Вариант 66

Вариант 66

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) Азовские походы
Б) продажа Аляски США
В) взятие Нарвы русскими войсками
Г) “Антоновщина” – восстание против власти большевиков в Тамбовской губернии

ГОДЫ

1) 1695
2) 1704
3) 1791
4) 1813
5) 1867
6) 1921

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) начало правления Ивана Калиты
2) издание Жалованной грамоты городам
3) Аугсбургский религиозный мир

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) государственные преобразования Николая I
Б) деятельность П.А. Столыпина
В) правление Алексея Михайловича
Г) поход князя Игоря на Царьград

ФАКТЫ

1) битва при Молодях
2) принятие Соборного уложения
3) создание III Отделения
4) издание Декрета о мире
5) создание хуторов и отрубов
6) гибель русского флота от “греческого огня”

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Первое столкновение русских с татаро-монголами _______________ (Б)
Прейсиш-Эйлау _______________ (В) 1800-е
_______________ (Г) Расстрел демонстрации рабочих _______________ (Д)
Аул Гуниб _______________ (Е) 1850-е

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) набег тохтамыша на Москву
Б) внешняя политика СССР в период Холодной войны
В) дворцовый переворот в пользу Екатерины II
Г) оборона Севастополя во время Крымской войны

УЧАСТНИКИ

1) А.А. Громыко
2) Н.И. Панин
3) Мстислав Великий
4) А.Х. Бенкендорф
5) В.А. Корнилов
6) Олег Рязанский

6 Прочтите отрывок из статьи историка.

«С 27 февраля, день за днём, с утра и до вечера, к Думе являлись всевозможные делегации, приходили непрерывной вереницей полки в полном составе, рабочие всех заводов и фабрик, учащиеся и т. д. В толпе царило радостное и восторженное настроение, всюду сохранялся порядок. У всех на устах было имя М. В. Родзянко, к которому шли и шли без конца. По много раз приходилось Михаилу Владимировичу выходить к толпе и объяснять народу создавшееся положение. Михаил Владимирович выбивался из сил.
Свивший себе тут же в Думе прочное гнездо совет рабочих депутатов первое время держался как-то в стороне. Появились и из их лагеря ораторы, речи которых сначала лились в унисон с тем, что говорилось от имени Думы. Однако скоро картина резко изменилась. Тон представителей этой организации стал менять свою окраску. Уже чувствовались демагогия и пораженчество. Последнее обстоятельство сильно беспокоило Михаила Владимировича, который не мог один бороться с этими явлениями. Ряды членов Г. Думы, разделявших первое время непосильный одному человеку труд, стали редеть…
Совет рабочих депутатов блестяще воспользовался создавшимся положением и быстро, очень талантливо наладил дело пропаганды. И вот народ, стремившийся узнать правду и желавший понять происходящее, шел за разъяснениями в Думу, а здесь его встречали не депутаты, и народ получал “соответствующие” разъяснения и инструкции, приведшие его в результате к 25 октября».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Автор произведения, из которого взят отрывок, указывает на то, что совет рабочих депутатов не поддерживал продолжение участия России в Первой мировой войне.
2. В тексте описана ситуация, сложившаяся сразу после Кровавого воскресенья.
3. В тексте описана ситуация т.н. двоевластия.
4. Описанные в отрывке события произошли в то время, когда главой правительства был П.С. Столыпин.
5. Современником событий, о которых говорится в тексте, был князь Г.Е. Львов.
6. Автор произведения, из которого взят отрывок, пишет о том, что итогом создавшейся неразберихи стала Октябрьская революция.

7 Установите соответствие между путешественниками (исследователями) и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ (ИССЛЕДОВАТЕЛИ)

А) Памятник затопленным кораблям
Б) Лубянская площадь
В) Красная площадь
Г) Останкинская телебашня

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный памятник в составе архитектурного ансамбля находится под охраной ЮНЕСКО как объект культурного наследия.
2) На этом месте были казнены Е. Пугачёв и С. Разин.
3) Место установки памятника архитектуры – г. Севастополь.
4) Данный памятник был сооружён во время Крымской войны.
5) До 1991 года здесь находился памятник основателю ВЧК.
6) Памятник возведён во 2-й половине XX века.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите, в каком году город, освобождению которого посвящена марка, был присоединен к Германскому рейху немецкими нацистами. Ответ запишите цифрами.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите название города, обозначенного на карте цифрой 5.

10 Укажите год присоединения к СССР территорий, обозначенных на карте цифрой 4.

11 Прочитайте отрывок из договора. С помощью карты укажите название государства, название которого пропущено в тексте.

«1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов ________________ и СССР. При этом интересы Литвы по отношению Виленской области признаются обеими сторонами.
2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, граница сфер интересов ________________ и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Висла и Сана.
Вопрос, является ли в обоюдных интересах желательным сохранение независимого Польского государства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течение дальнейшего политического развития.
Во всяком случае оба правительства будут решать этот вопрос в порядке дружественного обоюдного согласия.
3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С __________ стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. За нападение на одно из обозначенных на карте государств СССР был исключён из Лиги Наций.
2. На карте обозначены территории, которые отошли к СССР в результате польского похода РККА.
3. Государственная граница СССР, обозначенная на карте, была такой же после победы над нацистской Германией.
4. На территории, обозначенной на карте цифрой 4 была провозглашена Молдавская СССР.
5. Город, обозначенный на карте цифрой 5 был оккупирован Финляндией во время Великой Отечественной войны.
6. Обозначенная на карте государственная граница СССР являлась таковой в 1939 году.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний современника.

«Лишь только я с подобающим почтением представился [государю], он спросил меня… о здоровье моего всемилостивейшего короля… Вслед за этим он тотчас же сел за стол, пригласил меня сесть возле себя и тотчас же начал разговаривать со мною. …[Государь] немедля вступил со мной в такой дружеский разговор, что, казалось, он был моим ровнею и знал меня много лет… [Государь] очень высок ростом, носит собственные короткие коричневые, вьющиеся волосы и довольно большие усы, прост в одеянии и наружных приёмах, но весьма проницателен и умён. За обедом у обер-коменданта [государь] имел при себе меч, снятый в Полтавской битве с генерал-фельдмаршала Рейншильда. … После полудня я отправился на Адмиралтейскую верфь, чтобы присутствовать при поднятии штевней на 50-пушечном корабле… [Государь], как главный корабельный мастер (должность, за которую он получал жалование), распоряжался всем, участвовал вместе с другими в работах и, где нужно было, рубил топором, коим владел искуснее, нежели все прочие присутствовавшие там плотники…».

13 Напишите имя российского императора, о котором идёт речь в отрывке (А). Укажите противника российского императора в битве, о которой говорится в отрывке (Б). Напишите, как называется кораблестроительное предприятие, о котором говорит автор (В).

14 Какую характеристику даёт автор воспоминаний российскому государю (А). Какую должность занимал государь на упомянутом в отрывке предприятии? (Б). Как автор описывает участие государя в работе на постройке корабля? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Назовите императора, во время правления которого государственный деятель, изображенный на памятной монете, возглавлял Совет министров Российской империи. Укажите город, где на этого государственного деятеля было совершено покушение, приведшее к его смерти.

16 На какой из картин, представленных ниже, отражены события периода жизни государственного деятеля, в честь которого выпущена данная памятная монета? В ответе запишите цифру, которой обозначена эта картина. Укажите название города, в котором произошли события, отображённые на этой картине.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Теперь, когда Туполев в славе, это одно, а тогда ведь интеллигенция отрицательно относилась к Советской власти! Вот тут надо найти способ, как этим делом овладеть. Туполевых посадили за решётку, чекистам приказали: обеспечивайте их самыми лучшими условиями, кормите пирожными, всем, чем только можно, больше, чем кому бы то ни было, но не выпускайте! Пускай работают, конструируют нужные стране военные вещи. Это нужнейшие люди. Не пропагандой, а своим личным влиянием они опасны. И не считаться с тем, что в трудный момент они могут стать особенно опасны, тоже нельзя. Без этого в политике не обойдёшься. Своими руками они коммунизм не смогут построить».

Б)

«В 1936-38 годах в результате повальных арестов страна, по сути, лишилась цвета технической интеллигенции. Туполев, Мясищев, Петляков, Королев, Томашевич  один из заместителей Поликарпова … Десятки и десятки людей. А вместе с ними и их ближайшие помощники. Фактически в этот период была парализована техническая элита, занятая разработкой военной техники. Аресты охватили самолётчиков, специалистов по двигателям, танкостроителей. Пострадали и те, кто впоследствии участвовал в реализации ядерного, ракетного проектов. Кто отправлял этих людей в тюрьмы и лагеря, я уже говорил. Да и они сами хорошо об этом знали».

18 В 945 году в ходе восстания древлян был убит киевский князь Игорь. Укажите:

а) последствие этого события для престола
б) последствие этого события для древлян
в) последствие этого события для экономики Древнерусского государства

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ГВАРДИЯ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в социальном положении крестьян до отмены крепостного права в 1861 году и после отмены по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В XVI-XVII веках в России и в Европе происходят существенные изменения в религиозной жизни общества. Используя исторические знания, приведите два аргумента в подтверждение точки зрения, согласно которой в данный исторический период религиозная политика государства стала причиной общественных выступлений: один аргумент для России и один – для Великобритании. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.