Вариант 67

Вариант 67

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) казнь московским царём полководца Шеина
Б) установление власти Олега над Новгородом и Киевом
В) смещение Н.С. Хрущева
Г) смерть Сталина

ГОДЫ

1) 882
2) 1634
3) 1941
4) 1953
5) 1956
6) 1964

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) заключение Брестского мира
2) подписание Нерчинского договора
3) объявление Наполеона Бонапарта императором Франции

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) «Стояние» на реке Угре
Б) реформирование Российской империи в 1800-е гг.
В) Крымская война
Г) борьба с польскими интервентами

ФАКТЫ

1) созыв Первого народного ополчения
2) указ о трёхдневной барщине
3) отмена местничества
4) окончание монголо-татарского ига
5) гибель адмирала Нахимова
6) указ о «вольных хлебопашцах»

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Тегеран _______________ (А) 1820-е
_______________ (Б) _______________ (В) 1680-е
Река Халхин-Гол Столкновение РККА с японцами _______________ (Г)
_______________ (Д) Начало крупного народного восстания _______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) Яицкий городок
2) убийство российского посла религиозными фанатиками
3) Кагальницкий городок
4) 1770-е
5) 1940-е
6) заключение мирного договора с Персией
7) 1930-е
8) бунт городских стрельцов
9) Москва 

 

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) начало войны в Афганистане
Б) поддержка московского князя в борьбе с ордынским владычеством
В) сопротивление политике опричнины
Г) создание III Отделения императорской канцелярии

УЧАСТНИКИ

1) А.Д. Меншиков
2) Сергий Радонежский
3) Симеон Бекбулатович
4) А.Х. Бенкендорф
5) Л.И. Брежнев
6) Филипп Колычев

6 Прочтите отрывок из статьи историка.

«Своего апогея «война двух царей» достигла … вскоре после неудачной совместной турецко-татарской экспедиции на Астрахань. Хану нужно было не только реабилитироваться перед лицом Стамбула, подозревавшего (и не без оснований) крымского «царя» в том, что тот ведёт собственную игру. [Русский царь] по-прежнему демонстрировал неуступчивость в казанском и астраханском вопросах… Более того, Москва не оставляла намерений расширить свою сферу влияния на Северном Кавказе. И хотя сам Девлет-Гирей не испытывал особого желания идти на дальнейшее обострение отношений с Москвой, он, тем не менее был вынужден это сделать. Запутавшись в клубке интриг и противоречий, Девлет-Гирей решил разрубить его одним ударом меча и в мае _____ года лично возглавил примерно 30-тысячную рать, отправившуюся в набег на московскую «украину»…
Девлет-Гирей смог обхитрить московских воевод. Он не пошёл прямо на Москву, на изготовившиеся встретить его полки [русского царя], а обошёл их с запада и устремился к Москве…
Ещё не всё было потеряно – силы были примерно равны, а укрепления московского Великого посада и Кремля были неприступны для лёгкой татарской конницы. Ничто не предвещало трагедии, но, увы, сражение, разыгравшееся под стенами столицы утром 24 мая _____ года, закончилось поражением русских. Начавшийся вскоре на окраине столицы пожар превратил его в катастрофу, которой Москва не знала, пожалуй, с 1382-го [года]. Город был уничтожен практически полностью…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В следующем же году русская армия взяла реванш в битве у деревни Молоди.
2. Русский царь, упомянутый в отрывке, в это время находился не в Москве.
3. Участником описанных событий являлся Андрей Курбский.
4. В тексте упомянута дата похода Едигея на Москву.
5. Автор пишет о численном преимуществе татар над русскими.
6. Упомянутый в отрывке русский царь был первым носителем этого титула из русских правителей.

7 Установите соответствие между путешественниками (исследователями) и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ (ИССЛЕДОВАТЕЛИ)

А) пьеса “Гроза”
Б) “Толковый словарь живого великорусского языка”
В) роман “Как закалялась сталь”
Г) стихотворение “На смерть поэта”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Произведение посвящено памяти А.С. Пушкина.
2) Данный памятник культуры создан М.В. Ломоносовым.
3) Автор – В.И. Даль.
4) Автор – А.Н. Островский.
5) Автор – Н.А. Островский.
6) Произведение посвящено И.В. Сталину.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите фамилию чиновника, подписавшего с германской стороны изображённый на плакате договор.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Напишите древнерусское название города, основанного греческими колонистами, обозначенного на карте цифрой 2.

10 Укажите название оружия, которым византийцы сожгли русский флот в морской битве 11 июня 941 года.

11 Прочитайте отрывок из произведения историка и напишите название кочевого народа, четырежды пропущенное в тексте.

«Второй поход Игоря на греков летописец помещает под 944 годом; на этот раз он говорит, что Игорь, подобно Олегу, собрал много войска: варягов, русь, полян, славян, кривичей, тиверцев, нанял _______________, взявши у них заложников, и выступил в поход на ладьях и конях, чтоб отомстить за прежнее поражение. Корсунцы послали сказать императору Роману: “Идет Русь с бесчисленным множеством кораблей, покрыли все море корабли”. Болгары послали также весть: “Идет Русь; наняли и _______________”. Тогда, по преданию, император послал к Игорю лучших бояр своих с просьбою: “Не ходи, но возьми дань, которую брал Олег, придам и еще к ней”. Император послал и к _______________ дорогие ткани и много золота. Игорь, дошедши до Дуная, созвал дружину и начал с нею думать о предложениях императорских; дружина сказала: “Если так говорит царь, то чего же нам еще больше? Не бившись, возьмем золото, серебро и паволоки! Как знать, кто одолеет, мы или они? Ведь с морем нельзя заранее уговориться, не по земле ходим, а по глубине морской, одна смерть всем”. Игорь послушался дружины, приказал _______________ воевать Болгарскую землю, взял у греков золото и паволоки на себя и на все войско и пошел назад…» 

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Князь, походам которого посвящена карта, погиб во время полюдья.
2. Князь, походам которого посвящена карта, носил прозвище «Старый».
3 Князь, походам которого посвящена карта, был первым русским князем, воевавшим с Византией.
4. Результатом обозначенного на карте похода стало создание первого письменного договора между Русью и Византией.
5. На момент проведения походов, которым посвящена карта, Русь уже была крещена.
6. Одной из причин военных действий русского войска против греков было зависимое положение Руси от Хазарского каганата, который вёл борьбу с Византией во время событий, обозначенных на карте.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний современника.

«Из всех городов в одном городе, называемом Нижний Новгород, те нижегородцы, поревновав о православной христианской вере и не желая видеть православной веры в латинстве, начали мыслить, как бы помочь Московскому государству. Один из них нижегородец, имевший торговлю мясную, Козьма Минин, прозываемый Сухорук, возопил всем людям: «Если мы хотим помочь Московскому государству, то нам не пожалеть имущества своего, да не только имущества своего, но и не пожалеть дворы свои продавать и жен и детей закладывать, и бить челом, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником». Нижегородцам же всем его слово было любо, и придумали послать бить челом к стольнику ко князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому архимандрита Печерского монастыря Феодосия да из всех чинов лучших людей».

13 Укажите десятилетие, когда произошли события, о которых говорится в отрывке (А). Напишите, созданию какого вооруженного формирования положили начало события, упомянутые в отрывке (Б). Напишите название временного периода в российской исторической науке, когда произошли указанные события (В).

14 Как называли русское правительство того времени, состоявшее из нескольких бояр? (А). Как автор описывает готовность нижегородцев дать отпор оккупантам, завладевшим Москвой? (Б). Чем завершилось противостояние русских формирований и иноземных захватчиков? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Напишите название сословия, к которому принадлежал учёный, изображённый на марке. Укажите имя императрицы, благосклонное отношение к наукам которой способствовало работе этого учёного.

16 Какой из университетов, здания которых представлены ниже, был основан при участии учёного, изображённого на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначено здание этого университета. Укажите город, где оно расположено.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)
«Вследствие неготовности частей ВВС ПРИБОВО к военным действиям, нераспорядительности и бездеятельности некоторых командиров авиадивизий и полков, граничащих с преступными действиями, около 50% самолетов было уничтожено противником при налётах на аэродромы.
Вывод частей из-под удара авиации противника не был организован. Зенитные средства обороны аэродромов отсутствовали, а на тех аэродромах, где средства были, не было артснарядов.
Руководство боевыми действиями авиачастей со стороны командиров 57, 7-й и 8-й авиадивизий, а также штаба ВВС Фронта и Округа было поставлено крайне плохо, связь с авиачастями с начала военных действий почти отсутствовала.
Потери самолётов на земле только по 7-й и 8-й авиадивизиям составляют 303 самолёта».

 

Б)
«В воздухе с момента объявления тревоги и на походе мы не видели нашей авиации. Немецкие самолёты появлялись довольно часто, это были преимущественно бомбардировщики, проходившие над нами на большой высоте, почему-то без сопровождения истребителей.
Мы вскоре узнали, в чем дело, увидев наши разбитые и сожжённые самолёты, так непредусмотрительно сосредоточенные на аэродромах приграничной полосы».

 

18 Александр II в 1867 году принял решение о продаже Аляски США. Укажите:

а) экономическую предпосылку данного события.
б) причину (предпосылку) данного события, связанную с Крымской войной
в) последствие данного события, связанное с технологическим развитием России.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «СМЕРДЫ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях во внешней политике Временного правительства и первых большевиков по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В XVIII-XIX веках территории России и Англии были значительно расширены. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в этот период территориальные приобретения обоих государств осуществлялись в том числе и дипломатическим путём: один аргумент для России и один – для Англии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.