Вариант 69

Вариант 69

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) экспедиция челюскинцев
Б) Белградский мир
В) расстрел Белого дома армией Президента Ельцина
Г) начало восстания Болотникова

ГОДЫ

1) 1606
2) 1707
3) 1739
4) 1933
5) 1991
6) 1993

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) присоединение Крыма к России
2) начало Гуситских войн
3) Чигиринские походы

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) опричнина
Б) коллективизация
В) подавление народного восстания на территории Башкирии
Г) Великие реформы

ФАКТЫ

1) сокращение срока службы в армии и во флоте
2) казнь воеводы М. Шеина
3) массовый голод в некоторых районах СССР
4) правление Елены Глинской
5) карательный поход Ивана IV на Новгород
6) ссылка Салавата Юлаева

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) _______________ (Б) 1700-е
Москва _______________ (В) _______________ (Г)
Киев Осада города печенегами _______________ (Д)
_______________ (Е) Подписание сепаратного мира с Германией 1910-е

Пропущенные элементы:

1) область войска Донского
2) массовый бунт из-за денежной реформы
3) Брест-Литовск
4) 1680-е
5) Варшава
6) 960-е
7) бунт городских стрельцов
8) 890-е
9) казачье восстание под руководством К. Булавина

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) оборона Смоленска в период Смутного времени
Б) деятельность советской разведки в годы Великой Отечественной войны
В) подавление антиордынского восстания в Твери
Г) Куннерсдорфская битва

УЧАСТНИКИ

1) С.Г. Лазо
2) Иван Калита
3) М.Б. Шеин
4) Юрий Даниилович
5) П.С. Салтыков
6) Н.И. Кузнецов

6 Прочтите отрывок из документа.

«На другой день мы увидели турецкий флот в канале между островом Хиос и азиатским берегом, на якоре. По сигналу вступили мы в атаку… Турки обрубили якоря и в большом беспорядке вошли в глухой бассейн при Чесме…
Велел Грейг сделать четыре брандера, и ночью… капитан Клокачёв вошёл с брандерами и стал на самой ближайшей дистанции от врагов. На турецком флоте ещё с первого сражения не опомнились, и такая была суматоха, что иной корабль стоял к нам кормою. С нескольких выстрелов брандскугелями Клокачёв предал огню весь турецкий флот. К этому вдобавок из четырёх брандеров один, Ильина, прицепил себя к турецкому кораблю… Почти неможно себе вообразить сего ужасного зрелища, кое мы видели в Чесменском порту…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Русским флотом во время описанного в отрывке сражения руководил Ф.Ф. Ушаков.
2. Описанное в отрывке сражение произошло во время Крымской войны.
3. Современником описанных в отрывке событий был А.В. Суворов.
4. Боевые действия, описанные в отрывке, относятся к периоду правления Екатерины II.
5. Русским флотом во время описанного в отрывке сражения руководил Н.С. Нахимов.
6. Боевые действия, описанные в отрывке, относятся к эпохе дворцовых переворотов.

7 Установите соответствие между деятелями культуры и их произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

А) З. Церетели
Б) В. Мухина
В) Д. Шостакович
Г) П.И. Чайковский

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. Седьмая (Ленинградская) симфония.
2. Балет “Лебединое озеро”.
3. Монумент “Рабочий и колхозница” в Москве.
4. Памятник Б.Н. Ельцину в Екатеринбурге.
5. Памятник Петру I в Москве.
6. Опера “Руслан и Людмила”.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите название государства, войска которого вместе с вермахтом оккупировали город, освобождению которого посвящена марка.

Рассмотрите карту и выполните задания 9-12.

9 Укажите название основной зерновой культуры, выращиваемой на территории России в период, которому посвящена карта.

10 Укажите наиболее ценную из промысловых рыб, вылавливаемую в регионе, центром которого является город, обозначенный на карте цифрой 2.

11 Прочтите текст и укажите дважды пропущенное в тексте название города.

«Товары перевозились по торговым путям, как правило, совпадавшими с важнейшими речными системами. На севере это был Сухоно-Двинский водный путь, к которому тянули крупные торгово-промышленные центры: _______________, Соль Вычегодская, Устюг Великий, Тотьма, Вологда (последняя всё более уступала своё место Устюгу). В то время _______________ являлся единственным морским портом, через который осуществлялись внешнеторговые связи».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Прикаспийские степи были основным регионом производства хлеба в период, которому посвящена карта.
2. В период, которому посвящена карта, Россия вела активную международную торговлю через порты на Азовском море.
3. Город Тула был крупным центром обработки металлов и производства оружия.
4. Город, обозначенный на карте цифрой 5, еще в XV веке стал значимым русским торговым и ремесленным центром.
5. Из регионов, обозначенных на карте цифрой 3, поставлялся большой объем пушнины.
6. Цифрой 4 на карте обозначена крупнейшая российская ярмарка, расположенная возле одноимённого монастыря.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из международного договора.

«Ст. 1. Болгария образует из себя княжество самоуправляющееся и платящее дань, под главенством его императорского величества султана; она будет иметь христианское правительство и народную милицию…
Ст. 13. На юг от Балкан образуется провинция, которая получит наименование «Восточная Румелия» и которая останется под непосредственною политическою и военною властью его императорского величества султана на условиях административной автономии. Она будет иметь генерал-губернатором христианина…
Ст. 22. …Срок занятия Восточной Румелии и Болгарии российскими войсками определяется в девять месяцев со дня обмена ратификаций настоящего трактата.
Ст. 25. Провинции Босния и Герцеговина будут заняты и управляемы Австро-Венгриею…
Ст. 34. Высокие договаривающиеся стороны признают независимость Сербского княжества…»

13 Укажите год, когда был заключён этот договор (А). Напишите название этого договора (Б). Напишите, какой вооружённый конфликт закончился подписанием данного договора (В).

14 Какие важнейшие события зафиксированы в данном договоре? Приведите не менее трёх аргументов (А). Какие задачи декларировала Россия, вступая в конфликт, завершившийся подписанием данного договора? (Б). Какие европейские державы активно поддерживали в конфликте противника России? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Назовите правителя России в год основания города, юбилею которого посвящена медаль. Назовите последователя этого правителя.

16 Какой из представленных ниже скульптурных памятников был установлен в то же десятилетие, когда был основан город, юбилею которого посвящена монета? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот скульптурный памятник. Назовите скульптора, по проекту которого создан этот скульптурный памятник.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Летом 1944 года советские войска вышли к Карпатам. После непрерывных боёв они нуждались в отдыхе и пополнении, часть боевой техники требовала ремонта. Горючее и боеприпасы были на исходе. После кровопролитных боёв солдаты имели моральное право на временную передышку. Однако обстановка в Чехословакии требовала принятия срочных мер по оказанию немедленной помощи чехословацкому народу, так как 29 августа под руководством Компартии Чехословакии и при активном участии советских партизан в Словакии началось Словацкое народное восстание …
… характерными в истории этого восстания являются, с одной стороны, активные действия партизанских отрядов и диверсионно-разведывательных парашютных групп, заброшенных штабом партизанского движения, с другой – быстрый рост и активизация местных партизан. Численность и боеспособность и тех, и других возрастали очень быстро. В Словакию были посланы 24 партизанские организаторские группы, в составе которых находилось несколько сот человек. Это дало в условиях благоприятно сложившейся обстановки большой эффект. Из малочисленных групп быстро вырастали большие партизанские отряды, в которых насчитывались сотни и тысячи бойцов…»

Б)

«Ведя с восставшими кровавую борьбу, фашистские власти и немецкое командование в то же время маневрировали, искали выгодных для себя обходных путей. Чтобы выиграть время, шли на переговоры, а на последнем этапе соглашались даже на разоружение своих войск с условием, чтобы их пропустили через Прагу вооруженными и разоружили только за ее пределами. Среди руководителей Пражского восстания были люди, по-разному относившиеся к этим предложениям. И трудно сказать, чем бы все это кончилось, может быть, ещё одним жестоким кровопролитием, которое учинили якобы готовые разоружаться, по пока еще вооружённые фашистские войска. Сейчас гадать об этом не приходится, потому что весь этот сложный узел был разрублен нашими танкистами, ворвавшимися в три часа утра 9 мая на улицы Праги. К этому моменту в различных районах Праги еще продолжались кровавые столкновения между участниками восстания и эсэсовцами. И в то время, как на одних улицах наших танкистов встречало торжествующее пражское население, на других, особенно окраинных, танковые экипажи вынуждены были с ходу вступать в бой и выбивать из Праги сопротивлявшихся фашистов… 10 мая, мне удалось лишь бегло познакомиться с Прагой. Главное чувство, которое я при этом испытывал, была радость, что разрушения в Праге всё же редки и что нам удалось сохранить город в целости».

18 В 1922 году В.И. Ленин из-за проблем со здоровьем постепенно отходит от управления государством, вследствие чего началась борьба внутри партии. Укажите:

а) причину (предпосылку) победы И. В. Сталина во внутрипартийной борьбе, связанную с его должностью
б) идеологическую причину (предпосылку) победы И. В. Сталина во внутрипартийной борьбе
в) последствие победы И. В. Сталина во внутрипартийной борьбе для его оппонентов

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ТЮФЯКИ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях политики Ивана III и его предшественников по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Согласно одной из концепций технологического развития, научно-технический прогресс развивается в рамках технологических укладов. Ключевыми элементами пятого технологического уклада стали микроэлектроника и информационные технологии. Используя исторические знания, приведите аргументы в пользу утверждения, что во второй половине XX века в СССР и в США централизованно формировались крупные научные центры вышеуказанных научно-технических направлений: один аргумент для СССР и один – для США. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.