Вариант 64

Вариант 64

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) посольство Ольги в Константинополь
Б) создание РККА
В) январское восстание в Царстве Польском
Г) начало крестьянской реформы Киселёва

ГОДЫ

1) 907
2) 957
3) 1830
4) 1841
5) 1864
6) 1918

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) Стояние на реке Угре
2) основание Санкт-Петербурга
3) восстание Уотта Тайлера

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) реформа административно-территориального устройства при Петре I
Б) российско-японские отношения в начале XX века
В) политика Екатерины II
Г) депортация народов во время сталинского правления

ФАКТЫ

1) бои на реке Халхин-Гол
2) заселение немцами территории Поволжья
3) переименование Санкт-Петербурга в Петроград
4) образование губерний
5) выселение чеченцев и ингушей в Среднюю Азию
6) заключение Портсмутского договора

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) _______________ (Б) 1810-е
_______________ (В) Переход украинских казаков в российское подданство 1650-е
Мукден _______________ (Г) _______________ (Д)
Азов Взятие крепости русской флотилией _______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) 1690-е
2) победа японцев над российской армией
3) село Шевардино
4) сокрушительное поражение французской армии
5) Переяслав
6) 1900-е
7) разгром эскадры адмирала Рожественского
8) 1710-е
9) река Березина

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) возвращение прусских территорий Фридриху Великому
Б) разгром антипартийной группы
В) восстание Ивана Болотникова
Г) битва у мыса Калиакрия

УЧАСТНИКИ

1) Ф.Ф. Ушаков
2) Д.М. Пожарский
3) Пётр III
4) А.А. Телятевский
5) Г.К. Жуков
6) Екатерина II

6 Прочтите отрывок из международного договора.

«Статья I.
Россия, с одной стороны, и Германия, Австро-Венгрия, Болгария и Турция – с другой, объявляют, что состояние войны между ними прекращено. Они решили впредь жить между собой в мире и дружбе.
Статья II.
Договаривающиеся стороны будут воздерживаться от всякой агитации или пропаганды против правительства или государственных и военных установлений другой стороны. Поскольку это обязательство касается России, оно распространяется и на области, занятые державами Четверного союза.
Статья III.
Области, лежащие к западу от установленной договаривающимися сторонами линии и принадлежавшие раньше России, не будут более находиться под ее верховной властью: установленная линия обозначена на приложенной карте…*, являющейся существенной составной частью настоящего мирного договора. Точное определение этой линии будет выработано русско-германской комиссией.
Для означенных областей из их прежней принадлежности к России не будет вытекать никаких обязательств по отношению к России.
Россия отказывается от всякого вмешательства во внутренние дела этих областей. Германия и Австро-Венгрия намереваются определить будущую судьбу этих областей по снесении с их населением».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Данный договор был подписан в городе Брест-Литовск.
2. Документ, из которого взят отрывок, был создан в 1922 году.
3. Данный документ подразумевал отказ Советского правительства от оплаты долгов Российской империи.
4. По условиям данного договора независимость приобретала Украина.
5. На момент подписания договоров председателем СНК был И.В. Сталин.
6. В том же году, когда был подписан данный договор, появилась РККА.

7 Установите соответствие между путешественниками (исследователями) и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ (ИССЛЕДОВАТЕЛИ)

А) В.Д. Поярков
Б) И.Д. Черский
В) В.А. Обручев
Г) В. Беринг

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Этот исследователь также известен как писатель-фантаст.
2) Этот путешественник открыл пролив между Азией и Америкой.
3) Его именем названа вершина горного хребта в Южном Прибайкалье.
4) Исследователь, руководивший отрядом, который впервые проник в бассейн реки Амур.
5) Основатель Ленского острога.
6) Руководитель двух Камчатских экспедиций.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите год завершения боевых действий, участников которых награждали данной медалью. Ответ запишите цифрами.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Напишите название железнодорожной магистрали, проложенной в XIX веке до города, обозначенного на карте цифрой 3.

10 Укажите императора, в период правления которого Россия вела войну с государством, обозначенным на карте цифрой 4.

11 Прочитайте текст и, используя схему, укажите название реки, четырежды пропущенное в тексте.

«Левый берег реки _______________, начиная от реки Аргуни до морского устья р. _______________, да будет владением российского государства, а правый берег, считая вниз по течению до р. Усури, владением дайцинского государства; от реки Усури далее до моря находящиеся места и земли, впредь до определения по сим местам границы между двумя государствами, как ныне да будут в общем владении дайцинского и российского государств. По рекам _______________, Сунгари и Усури могут плавать только суда дайцинского и российского государств; всех же прочих иностранных государств судам по сим рекам плавать не должно. Находящихся по левому берегу р. _______________ от р. Зеи на юг, до деревни Хормолдзинь, маньчжурских жителей 48 оставить вечно на прежних местах их жительства, под ведением маньчжурского правительства, с тем, чтобы русские жители обид и притеснений им не делали».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Территория, обозначенная на карте штриховкой, до присоединения к России принадлежала Китаю.
2. На карте штриховкой отмечены территории, вошедшие в состав России в результате продолжительной войны.
3. Обозначенные на карте границы относятся ко второй половине XIX века.
4. Тот же правитель, что присоединил обозначенные на карте территории, продал Аляску США.
5. В тот же год, когда состоялись указанные на карте территориальные изменения, произошла осада Албазина.
6. Остров, обозначенный на карте цифрой 2, присоединился к России после русско-японской войны.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из сочинения историка.

«…Когда все успокоились, Борис приступил к осуществлению своего намерения… Прежде же всего необходимо было избавиться от юного царевича Дмитрия, ибо весьма опасались, что удобное время упущено, ибо Дмитрию было десять лет и по своему возрасту он был очень умён, часто говоря: «Плохой какой царь, мой брат. Он не способен управлять таким царством», и нередко спрашивал, что за человек Борис Годунов, державший в своих руках всё управление государством, говоря при этом: «Я сам хочу ехать в Москву, хочу видеть, как там идут дела, ибо предвижу дурной конец, если будут столь доверять недостойным дворянам, поэтому надо позаботиться заблаговременно».

13 Укажите, кто был отцом упомянутого в отрывке царевича (А). Напишите, кто официально правил государством во время событий, которым посвящён отрывок (Б). Напишите, как государя характеризовал юный царевич (В).

14 В чём автор отрывка подозревает Бориса Годунова? (А). Как сложилась судьба царевица? (Б). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите стиль, в котором построен архитектурный памятник, изображенный на монете. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16 Какой из представленных ниже скульптурных памятников установлен в городе, которому посвящена памятная медаль? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот скульптурный памятник. Назовите скульптора, по проекту которого создан этот памятник.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Сталин не раз говорил, что Россия выигрывает войны, но не умеет пользоваться плодами побед. Русские воюют замечательно, но не умеют заключать мир, их обходят, недодают. А то, что мы сделали в результате этой войны, я считаю, сделали прекрасно, укрепили Советское государство. Это была моя главная задача. Моя задача как министра иностранных дел была в том, чтобы нас не надули. По этой части мы постарались и добились, по-моему, неплохих результатов».

Б)

«Создалась деловая атмосфера, и я заявил: «Давайте урегулируем наши дела на Балканах. Ваши армии находятся в Румынии и Болгарии. У нас есть там интересы, миссии и агенты. Не будем ссориться из-за пустяков. Что касается Англии и России, согласны ли вы на то, чтобы занимать преобладающее положение на 90 процентов в Румынии, на то, чтобы мы занимали также преобладающее положение на 90 процентов в Греции и пополам — в Югославии?» Пока это переводилось, я взял пол-листа бумаги и написал:
«Румыния:
Россия — 90 процентов
Другие — 10 процентов
Греция:
Великобритания (в согласии с США) — 90 процентов
Россия — 10 процентов
Югославия — 50/50 процентов
Венгрия — 50/50 процентов
Болгария:
Россия — 75 процентов
Другие — 25 процентов».
Я передал этот листок Сталину, который к этому времени уже выслушал перевод. Наступила небольшая пауза. Затем он взял синий карандаш и, поставив на листке большую птичку, вернул его мне … Исписанный карандашом листок бумаги лежал в центре стола. Наконец я сказал:
«Не покажется ли несколько циничным, что мы решили эти вопросы, имеющие жизненно важное значение для миллионов людей, как бы экспромтом? Давайте сожжём эту бумажку».
«Нет, оставьте её себе», — сказал Сталин».

18 В 988 году Владимир Красное Солнышко решился принять православное христианство и крестить Русь. Укажите:

а) причину (предпосылку) этого события, связанную с внешней политикой
б) причину (предпосылку) этого события, связанную с внутренней политикой
в) причину (предпосылку) этого события, связанную с историей русских князей

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ПЕРЕЛЁТЫ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в использовании властями патриотического настроя граждан во времена Великой Отечественной и Гражданской войн по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В период Нового времени на смену сословно-представительной монархии приходит абсолютизм. Используя исторические знания, приведите два аргумента в подтверждение точки зрения, согласно которой в период XVII-XVIII веков в России и во Франции происходит окончательное становление абсолютизма: один аргумент для России и один – для Франции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.