Вариант 68

Вариант 68

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) возвращение патриарха Филарета из польского плена
Б) начало правления Елизаветы I
В) принятие новой конституции Развитого социализма
Г) убийство Аскольда и Дира Олегом

ГОДЫ

1) 882
2) 1619
3) 1741
4) 1819
5) 1954
6) 1977

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) установление подушной подати
2) захват Константинополя армией крестоносцев
3) включение Рязани в состав Московского государства

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) правление Александра II
Б) косыгинские реформы
В) внутренняя политика Николая I
Г) расширение территории России в XVI в.

ФАКТЫ

1) укрепление самодержавной формы правления
2) введение всеобщего избирательного права
3) принятие постановления “Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства”
4) присоединение к России Башкирии и Чувашии
5) подавление Январского восстания
6) указ о «вольных хлебопашцах»

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

1) Стамбул
2) 1060-е
3) убийство Святослава печенегами
4) Сарыкамышская операция русской армии
5) 1030-е
6) 970-е
7) Киев
8) Тегеран
9) река Альта

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) битва под Оршей
Б) Новое политическое мышление
В) Советско-японская война
Г) Президентские выборы 2000 г.

УЧАСТНИКИ

1) А.М. Стессель
2) Р.Я. Малиновский
3) Э.А. Шеварнадзе
4) И.А. Челядин
5) Г.А. Зюганов
6) А.М. Курбский

6 Прочтите отрывок из статьи историка.

«В 1698 году, когда царь… находился в Вене у Римского цесаря Леопольда и намерен был оттуда отъехать в Италию, получил его величество из Москвы …[донесение] о ужасном бунте десяти тысяч последних стрельцов, с литовских границ отшедших самовольно, куда они нарочно для безопасности от столицы удалены были под видом наблюдения польских поступков при избрании нового короля, которые умыслили, по наущению царевны Софии, которая по прежним мятежам находилась тогда уже под стражею в Девичьем монастыре, освободив её, взвести её на царство, а царя… не допустив из чужих стран в отечество, засевши на пути, убить, равномерно предати смерти некоторых бояр и всех чужестранцев, в Немецкой слободе живших и в военной службе находившихся; сего ради, оставя государь дальнейшее странствование, ради пользы государства своего восприятое, спешил немедленно в престольной свой град, чтоб утушить возгоревший пламень изменников, восстановить тишину и оградить все безопасностию».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Событие, о котором идёт речь в отрывке, произошло во время Северной войны.
2. Автор говорит о том, что царь сначала не мог и подумать, что стрельцы когда-либо поднимут мятеж.
3. В отрывке речь идёт о подразделениях, созданных Иваном Грозным.
4. Упомянутая в отрывке царевна приходилась царю дочерью.
5. Царь, о котором говорится в отрывке, находился за границей по причине ведения там переговоров в ходе т.н. Великого посольства.
6. Упомянутый в отрывке монастырь был построен в честь взятия Смоленска.

7 Установите соответствие между путешественниками (исследователями) и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

А) А.С. Пушкин
Б) М.Ю. Лермонтов
В) Л.Н. Гумилёв
Г) В.В. Набоков

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Роман “Белая гвардия”.
2) Роман “Дубровский”.
3) Рассказ “Кавказский пленник”.
4) Роман “Герой нашего времени”.
5) Историческая книга “Этногенез и биосфера Земли”.
6) Роман “Лолита”.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите действительное в период Великой отечественной войны название города, в котором установлен монумент, изображённый на марке.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Напишите название города, обозначенного на карте цифрой 1, который стал местом подписания мирного договора.

10 Напишите название государства – противника России в войне, ход которой отображён на карте, в тот исторический период, которому посвящена карта.

11 Прочитайте отрывок из воспоминаний современника и напишите фамилию командующего русскими войсками, дважды пропущенную в тексте.

«_______________, осмотрев местность, остановил свой отряд, слез с лошади, велел подать барабан за фронт и уселся в глубоком раздумье. Ужасные мысли должны были бродить в голове Паскевича, находившегося посреди войск, преданных до фанатизма его предместнику, Ермолову. Уже тогда вкралось в _______________ недоверие к “ермоловским”, — он так называл сподвижников этого славного генерала…»

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Нападение Персии на закавказские владения России были продиктованы желанием пересмотра положений Гюлистанского мирного договора 1813 года.
2. В военных действиях, показанных на карте, активное участие принимала грузинская армия.
3. Один из генералов – участников войны, которой посвящена карта, руководил русскими войсками при подавлении восстаний в Польше и Венгрии.
4. Цифрой 4 на карте отмечен город, впоследствии ставший одним из центров нефтедобычи в Российской империи.
5. По завершении войны, ход которой показан на карте, граница между Россией и её противником была установлена по реке Куре.
6. Противника России в войне, которой посвящена карта, поддерживала Франция.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из летописи

«Месяца Октября 9 день… вышел князь великий с Москвы к Новгороду за их преступление казнить их войной…
Ноября же 27… пришел князь великий под город, а через Ильмень-озеро [перешёл] по льду… Декабря же в 5 день пришёл из Новгорода владыка Феофил, да посадники… а бил челом владыка и все с ним, …чтобы государь смилостивился… И князь великий велел отвечать им: «а коли уже ты, владыка и вся наша отчина Великий Новгород перед нами… виноваты сказались… то мы великий князь хотим государства своего: как есть мы на Москве, так хотим быть на отчине своей Великом Новгороде». Декабря ж е в 7 пришли к великому князю владыка из Новгорода с … посадники… и били челом, а молвят боярам так: “Мы своим государем великим князем урока не чиним их государству; но пожаловали бы наши государи свою отчину великие князи, явили своей отчине Великому Новгороду, как их государству быти в их отчине». И князь великий выслал к ним тех же своих бояр со ответом: «…наше государство великих князей таково: вечевому колоколу во отчине нашей в Новгороде не быть, а господарство своё нам держать». 

13 Укажите год, когда произошли события, о которых говорится в отрывке (А). Напишите, какой великий князь упомянут в отрывке (Б). Напишите, какой символ новгородской независимости был вывезен из города (В).

14 В чём заключались упомянутые в отрывке «преступления» новгородцев, спровоцировавшие поход московского войска? Приведите не менее двух аргументов (А). Кем приходились друг другу по родственной линии Шемяка и великий князь? Какого общего предка они имели? (Б). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите название наступательной операции русской армии, которой руководил военачальник, изображённый на марке. Укажите название войны, в ходе которой была проведена эта наступательная операция.

16 Какая из карикатур, представленных ниже, относится к событиям той войны, в которой принимал участие военачальник, изображённый на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначена эта карикатура. Укажите современное название города, в котором был подписан договор, согласно которого Россия вышла из данной войны.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)
«Замысел противника состоял в том, чтобы рассечь наш Западный фронт мощными ударными группировками, окружить основную группу войск в районе Смоленска и открыть путь на Москву …
Предпринятый контрудар силами двух дивизий 19-й армии, одним стрелковым корпусом 20-й армии и двух механизированных корпусов по Витебско-Лепельской группировке противника из-за плохой организации не дал положительных результатов. Наносился он не одновременно и разрозненными группами. Артиллерийского и авиационного обеспечения не было …
В результате промахов и неудовлетворительного управления 19-я армия, неся потери, вынуждена была отступить. Фронт обороны оказался прорванным. Войска противника устремились к Смоленску. Остановить их здесь было нечем».

 

Б)
«У командования фронта сложилось определённое мнение: центральная группа армий противника, продолжая наступление, использует крупные танковые и моторизованные соединения; они на некоторых участках прорвали фронт и стремятся в глубину, чтобы окружить и уничтожить наши войска под Смоленском. Полагая, что силы Красной Армии уже достаточно ослаблены и не смогут оказать серьёзного сопротивления на московском стратегическом направлении, гитлеровское командование решило одним ударом преодолеть здесь последнюю преграду. 2-я и 3-я танковые группы противника, не дожидаясь подхода 9-й и 2-й полевых армий, должны были рассечь на нескольких направлениях войска нашего Западного фронта, окружить и уничтожить их главные силы в районе Смоленска и открыть себе дорогу на Москву».

 

18 12 марта 1801 года в собственной спальне был убит император Павел I. Укажите:

а) внешнеполитическую причину этого события.
б) причину этого события, связанную с сословной политикой Павла.
в) причину этого события, связанную с реформаторской деятельностью Павла.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ТЫСЯЦКИЙ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внутренней политике Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Соперничество великих держав приводило к захвату ими колоний, в том числе и с целью размещения вооружённых сил в непосредственной близости от потенциального противника. Используя исторические знания, приведите два аргумента в подтверждение утверждения о том, что в XIX веке европейские страны захватывали территорию Китая для организации на ней военных баз: один аргумент для России и один – для другого государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.