Вариант 61

Вариант 61

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) городские восстания в Пскове и Новгороде
Б) битва при Бородино
В) расстрел адмирала Колчака
Г) «Азовское сидение»

ГОДЫ

1) 1641
2) 1650
3) 1812
4) 1813
5) 1917
6) 1920

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) кругосветная экспедиция Фернана Магеллана
2) отречение императора Николая II от престола
3) восстание Кондратия Булавина

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) внешняя политика России в первом десятилетии XIX века
Б) реформы императрицы Екатерины II
В) политико-религиозная ориентация Руси на Европу
Г) борьба Руси за “хазарское наследство”

ФАКТЫ

1) поездка княгини Ольги в Константинополь
2) вход русских войск в Берлин
3) ликвидация Запорожской Сечи
4) поход князя Игоря в Древлянскую землю
5) Тильзитский мир
6) поход князя Владимира Святославича на Волжскую Булгарию

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Калуга _______________ (А) 1610-е
Фридрихсгам _______________ (Б) _______________ (В)
_______________ (Г) Съезд русских князей 1090-е
Генуя _______________ (Д) _______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) 1910-е
2) подписание мирного договора со Швецией
3) Любеч
4) отказ СССР от выплаты долгов Российской империи
5) 1920-е
6) размещение войск Лжедмитрия II
7) Боголюбово
8) 1800-е
9) оборона города войсками Ивана Болотникова

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) битва при Молодях
Б) создание организации “Народная воля”
В) космическая программа СССР
Г) битва у Жданой горы

УЧАСТНИКИ

1) А.И. Желябов
2) К.Ф. Рылеев
3) М.В. Скопин-Шуйский
4) С.П. Королёв
5) Всеволод Мстиславич
6) М.И. Воротынский

6 Прочтите отрывок из воспоминаний.

«Подготовительные меры к покушению …начались ещё зимой [предыдущего года]. С самого начала, под непосредственным руководством С. Л. Перовской, было установлено систематическое ежедневное наблюдение за выездами [царя] из Зимнего дворца, с целью определить время, направление и посещаемые им места. Шестикратные предшествовавшие покушения на жизнь царя понуждали власть к крайней осторожности и предусмотрительности в организации этих выездов… насколько это было возможно в условиях нахождения царя под открытым небом и вне обычной защиты стен, караула и вообще всяких преград. Так, например, выезд всегда совершался… из дворцового подъезда, защищённого особой глухой деревянной пристройкой… Закрытая карета, охраняемая четырьмя вооружёнными конвойными в черкесках, по данному сигналу въезжала через левые ворота внутрь пристройки и через некоторое время, взяв седока, выезжала через правые ворота… Засим один и тот же маршрут подряд никогда не повторялся… Наблюдения производились более двух месяцев. Из вышеупомянутых лиц кроме С. Л. Перовской непосредственное участие в покушении… принимали лишь Рысаков и Гриневицкий.
В момент покушения я находился на Невском проспекте, где взрыв первой бомбы, брошенной Рысаковым, был принят гуляющими за обычный двенадцатичасовой выстрел пушки с Петропавловской крепости…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Один из участников событий, о которых говорится в отрывке, – народоволец и изобретатель Н.И. Кибальчич.
2. Организация, совершившая описанное в отрывке покушение, издавала журнал Колокол.
3. На месте описанных в отрывке событий позднее был возведён православный храм.
4. Современником событий, о которых говорится в отрывке, был М.Т. Лорис-Меликов.
5. Император, о смерти которого говорится в отрывке, получил при жизни прозвище Миротворец.
6. Один из участников событий, о которых говорится в отрывке, – народоволец и изобретатель В. И. Засулич.

7 Установите соответствие между скульптурными памятниками и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СКУЛЬПТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ

А) мемориальный комплекс “Малая земля”
Б) Аничков мост
В) памятник Н.С. Хрущёву на Новодевичьем кладбище
Г) монумент первого Президента России в “Ельцин-Центре”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Автор памятника – Э. Неизвестный.
2) Автор памятника – З. Церетели.
3) Данный объект расположен в Санкт-Петербурге.
4) Данный объект расположен в Екатеринбурге.
5) Данный памятник посвящён событиям Гражданской войны.
6) Данный памятник расположен в г. Новороссийске.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите название памятного объекта – горящего пламени в составе монумента, изображенного на марке.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Назовите государство, прекратившее своё существование после битвы, обозначенной на карте буквой В.

10 Укажите название реки, на которой состоялась битва, обозначенная на карте буквой Б.

11 Прочтите текст о событиях, отраженных на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте.

«Сто десять лет находился _______________ под властью Литвы. Уже обычаи изменялись; но имя Русское еще трогало сердце жителей, и любовь к древнему отечеству, вместе с братским духом единоверия, облегчили для Великого Князя сие важное завоевание, приписанное Сигизмундом измене, козням Михаила Глинского, подкупу, обману…»

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Город, обозначенный на карте цифрой 4, вошёл в состав Московского государства в 1485 году.
2. Город, обозначенный цифрой 1, вошёл в состав Московского государства в 1514 году.
3. Битва, обозначенная на карте буквой В, завершилась поражением московского войска.
4. Границы Московского государства на карте соответствуют концу правления Ивана Грозного.
5. В битве, обозначенной на карте буквой А, ордынскими войсками руководил темник Мамай.
6. Территория, обозначенная римской цифрой III, отошла к Московскому государству в результате войны с Литвой.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний современника.

«Этот государь был от природы горяч, деятелен, быстр, неутомим, гневлив, вспыльчив и неукротим.

Он очень любил военное дело и не носил другой одежды, кроме мундира; но он с каким-то энтузиазмом хотел подражать во всем королю Пруссии, как его личности, так и в военном деле; он был полковником прусского пехотного полка и носил его мундир, что, казалось, вовсе не соотносилось с его саном; точно так же король Пруссии был полковником российского второго Московского пехотного полка.

Император, по крайней мере некоторое время, снял орден Св. Андрея и носил прусский орден Черного Орла.

Неизвестны религиозные убеждения императора, но примечательно, что во время богослужения он был крайне невнимателен, вызывал возмущение тем, что ходил туда-сюда, чтобы поболтать с дамами.

Было также и нечто восторженное и в той поспешности, с которой он хотел выступить с российской армией, чтобы возвратить герцогство Шлезвигское и начать войну с королем Дании, которого нужно было, как он говорил, низложить и сослать в Малабар.

Напрасно ему представляли, что экспедиция опасна, потому что нужно было действовать в стране, где не было ни продовольствия, ни фуража, ни магазинов, что датский король опустошит герцогство Мекленбургское, через которое нужно будет проходить, и займет такую позицию, что атаковать его армии будет невыгодно; что датская армия, имеющая свободный тыл, не будет иметь нужды ни в чем, а русская — во всем, что император рискует, таким образом, потерпеть поражение в этом походе и потерять армию в самом начале своего царствования.

Через Волкова он приказал сказать Совету, что не желает слушать никаких предложений на этот счет. Принц Георг уже готовился выехать принимать командование армией, авангард которой уже выступил в поход, чтобы войти в герцогство Мекленбургское, а император хотел вскоре последовать за ним, чтобы лично переговорить с королем Пруссии и самому стать во главе армии.

Он был вспыльчив и горяч до такой степени, что дурно обращался со своими фаворитами, ему не могли простить его дебоши и то, что он нисколько не щадил ее величество императрицу, которая только одна и могла сделать его царствование счастливым и славным».

13 Напишите имя императора, о котором говорится в отрывке (А). Напишите имя жены этого императора (Б). Укажите иностранного правителя, которого считали кумиром этого императора (В).

14 Как характеризует императора автор отрывка? (А). Как император относился к военному делу? (Б). В чём, по мнению автора, заключалось опасность задуманной императором авантюры по началу войны с Данией (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите императора, правившего Россией в год, когда произошло событие, которому посвящена марка. Укажите руководителя СССР в год выпуска этой марки.

16 Какое из представленных ниже архитектурных сооружений было построено в то же десятилетие, когда вышла в свет данная марка? В ответе запишите цифру, которой обозначено это произведение. Укажите город, где построено это здание.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Успешно действовала артиллерия и других кораблей флота. В немалой степени благодаря меткому огню моряков … гитлеровцы, понеся большие потери в живой силе и технике, вынуждены были отказаться от намерения взять Ленинград штурмом, не смогли захватить Ораниенбаумский плацдарм. А флот противника — его линкоры, крейсеры и эсминцы — не осмелился войти в Финский залив, чтобы оказать поддержку своим сухопутным войскам: морские дороги в нем перекрыли поставленные … минные поля, наши подводные лодки и надводные корабли, авиация и торпедные катера».

Б)

«В следующем, 1943 году противник решил не допустить повторения мощных ударов советских подводников по транспортам в … море и даже в Померанской бухте, сделал все возможное, чтобы запереть наши подводные лодки в Кронштадте. Фашисты превратили весь Финский залив в один сплошной противолодочный рубеж. Особенно опасными были Готландская и Нарген-Порккалауддская противолодочные позиции, состоявшие из широких многослойных минных полей, протянувшихся от северного берега залива до южного. Кроме того, от острова Наргеп до Хельсинки залив был перегорожен сплошной тяжелой противолодочной сетью. На пути из Кронштадта до Лавенсари противник пытался атаковать наши лодки торпедными, артиллерийскими и противолодочными катерами. Но каждый раз он встречал решительный отпор наших дозоров и сопровождавших лодки «охотников». Вот почему каждую ночь здесь происходили большие бои маленьких кораблей Истребительного отряда».

18 В августе 1917 года генерал Лавр Корнилов предпринял попытку установления в России военной диктатуры. Укажите три причины (предпосылки) данного события. 

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ДРУЖИНА». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях внешней политики князей Игоря Рюриковича и Олега Вещего по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В XIV-XVII веках вокруг монархов складывались мощные группировки знати, стремившиеся укрепить положение своих родов в кризисные периоды. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, согласно которой противоборство дворянских группировок приводило к вооружённой борьбе: один аргумент для России и один – для другого государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.