Вариант 63

Вариант 63

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) потеря русскими войсками Малахова кургана
Б) поражение русских войск в битве при Нарве
В) окончание Кавказской войны
Г) провозглашение в Новгороде республики

ГОДЫ

1) 1136
2) 1478
3) 1700
4) 1855
5) 1864
6) 1905

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) распад империи франков
2) заключение Вечного мира России с Речью Посполитой
3) создание группы “Освобождение труда”

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) территориальное переустройство после Второй мировой войны
Б) Московско-литовские отношения в XIV веке
В) эпоха дворцовых переворотов
Г) борьба Московского царства с Турцией за выход к Чёрному морю

ФАКТЫ

1) присоединение к Священной Лиге
2) включение Эстонии в состав СССР
3) образование Калининградской области
4) осада Москвы князем Ольгердом
5) битва у мыса Синоп
6) разрыв кондиций Анной Иоанновной

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) _______________ (Б) 1610-е
Москва Подписание пакта Молотова-Риббентропа _______________ (В)
_______________ (Г) Взятие города русскими войсками 1560-е
Троице-Сергиева лавра _______________ (Д) _______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) разгром польского гарнизона
2) Кашлык
3) 1930-е
4) бегство Петра I от сторонников Софьи
5) 1680-е
6) Нижний Новгород
7) создание второго ополчения
8) Астрахань
9) 1940-е

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) походы литовцев на Москву
Б) Тамбовское восстание
В) убийство Михаила Ярославича в Орде
Г) июльский кризис временного правительства

УЧАСТНИКИ

1) Юрий Даниилович
2) А.Ф. Керенский
3) Хан Батый
4) А.С. Антонов
5) Ольгерд Гедиминович
6) Н.И. Махно

6 Прочтите отрывок из записок современника.

«Тот, кто следил с самого начала за ходом крестьянского вопроса, кому были известны все подробности и закулисные тайны их, тот не может не верить в непосредственное участие Провидения в этом деле… Необъяснимым остаётся для потомства как самая решимость государя возбудить вопрос, которому он прежде не сочувствовал, так и быстрый ход его, несмотря на единодушное стремление всех лиц, власть имеющих, ежели не совсем задержать его, то по крайней мере весьма замедлить его радикальное разрешение. С той же неизвестностью приближается ныне вопрос крестьянский к своей окончательной развязке. На днях он поступил из Комитета в Государственный совет. Тут готовится сильная по численности оппозиция, но слабая по качествам её представителей. Можно почти с достоверностью полагать, что проект Редакционных комиссий будет утвержден государем с весьма незначительными изменениями. Но вопрос будет стоять теперь в порядке исполнения. Тут же представляется загадкой — и форма объявления народу, и средства сохранения порядка. Дай бог, чтобы и тут факт не оправдал бы ожиданий, ибо ожидания весьма тревожны. Проект Манифеста… ещё более убедил меня в невозможности объявить народу освобождение в такой форме».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Речь в отрывке идёт о событиях, произошедших при императоре Александре I.
2. Одним из условий реформы, о которой идёт речь в отрывке, была необходимость крестьян отработать полученные от помещиков земельные наделы.
3. При том же императоре, о котором идёт речь в отрывке, произошло дарование Конституции Польше и Финляндии.
4. Император, о котором идёт речь в отрывке, был убит заговорщиками.
5. Современником описанных событий был П.С. Столыпин.
6. Описанные в отрывке события относятся к периоду Великих реформ.

7 Установите соответствие между литературными произведениями и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) повесть “Борис Годунов”
Б) путевые записки “Остров Сахалин”
В) повесть “Бедная Лиза”
Г) повесть “Сын полка”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Автор произведения работал военным корреспондентом во время Великой Отечественной войны.
2) Автор этого произведения создал обобщающий исторический труд “История государства Российского”.
3) Произведение составлено известным русским землепроходцем.
4) Произведение описывает события Гражданской войны.
5) Автор этого произведения – А.П. Чехов.
6) Автор этого произведения – А.С. Пушкин.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите год, когда в городе, освобождению которого посвящена марка, произошло антифашистское восстание.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите название населённого пункта, в котором состоялось подписание мирного договора, обозначенного на карте буквой А.

10 Укажите название государства, обозначенного на карте цифрой 2.

11 Прочитайте отрывок из мирного договора и укажите название государства, название которого пропущено.

«СТАТЬЯ III

_______________ признана независимой.

Граница ее, обозначенная на прилагаемой при сем карте, пойдет по руслу Дрины, оставляя княжеству Малый Зворник и Закар и направляясь далее по прежней границе, до истоков ручья Дезево близ Стойлака. Отсюда новая пограничная черта направится по течению этого ручья до реки Рашка и затем по течению сей последней до Нового-Базара. – От Нового-Базара, поднявшись вверх по ручью, который протекает близ деревень Мекень и Трговище, до его истока, граница направится чрез Босур-Планину в долину Ибара и спустится по течению ручья, впадающего в эту реку близ селения Рыбанича. – Далее граница пойдет по течению Ибара, Ситницы, Лабы и ручья Батинце до его истока (на Грапашнице Планине)».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Государство, территория которого обозначено на карте буквой Б, было союзником России в русско-турецкой войне.
2. Во время Первой мировой войны государство, обозначенное на карте цифрой 3, вступило в войну на стороне Центральных держав.
3. Положения мирного договора, заключённого в городе, обозначенном на карте буквой А, позднее были пересмотрены.
4. Территория, обозначенная на карте цифрой 1, отошла к Российской империи.
5. В ходе войны, последствия которой отражены на карте, союзниками Турции выступили Франция и Великобритания.
6. В период правления того же императора, при котором сложились границы, отмеченные на карте, в России появилась первая железная дорога.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из летописи.

«Той же ночью отпускает князь Дмитрий князя Ивана Можайского на великого князя к [Троицкому монастырю] со многими людьми своими и его… Приехал к великому князю [некто Бунко], поведал ему, что идёт на него князь Дмитрий Шемяка да князь Иван Можайский с ратью. Но не было ему веры, так как тот Бунко за малое время до того отъехал [со службы великого князя] к князю Дмитрию… И повелели его из монастыря выгнать… Потом же сам князь Иван вступил в монастырь …и начал расспрашивать…, где князь великий. Князь же великий… пал ниц у гроба чудотворца Сергия, …громко молясь… А князь Иван …велел Никите: «Возьми его». …Приступил злой раб… Никита, и взял за плечо великого князя, глаголя: «пойман ты великим князем Дмитрием Юрьевичем»…, вывел из церкви… и отъехал с ним к Москве… А князя великого в понедельник на ночь на Мясопутной неделе, Февраля 14-го привезли в Москву и посадили его на дворе Шемякине… А в среду на той же неделе ослепили…»

13 Напишите имя и прозвище великого князя, о котором говорится в отрывке (А). Напишите имя золотоордынского правителя, у которого побывал в плену упомянутый великий князь (Б). Напишите название государства, за власть в котором упомянутые князья вели борьбу (В).

14 Как поступил Дмитрий Шемяка с пленённым великим князем? (А). Кем приходились друг другу по родственной линии Шемяка и великий князь? Какого общего предка они имели? (Б). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите, как назывался инфраструктурный план, к юбилею реализации которого выпущена данная марка. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16 Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан ранее, чем ушёл из жизни политический деятель, изображённый на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите архитектора, по проекту которого создан этот памятник архитектуры.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«… противник стремится любой ценой прорваться в Киев, овладеть им и его мостовыми переправами через Днепр. Это дало бы ему возможность нанести удар вдоль правого берега Днепра в тыл главным силам не только нашего фронта, но и соседнего, Южного. Кроме того — и это главное, — с захватом Киева он смог бы вторгнуться в Левобережную Украину, установить локтевую связь с южным крылом группы армии “Центр” и таким образом открыть широкие перспективы для дальнейшего продолжения войны против Советского Союза … все мы прекрасно понимали, что удержание Киева имеет огромное политическое значение. Было ясно, что гитлеровское командование захватом Украины преследовало не только чисто военные цели — разгром одной из наиболее мощных группировок Красной Армии. Фашисты стремились поскорее заполучить Украину и по другим, не менее важным причинам. Они мечтали завладеть ее богатствами: хлебом, криворожской рудой, никопольским марганцем, донецким углем, металлургической и химической промышленностью …
Политическое значение удержания Киева для хода дальнейших боевых действий на Украине было ясно всем. Требовалось мобилизовать все силы на оборону города, который становился центром сражения войск Юго-Западного фронта».

Б)

«Выслушали начальника инженерного управления генерала А.Ф. Ильина-Миткевича, который доложил, что решение Военного совета фронта о форсировании инженерных работ в Киевском укрепрайоне настойчиво проводится в жизнь. Сделано много. На протяжении всех 55 километров первой линии обороны произведена расчистка секторов дня ведения огня из дотов и дзотов; большая часть переднего края укрепленного района уже прикрыта противотанковым рвом, эскарпами, проволочными заграждениями. От дачного поселка Пуща Водица до Мышеловки возведен сплошной противотанковый ров, усиленный противотанковыми минами, ловушками и фугасами. На лесных участках повсюду устроены завалы. Все огневые позиции артиллерии прикрываются противотанковыми заграждениями.
— Со столь огромной работой мы не справились бы,— сказал наш фронтовой инженер, — если бы не помощь киевлян. На строительстве оборонительных сооружений ежедневно трудятся полтораста тысяч жителей города.
— А как обстоит дело на непосредственных подступах к Киеву? — поинтересовался командующий.
— Днем и ночью с помощью горожан роем траншеи, возводим заграждения в пригородах и на окраинах города, минируем все дороги и мосты.
В глубине обороны, сказал генерал, отрыто около 30 километров противотанковых рвов, свыше 15 километров эскарпов, сооружено 750 дерево-земляных огневых точек (дзотов). Для минирования подступов к оборонительным позициям доставлено 100 тонн взрывчатых веществ и 50 тысяч противотанковых и противопехотных мин. А всего в укрепленный район выделено около 100 тысяч мин».

18 Укажите:

а) последствие начала раздробленности, связанное с культурой
б) экономическую причину (предпосылку) начала раздробленности
в) правовую причину (предпосылку) начала раздробленности

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ВАУЧЕР». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внутренней политики царей Алексея Михайловича и Михаила Фёдоровича по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 После окончания Второй мировой войны в крупных военных конфликтах на территории третьих стран социалистические страны зачастую совместно противодействовали интересам США и их союзников. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение этого утверждения: один аргумент для СССР и один – для другого государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.