковские стрельцы с длинными самопалами… Бедные же литовские градоемцы, гайдуки и каменотёсы, увидев, что и этот замысел их гордых воевод не осуществился…, прибежали в стан к королю, от горечи сердечной с плачем говоря: «Да повелит твоё величество, …король Стефан, всем нам в станах от меча твоего умереть, но не вели всем до единого погибнуть под крепостью Псковом».

13 Укажите десятилетие, когда произошли события, приведённые в отрывке (А). Укажите предводителя войска, штурмовавшего Псков (Б). Напишите имя правителя России во время указанных событий? (В).

14 Какой замысел, по словам автора, пытался реализовать противник, чтобы проникнуть в город? (А). Как обороняющиеся противодействовали тактике неприятеля? (Б). Во время какого вооружённого конфликта имели место изложенные в отрывке события? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите год, когда был основан город, к юбилею которого выпущена марка. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16 Какой из представленных ниже скульптурных памятников был создан в память о событиях той же войны, что и монумент, изображённый на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот скульптурный памятник. Назовите скульптора, по проекту которого создан этот памятник.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Войска 3-й армии, преследуя неприятеля, 20 января пересекли польскую границу и вступили на территорию Восточной Пруссии. Здесь они с боем преодолели сильно укреплённый рубеж, построенный ещё задолго до войны. Мы увидели здесь бетонированные траншеи полного профиля, блиндажи, проволочные заграждения, бронеколпаки, артиллерийские капониры, убежища. Но продвижение войск было столь стремительным, что противник не успел занять по-настоящему этот рубеж, и солдаты 3-й армии преодолели его почти что с ходу. Успешно наступали и части 48-й армии, обходя те районы, где противник сумел организовать оборону».

Б)

«План разгрома кёнигсбергской группировки состоял в том, чтобы мощными ударами с севера и юга по сходящимся направлениям рассечь силы гарнизона и штурмом овладеть городом. Для сковывания земландской группировки врага из района Кенигсберга планировался вспомогательный удар в западном направлении, в сторону Пиллау (Балтийск) …
Перед началом штурма наша артиллерия и авиация в течение четырех дней разрушали долговременные оборонительные сооружения крепости. Нам были известны все детали обороны. На абсолютно точном макете города командиры всех степеней отработали шаг за шагом план штурма. Исключительно большую работу провел штаб фронта во главе с генерал-полковником А.П. Покровским. Войска тренировались в отбитых у врага дотах, рвах и траншеях, изучая тактику уличных боёв.  6 апреля установилась ясная погода. После мощной артиллерийской подготовки начался штурм … К исходу четвёртых суток непрерывных боёв Кёнигсберг пал».

18 В 1327-м году московский князь Иван Калита возглавил поход против Твери с целью подавить антиордынское восстание. Укажите три предпосылки для данного события.

а) укажите причину (предпосылку) данного события, связанную с усобицами русских князей.
б) укажите причину (предпосылку) данного события, связанную с внешней политикой Московского княжества.
в) укажите причину (предпосылку) данного события, связанную с угрозой Москве, исходившей от Орды.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «КОНЦЕССИИ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в отношении общества к Лжедмитрию I и Василию Шуйскому по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Некоторые государства в период Средневековья соседствовали с племенами кочевников. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение утверждения о том, что правители оседлых государств пользовались военной помощью кочевых соседей для достижения собственных политических целей: один аргумент для Руси и один – для любого европейского государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.