Вариант 60

Вариант 60

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ
А) осада Пскова Стефаном Баторием
Б) начало политики “ускорения” в СССР
В) начало восстания Кондратия Булавина
Г) создание Союза трех императоров

ГОДЫ

1) 1510
2) 1581
3) 1707
4) 1873
5) 1985
6) 1990

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) создание английского парламента
2) пленение князя Василия II
3) Великое посольство

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) ликвидация социальных групп в Советской России
Б) внешняя политика царя Алексея Михайловича
В) российско-китайские отношения в XVII веке
Г) укрепление государства во время правления Василия III

ФАКТЫ

1) заключение Нерчинского договора
2) строительство КВЖД
3) “Расказачивание”
4) “Дело врачей”
5) издание Судебника
6) присоединение Рязани

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Река Рымник Победа войск Суворова над турками _______________ (А)
Поляново _______________ (Б) _______________ (В)
_______________ (Г) _______________ (Д) 1800-е
Козельск _______________ (Е) 1230-е

Пропущенные элементы:

1) 1760-е
2) завершение Смуты
3) Прибалтика
4) 1790-е
5) окончание Смоленской войны
6) Финляндия
7) разорение города татаро-монголами
8) 1630-е
9) вхождение региона в состав России

 

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) признание Русью зависимости от Орды
Б) отмена крепостного права в Прибалтике
В) междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в.
Г) Советско-польская война

УЧАСТНИКИ

1) Александр I
2) Ярослав Всеволодович
3) Р.Я. Малиновский
4) С.М. Будённый
5) Марина Мнишек
6) Софья Витовтовна

6 Прочтите отрывок из указа монарха.

«Пришли печенеги впервые на Русскую землю, а <...> был в Переяславце, и затворилась княгиня Ольга с внуками своими, Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И обступили печенеги город в силе великой, бесчисленное множество их около города, и нельзя было из города выйти, ни вести князю послать. Изнемогали люди от голода и жажды. Собрались люди на другой стороне Днепра в лодках. Они стояли на другой стороне, и нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из города выйти к ним. И закручинились люди в городе и сказали: “Нет ли кого, кто мог бы на ту сторону дойти и сказать им: если кто не придёт к нам утром на выручку, придётся нам сдаться печенегам”».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Кочевое племя, упомянутое в тексте, совместно с русскими ратями сражалось в битве на Калке.
2. В тексте упомянута княгине, отомстившая древлянам за смерть мужа.
3. В тексте упомянут политический деятель, при котором произошло подписание первого письменного договора Руси с Византией.
4. Упомянутые в отрывке внуки княгини начали первую усобицу в истории Руси.
5. В тексте упомянут политический деятель, при котором произошло крещение Руси.
6. До описанных в отрывке событий русские уже имели контакты с упомянутым племенем.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) Юсуповский дворец
Б) Здание Большого театра
В) Петропавловский собор
Г) Воронцовский дворец

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Автор памятника – итальянский архитектор Доминико Трезини.
2) В этом месте был убит Г. Распутин.
3) В этом месте был убит П.А. Столыпин.
4) На территории данного объекта располагался институт благородных девиц.
5) С именем данного объекта связано название площади и станции метро, в районе которых объект расположен.
6) Данный объект стал резиденцией английской делегации во время международной конференции в конце Второй мировой войны.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите название месяца завершения операции, которой посвящена марка.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите название города, обозначенного на карте цифрой 3 и являвшимся одним из главных центров текстильной промышленности.

10 Укажите, к какому веку относится экономическое положение России, отражённое на карте. Ответ запишите арабскими цифрами.

11 Прочтите текст и укажите фамилию государственного деятеля, дважды пропущенную в тексте.

«_______________ сравнивал её с «золотым мостом» между Россией и Европой, по которому в страну будут проникать – и проникали – иностранные инвестиции. Благодаря ей Россия окончательно закрепила себя в клубе мировых экономических тяжеловесов, а сам министр финансов заслужил уважение не только многих современников, но и потомков. И поныне в отечественной историографии господствует апологетический тон по отношению к деяниям этого выдающегося государственного деятеля, одним из венцов которых признается денежная реформа. Когда с 1860-х гг. составлялись проекты преобразования монетарного хозяйства страны, мало кто мог подумать, что проведенная тремя десятилетиями позднее денежная реформа будет именно такой, какой ее задумал _______________. При законодательно сохранявшемся серебряном монометаллизме, введенном еще в 1839 г., и при фактическом инфляционном бумажно-денежном обращении с конца Крымской войны, усилия правительства в начале 1860-х гг. сосредоточились на восстановлении свободного размена кредитных билетов на серебряную монету, а после этого времени – на постепенном осознании роли золота как главного монетного металла».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Один из важнейших центров текстильной промышленности периода, которому посвящена карта, располагался в Польше.
2. Ключевой центр металлургии периода, которому посвящена карта, находился на территории Центральной России.
3. Цифрой 7 на карте отмечен Баку.
4. Цифрой 6 на карте обозначен ключевой центр лёгкой промышленности страны.
5. В период, к которому относится карта, в России завершился промышленный переворот.
6. Несмотря на бурное развитие европейской части России в период актуальности карты, правители страны не предпринимали никаких шагов для развития Сибири и Дальнего Востока.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из летописи.

«Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же… приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец [князя], Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя… было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и стойких…
Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.
А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь [князю]. И так победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, [Князь] же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться».

13 Укажите год, когда произошли события, о которых говорится в отрывке (А). Напишите название государства – противника русских войск в описываемой битве (Б). Укажите князя, о котором говорится в летописи (В).

14 Как в российской историографии называется битва, о которой говорится в летописи? (А). Какие главные города Северо-Западной Руси испытывали натиск со стороны европейских рыцарей в этот исторический период? (Б). Почему агрессия западных завоевателей представляла значительную опасность для Руси в этот исторический период? Приведите одно главное объяснение (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Напишите название географического объекта, открытого изображённым на марке мореплавателем, и названного в его честь. Укажите название полуострова, к берегам которого этот мореплаватель совершил две экспедиции.

16 Какой из представленных ниже архитектурных памятников был возведён при жизни мореплавателя, изображённого на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот архитектурный памятник. Укажите район Москвы, в котором он установлен.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Короткий сильный артогонь по старым крепостным кирпичным стенам, скреплённым бетоном, глубоким подвалам и ненаблюдаемым убежищам не даёт эффективного результата. Необходим длительный прицельный огонь на уничтожение и огонь большой силы, чтобы основательно разрушить укреплённые очаги. Ввод в действие штурмовых орудий, танков, и др. очень затруднён из-за ненаблюдаемости многих убежищ, крепости и большого количества возможных целей и не даёт ожидаемых результатов из-за толщины стен сооружений. В частности, для таких целей не приспособлен тяжёлый миномёт. Превосходным средством для морального потрясения находящихся в укрытиях является сбрасывание бомб крупного калибра. Русские боролись исключительно упорно и настойчиво. Они показали превосходную выучку пехоты и доказали замечательную волю к борьбе».

Б)

«В течение месяца советские воины самоотверженно отстаивали эту частицу родной земли, дрались, когда немецкие танки уже входили в Минск, и не приняли предложения противника о капитуляции, когда фронт отодвинулся к Березине. Месяц спустя немецко – фашистские войска были уже под Смоленском, а оставшиеся в живых всё ещё продолжали удивительную, беспримерную борьбу в крепости, ставшей ныне символом несгибаемой стойкости и мужества советских воинов, удостоенной почетного звания “крепость-герой”».

18 Одним из важнейших результатов Венского конгресса 1815 года стало создание альянса крупнейших европейских континентальных монархий для борьбы с революцией в Европе – Священного союза. Укажите:

а) причину (предпосылку) развала данного союза, связанную с развитием капитализма в Европе.
б) причину (предпосылку) развала данного союза, связанную с конфликтом интересов стран-участниц.
в) причину (предпосылку) развала данного союза, связанную с положением России на международной арене.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ПАРАД СУВЕРЕНИТЕТОВ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве восстания Степана Разина и восстания Пугачева по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В конце XIX века Франция начала серию захватнических войн. Используя исторические знания, приведите два аргумента в подтверждение точки зрения о том, что задача противодействия французской агрессии сплотила страны, чтобы дать отпор общему врагу, действуя за пределами своих границ: один аргумент для России и один – для другого государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.