Вариант 65

Вариант 65

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) начало строительства Московского метрополитена
Б) взятие Казани
В) первое появление печенегов на Руси
Г) захват Киева Юрием Долгоруким

ГОДЫ

1) 920
2) 1068
3) 1169
4) 1485
5) 1552
6) 1935

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) уничтожение Хазарского каганата
2) начало княжения Владимира Мономаха в Киеве
3) реставрация династии Стюартов

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) нашествие Батыя
Б) “Холодная война”
В) укрепление влияния России на Балтике
Г) раскол в Русской православной церкви

ФАКТЫ

1) объединение Новгорода и Киева под властью Олега
2) Соловецкое восстание
3) Прутский поход
4) создание Организации Варшавского Договора
5) битва на реке Сити
6) победа в Северной войне

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Село Туркманчай _______________ (А) _______________ (Б)
_______________ (В) Призвание Рюрика на княжение 860-е
_______________ (Г) Разгром турецкого флота эскадрой П.С. Нахимова _______________ (Д)
Москва _______________ (Е) 1930-е

Пропущенные элементы:

1) 1810-е
2) подписание пакта Молотова-Риббентропа
3) Старая Ладога
4) 1850-е
5) подписание мирного договора с Персией
6) Новгород
7) мыс Синоп
8) 1820-е
9) убийство немецкого посла Мирбаха

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) отмена местничества
Б) разгром турецкого флота у мыса Калиакрия русским флотом
В) борьба за власть после смерти И.В. Сталина
Г) битва при Клушине

УЧАСТНИКИ

1) Г.Е. Зиновьев
2) Фёдор III Алексеевич
3) Д.И. Шуйский
4) Л.П. Берия
5) Ф.Ф. Ушаков
6) Иван IV Грозный

6 Прочтите отрывок из статьи историка.

«Англичане, уложив под _______________ 22 тысячи человек, так и не смогли взять третий бастион («Большой редан», по их сводкам), не одержав побед ни на суше, ни на море. Успех сопутствовал французам. Однако после взятия _______________ ни один человек в здравом уме и твёрдой памяти не помышлял о вторжении [вглубь России]. Пример Карла XII и Наполеона не вдохновлял. Французский маршал Пелисье заявил, что двинется вперёд только по письменному приказу императора. Но Наполеон III достиг желаемого: трон был укреплен кровью 100 тысяч французов, взятие _______________ представлено как реванш за 1812 год, и перспектива дальнейшего кровопролития ради утверждения британской гегемонии на Ближнем Востоке его не прельщала.
…С мечтой поставить Россию на колени пришлось расстаться. В марте 1856 года Парижский мир был заключён на условиях, болезненно воспринятых в России, – как-никак с 1711 года страна не подписывала акта о поражении, – но всё же приемлемых».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В описанной в отрывке войне противниками России были только Франция и Британская империя.
2. Война, о которой идёт речь в отрывке, произошла только на территории Чёрного моря и полуострова Крым.
3. Одним из событий войны, о которой говорится в отрывке, было Синопское сражение.
4. Через 15 лет после подписания упомянутого в тексте договора, Россия отказалась от соблюдения части его положений.
5. В отрывке приведена дата Прутского похода Петра I.
6. Пропущенное в тексте название — Севастополь.

7 Установите соответствие между путешественниками (исследователями) и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ (ИССЛЕДОВАТЕЛИ)

А) И.Ф. Крузенштерн
Б) Ф.Ф. Беллинсгаузен
В) Н.М. Пржевальский
Г) Н.К. Рерих

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Исследователь Центральной Азии.
2) Этот путешественник – очень известный художник.
3) Руководитель первой русской кругосветной экспедиции.
4) Этот исследователь совершил путешествие на Северный полюс.
5) Один из первооткрывателей Антарктиды.
6) Этот исследователь был командующим Черноморским флотом.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите фамилию руководителя делегации США на международной конференции, которой посвящена марка.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите город, в котором был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (на карте отмечен флажком).

10 Укажите название государства, обозначенного на карте цифрой 3.

11 Прочитайте отрывок из выступления первого секретаря ЦК КПСС. С помощью карты укажите название государства, название которого пропущено в тексте.

«Они подняли на щит культ личности Сталина, развернули ожесточенную борьбу против решений XX съезда КПСС, стремясь свернуть социалистические страны с этого правильного курса, — негодовал Хрущев. — Это, разумеется, не случайно. Все то порочное, что было у нас в период культа личности, все это в худшем виде проявляется в _______________ партии труда. Теперь уже ни для кого не секрет, что _______________ руководители держатся у власти, прибегая к насилию и произволу».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Цифрой 2 на карте обозначена Федеративная республика Германия.
2. Штриховкой на карте обозначены государства, принадлежавшие к блоку НАТО.
3. В государстве, обозначенном цифрой 4, в 1956 году произошла попытка революции.
4. В 1955 году советские войска покинули территорию государства, обозначенного на карте цифрой 1.
5. В государстве, обозначенном на карте цифрой 3, длительное время главой был Иосип Броз Тито.
6. Союз, в который входили обозначенные белым цветом государства был создан в 1949 году.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний современника.

«[Государь], сперва враг французской революции, готовый на все пожертвования для её подавления, раздосадованный своими недавними союзниками, которым справедливо приписывал неудачи, испытанные его войсками, — поражение генералов Римского-Корсакова в Швейцарии и Германа в Голландии — после славной кампании Суворова в Италии, вдруг совершенно изменяет свою политическую систему и не только мирится с первым консулом французской республики, умевшим ловко польстить ему, но становится восторженным почитателем Наполеона и угрожает войною Англии. Разрыв с нею наносил неизъяснённый вред нашей заграничной торговле… Разрыв с Англией, нарушая материальное благосостояние дворянства, усиливал в нём ненависть к [государю], и без того возбуждённую его жестоким деспотизмом. Мысль извести [государя] каким бы то ни было способом сделалась почти общею. Граф Пален, неразборчивый в выборе средств, ведущих к цели, решился осуществить её».

13 Напишите имя российского государя, о котором идёт речь в отрывке (А). Укажите название военных действий европейских государств против Франции, о которых говорится в отрывке (Б). Напишите, как автор характеризует перемену внешнеполитических установок российского государя (В).

14 Какую цель преследовала Россия и её союзники, противодействуя революционной Франции? Назовите не менее двух целей (А). Как, по мнению автора, разрыв с Англией отражался на экономике России? (Б). Как идея сближения с Францией и разрыва с Англией повлияла на отношение к государю со стороны правящих кругов? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Напишите название первой книги, напечатанной мастером, изображённым на марке. Укажите название крупного военного конфликта с участием Русского царства, который начался в Прибалтике в то же десятилетие, когда была напечатана эта книга.

16 Какой из представленных ниже архитектурных памятников был создан в том же веке, когда работал мастер, изображённый на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот архитектурный памятник. Укажите город, в котором он установлен.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Сталин был крупнейший тактик. Гитлер ведь подписал с нами договор о ненападении без согласования с Японией! Сталин вынудил его это сделать. Япония после этого сильно обиделась на Германию, и из их союза ничего толком не получилось.
Большое значение имели переговоры с японским министром иностранных дел Мацуокой. В завершение его визита Сталин сделал один жест, на который весь мир обратил внимание: сам приехал на вокзал проводить японского министра. Этого не ожидал никто, потому что Сталин никогда никого не встречал и не провожал. Японцы, да и немцы, были потрясены. Поезд задержали на час. Мы со Сталиным крепко напоили Мацуоку и чуть ли не внесли его в вагон. Эти проводы стоили того, что Япония не стала с нами воевать. Мацуока у себя потом поплатился за этот визит к нам».

Б)

«… Я заявил, что по примеру с Германией считаю целесообразным вести обсуждение вопроса о заключении пакта … с одновременным выяснением ряда практических вопросов, интересующих обе стороны. Я снова вернулся к вопросу о компенсациях и указал послу, что заключение пакта даст ряд выгод для Японии, развязывая ей руки на юге, а с другой стороны – создаст затруднения для СССР в его отношениях с США и Китаем, а потому следует учесть и то возмещение, которое необходимо для компенсации отрицательных для СССР моментов, сопровождающих заключение этого пакта.
На вопрос Татэкава, что нужно понимать под возмещениями, я не дал прямого ответа…»

18В период Гражданской войны на подконтрольных большевикам территориях проводилась политика “военного коммунизма”. Однако В.И. Ленин несколько пересмотрел свои взгляды и на X съезде партии была принята программа замены политики “военного коммунизма” новой экономической политикой. Укажите:

а) военно-политические причины (предпосылки) изменения советской политики
б) экономические причины (предпосылки) изменения советской политики
в) демографические причины (предпосылки) изменения советской политики

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ПОСАД». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве в политике Александра I и Екатерины II по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Во второй половине XIV века начинается упадок Золотой Орды, связанный с внутренней междоусобной войной за власть. Используя исторические знания, приведите аргументы в пользу утверждения, что именно в этот период русские и литовские князья осуществляют важные шаги для освобождения Восточной Европы от ордынской зависимости: один аргумент для России и один – для Литвы. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.