Вариант 62

Вариант 62

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) издание указа о вольных хлебопашцах
Б) подавление восстания Разина
В) убийство Александра II Гриневицким и Рысаковым
Г) отмена карточной системы снабжения населения в СССР

ГОДЫ

1) 1671
2) 1775
3) 1803
4) 1877
5) 1881
6) 1947

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) учреждение табели о рангах
2) начало Столетней войны
3) написание В.И. Лениным “Апрельских тезисов”

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) внешняя политика СССР в 1930-х годах
Б) индустриализация в СССР
В) реформы императора Александра II
Г) внутренняя политика России в первой половине XIX века

ФАКТЫ

1) Польский поход РККА
2) ликвидация военных поселений
3) отправка добровольцев на войну в Испанию
4) дарование Конституции Польше
5) строительство Магнитогорского металлургического комбината
6) запуск завода АвтоВАЗ

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) _______________ (Б) 1630-е
Киев _______________ (В) 890-е
_______________ (Г) Антибольшевистское восстание моряков _______________ (Д)
Река Прут Возвращение крепости Азов Османской империи _______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) 1920-е
2) окончательный разгром печенегов
3) заключение русско-польского мирного договора
4) Поляново
5) 1710-е
6) осада города уграми
7) Царское село
8) 1720-е
9) Кронштадт

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) операция “Уран”
Б) провозглашение России империей
В) церковный раскол
Г) карательные экспедиции ордынцев

УЧАСТНИКИ

1) И.И. Шувалов
2) Тудан
3) хан Девлет-Гирей
4) патриарх Никон
5) К.К. Рокоссовский
6) А.Д. Меншиков

6 Прочтите отрывок из воспоминаний.

«Весною… молодёжь, принявшая программу движения, отправлялась по железным дорогам из центров в провинцию. У каждого молодого человека можно было найти в кармане или за голенищем фальшивый паспорт на имя какого-нибудь крестьянина или мещанина, а в узелке поддевку или вообще крестьянскую одежду… и несколько революционных книг и брошюр.
Из Петербурга революционеры двинулись одни на родину или места, где у них имелись какие-нибудь случайные связи, другие — большинство — на Волгу, где они ожидали найти наиболее благоприятную почву для революционной деятельности…
Таким образом… революционеры рассыпались по всему обширному пространству Европейской России… Работа в народе, как и самое начало движения, оставалась неизвестной обществу до времени крупных арестов…
Первою заботою революционеров, двинувшихся в народ, было приискание таких пунктов в районе будущей их деятельности, в которых можно было бы поселиться (оседлые пропагандисты) или из которых можно было совершать экскурсии в народ (летучие пропагандисты)… Кружки устраивали с этой целью кузницы и другие мастерские…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Люди, участвовавшие в описанном движении, в основном являлись либералами.
2. Участники движения, о котором идёт речь в отрывке, были осуждены на процессе Засулич.
3. В документе описаны события, характерные для первой половины XIX века.
4. Люди, участвовавшие в описанном движении, в основном являлись социалистами.
5. Участники движения, о котором идёт речь в отрывке, были осуждены на “процессе 193-х”.
6. Движение, о котором говорится в тексте, являлось эффективным методом революционной борьбы.

7 Установите соответствие между деятелями культуры и их произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

А) Казимир Малевич
Б) Иван Шишкин
В) Фёдор Тютчев
Г) Борис Пастернак

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Поэма “Кому на Руси жить хорошо”
2) Роман “Доктор Живаго”
3) Картина “Черный квадрат”
4) Картина “Охотники на привале”
5) Картина “Утро в сосновом лесу”
6) Стихотворение “Умом Россию не понять…”

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите название плацдарма, который советские войска удерживали в районе города Новороссийска в ходе боевых действий, за участие в которых военнослужащих награждали данной медалью.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Напишите название крепости, штурмом взятой русскими войсками, обозначенной на вставке к карте цифрой 5.

10 Укажите фамилию российского военного инженера, руководившего осадой города, обозначенного на карте цифрой 2.

11 Прочитайте отрывок из британского меморандума, который был вручен русскому послу. Укажите название города, пропущенное в тексте.

«Правительство придерживается твердого мнения, которое ход событий все больше и больше подтверждает, что оккупация _______________ русскими войсками, пусть даже и временного характера и только по военным соображениям, будет событием, которого желательно избежать всеми возможными средствами (любой ценой). Правительство Её Величества не скрывает, что, если предполагаемая оккупация окажется неминуемой, общественное мнение в этой стране, справедливо предусматривая последствия, может потребовать принятия мер предосторожности со стороны Великобритании, правительство которой до сих пор считало возможным воздерживаться».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1.  Цифрой 1 на карте обозначен перевал Шипка.
2. Одной из целей войны была помощь православным жителям Балкан.
3. В ходе войны русская армия штурмом взяла Стамбул.
4. На стороне Турции в войне приняли участия некоторые европейские государства.
5. В военных действиях, которым посвящена карта, особенно отличился российский флот.
6. Цифрой 3 на карте обозначен Адрианополь.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из указа императора.

«За благо мы рассудили и повелели с нынешнего времени, при дворе нашем, как для внешних, так и для внутренних государственных важных дел, учредить Верховный Тайный Совет, при котором мы будем сами присутствовать. В том Верховном Тайном Совете быть при нас из первых сенаторов, а вместо их в Сенат выбраны будут другие, которые всегда при одном сенатском правлении будут. Быть при нас в Тайном Верховном Совете нижеписанным персонам: генерал-фельдмаршал и тайный действительный советник светлейший князь Меншиков, генерал-адмирал и тайный действительный советник граф Апраксин, государственный канцлер и тайный действительный советник граф Головкин, тайный действительный советник граф Толстой, тайный действительный советник князь Голицын, вице-остканцлер и тайный действительный советник барон Остерман».

13 Укажите десятилетие, когда произошло событие, о котором говорится в отрывке (А). Напишите титул и имя правителя России во время, когда произошло данное событие (Б). Напишите, как в указе сформулировано назначение нового государственного органа (В).

14 Кто вошёл в состав Тайного Верховного Совета? (А). В каком государственном органе ранее состояли члены вновь учреждённого Совета? (Б). Кто и когда прекратил работу Тайного Верховного Совета? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Назовите Генерального секретаря ЦК КПСС в год, когда был выпущен данный календарь. Рассмотрев изображение и используя знания по истории, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16 Возведение какого из представленных ниже скульптурных памятников было завершено в период, когда ЦК КПСС возглавлял тот же политик, что и в год, когда был издан данный календарь? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот скульптурный памятник. Назовите современное название города, где установлен этот скульптурный памятник.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Неприятельская тяжелая артиллерия заняла позиции в районе Чебанки. У врага увеличились возможности обстреливать прицельным огнем город, порт и корабли на подходе к нему. Нужно было что‑то предпринять, чтобы положить этому конец.
Военный совет района решил прежде всего нанести сильный контрудар в Восточном секторе, с тем чтобы, отбросив противника от Чебанки, Булдинки, Александровки, лишить его возможности обстреливать город и порт …
Вначале враг оказал наступающим частям ожесточенное сопротивление … Но наша артиллерия, хотя у нее и было маловато снарядов, хорошо поддержала пехоту, и та прорвалась вперед … После высадки десанта его поддерживала артиллерией группа эсминцев. Их огонь помог сломить сопротивление противника. Он начал в беспорядке отходить, а потом просто побежал, бросая орудия, пулеметы … Успех контрудара был полный. 4–я румынская армия потерпела 22 сентября серьезное поражение. Ее 15–я пехотная дивизия была разгромлена, а 13–я понесла такие потери, что уже не принимала активного участия в боях до конца обороны Одессы. Отброшенный на 7–8 километров от побережья противник лишился возможности обстреливать с этого направления город и порт».

Б)

«Теперь надо было оградить Одессу от артиллерийского обстрела и с юго–запада. 26 сентября в Восточном секторе развернулись бои за только что освобожденную Новую Дофиновку. Врагу удалось было выбить из нее подразделения 3–го морского полка, но мы быстро восстановили положение. Это еще раз убеждало: можем бить и гнать врага наличными силами …
Тем временем осложнилась обстановка в Крыму – немцы начали нажимать у Перекопа. Стали поговаривать о том, что возможна высадка на Крымском полуострове вражеского воздушного десанта. Мы получили просьбу командующего Черноморским флотом отправить в Севастополь 100 грузовых машин. Вот как быстро все менялось! Месяц назад оттуда ободряли нас: «Будем помогать, чем можем. Держитесь». Теперь мы отправили в Севастополь 70 автомашин и ободряющую телеграмму, в которой обещали выслать 100 минометов одесского производства. Наконец 29 сентября пришел транспорт со снарядами. Контрудар в Южном секторе был назначен на 2 октября.
А вечером 30 сентября в Одессу внезапно прибыл заместитель наркома Военно–Морского Флота вице–адмирал Г.И. Левченко. Он привез директиву Ставки – такую, какой никто не ждал. Она гласила:
«…В связи с угрозой потери Крымского полуострова, представляющего главную базу Черноморского флота, и ввиду того, что в настоящее время армия не в состоянии одновременно оборонять Крымский полуостров и Одесский оборонительный район, Ставка Верховного Главнокомандования решила эвакуировать OOP [Одесский оборонительный район] и за счет его войск усилить оборону Крымского полуострова…»

18 В период правления Василия III появляется теория “Москва – Третий Рим”. Укажите:

а) внутриполитическую причину (предпосылку) появления этой теории
б) внешнеполитическую причину (предпосылку) появления этой теории
в) династическую причину (предпосылку) появления этой теории

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ШЛЯХТА». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внутренней политики Бориса Годунова и Василия Шуйского по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В XIII веке в Европе возникают несколько союзов городов – устойчивых объединений, основанных на взаимных, в основном, – торговых, интересах. Эти союзы оказали существенное влияние на укрепление демократических элементов политического устройства государств и городов, имеющих отношение к этим союзам. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение утверждения о том, что участие в союзах позволило городам сформировать демократические основы управления: один аргумент для России и один – для другого государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.