Вариант 6

Вариант 6

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) образование Древнерусского государства
Б) восстание декабристов
В) битва в Чесменской бухте
Г) присоединение Астрахани к Московскому царству

ГОДЫ

1) 862
2) 882
3) 1514
4) 1556
5) 1770
6 1825

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) подписание Хасавюртовских соглашений
2) битва на реке Шелони
3) Варфоломеевская ночь во Франции

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) ордынское владычество над русскими землями
Б) разрядка международных отношений
В) реформы Алексея Михайловича
Г) внешняя политика И.В. Сталина

ФАКТЫ

1) советско-финская война
2) битва в Чесменской бухте
3) Дюденева рать
4) принятие Соборного уложения
5) подписание Хельсинкских соглашений
6) подавление венгерского восстания

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Река Березина _______________ (А) _______________ (Б)
Тверь _______________ (В) 1320-е
_______________ (Г) Начало крупного антиправительственного восстания _______________ (Д)
_______________ (Е) Подписание мирного договора с Османской империей 1730-е
Пропущенные элементы:

1) карательный поход московско-татарского войска
2) Яссы
3) 1710-е
4) тяжёлое поражение русских войск
5) разгром французской армии русскими войсками
6) Белград
7) 1770-е
8) Яицкий городок
9) 1810-е

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) учреждение всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК)
Б) русско-турецкая война 1735-1739 годов
В) первое упоминание о Москве в летописях
Г) продажа Аляски США

УЧАСТНИКИ

1) Ф.Э. Дзержинский
2) Екатерина II
3) Б.К. Миних
4) Александр I
5) Юрий Долгорукий
6) Ярослав Мудрый

6 Прочтите отрывок из летописи.

«Начальнику Штаба.
В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, всё будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России сочли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственною думою, признали мы за благо отречься от престола государства Российского и сложить с себя верховную власть. Не желая расстаться с любимым сыном нашим, мы передаём наследие наше брату нашему великому князю Михаилу Александровичу и благословляем его на вступление на престол государства Российского. Заповедуем брату нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях, на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу…».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В данном отрывке под союзниками имеются в виду члены блока Центральных держав.
2. Написание данного манифеста стало результатом Великой Октябрьской революции.
3. Одним из врагов, о которых говорится в тексте, была Австро-Венгрия.
4. В тексте не назван по имени, но упомянут представитель императорской династии, страдавший гемофилией.
5. Брат, в пользу которого автор манифеста отрёкся от престола, так и не стал править страной.
6. Автор документа, из которого взят данный отрывок, позднее попытался остаться у власти.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) Теремной дворец
Б) “Книга о скудости и богатстве”
В) Успенский собор Московского кремля
Г) рассказ “Матрёнин дворец”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1. Памятник культуры создан в XVIII в.
2. Автор – Алевиз Новый.
3. Автор памятника культуры был обвинён в измене Родине и выслан из страны.
4. Памятник культуры создан по распоряжению царя Михаила Фёдоровича.
5. Памятник культуры создан под руководством Аристотеля Фиораванти.
6. Современником создания данного памятника культуры был Александр I.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите год, когда произошло событие, которому посвящена медаль. Ответ запишите цифрами.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите название мирного договора, который завершил войну, изображённую на карте.

10 Напишите фамилию адмирала, потерпевшего поражение в битве, обозначенной цифрой 4.

11 Прочтите текст о событиях, отраженных на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте.

«После неудачной попытки деблокировать осаждённый Порт-Артур Южная группа русских войск под командованием генерала Н. П. Зарубаева отошла дальние подступы к Ляояну, где соединилась с Восточной группой генерала А. А. Бильдерлинга и заняла первый оборонительный рубеж. Японские армии подошли вплотную к Ляояну, и сближение восточной и южной группировок японцев угрожало тактическим окружением. Район боевых действий переместился из горной местности в равнинную, что давало японцам возможность начать крупные наступательные операции. Генерал А. Н. Куропаткин, получивший разведдонесения, в которых говорилось, что японская армия делает обходной манёвр и заходит в тыл русской армии, приказал своим войскам отступить на север, к городу _______________, где позже состоялось сражение».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Город, обозначенный на карте цифрой 1, был основан Александром II.
2. Указанные на карте боевые действия относятся к последнему десятилетию XIX века.
3. Цифрой 3 на карте обозначен Порт-Артур.
4. В ходе войны, которой посвящена данная карта, произошла битва при Мукдене.
5. Одним из союзников России в войне, действия которой обозначены на карте, была Великобритания.
6. Со стороны России мирный договор подписал С.Ю. Витте.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из манифеста императора.

«Божей милостию мы, император и самодержец Всероссийский, чрез сие объявляем. Понеже князь Меншиков при вступлении нашем на российский наш наследный престол прежние неумеренные и худые свои поступки не оставил, но и такую на себя амбицию взял и самовластно и предерзостно поступал, что весьма самодержавной нашей императорской власти противно и государственным интересам вредительно, а именно:

По преставлении бабки нашей принудил нас жить в доме своём, лукаво представляя и внушая нам некоторые в правительстве нашем опасности, и потом дерзнул нас принудить на публичный сговор к сочетанию нашему на дочери своей, княжне Марье, угрожая, ежели б мы на то не соизволили, весьма нам противным и вредительным злым своим намерением.

Бабке нашей, великой государыне царице Евдокии Фёдоровне, чинил многие противности. Он под образом её величества соизволения в монастырь послал её величество без ведома и соизволения нашего. Рассылал от себя в коллегии и канцелярии наши, также к губернаторам и к другим правителям повелительные указы без ведома и соизволения нашего и без общего согласия Верховного тайного совета, которые не только нашей императорской власти противны, но и государству вредительны. В Лифляндии и Эстляндии знатные местности у некоторых особ отнял чрез составные и фальшивые контракты, принуждая их к тем своими угрозами за малые деньги, а в контрактах писал, будто им от него плачены настоящие цены.

И хотя он, князь Меншиков, за такие свои против нашей императорской самодержавной власти дерзости и вредительные государству поступки по государственным правам довёлся смертной казни, но мы от смертной казни его освободить повелели, а лиша всех его честей и чинов, со всею его фамилией послан в ссылку и содержится из крепости неисходны».

13 Назовите императора, от имени которого составлен манифест (А). Назовите войну, в результате которой в состав России вошли территории, упоминаемые в тексте (Б). Назовите монарха, при котором обвиняемый князь Меншиков стал занимать государственные должности (В).

14 В чём автор документа обвиняет князя Меншикова? Укажите три конкретных претензии к князю от имени автора манифеста. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Напишите название полуострова, захват которого осуществили войска Красной армии под командованием военачальника, изображённого на марке, в 1920 году. Напишите фамилию командующего войсками противника в этом сражении.

16 Автор какого из представленных ниже литературных произведений является современником военачальника, изображённого на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначено это литературное произведение. Укажите десятилетие смерти этого автора?

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«К тому времени ценой огромных усилий партии и народа наша военная экономика уже могла поставлять фронту все необходимое. Ускоренное развитие «Второго Баку», трудовой героизм металлургов Кузнецкого и Магнитогорского комбинатов, скоростное сооружение домен, электростанций, шахт в освобожденных районах, подъём цветной и чёрной металлургии Урала, Сибири, Казахстана, внедрение поточного метода на военных заводах, огромная творческая работа по совершенствованию боевой техники и технологии производства – все это создало новые возможности для разгрома врага.
В 1943 году было произведено 35 тысяч превосходных самолетов всех видов, более 24 тысяч танков и самоходно-артиллерийских установок. Тут и по количеству, и по качеству мы уже намного опередили Германию. Гитлеровское командование специально предписало войскам избегать встречных боев с нашими тяжёлыми танками».

Б)

«Никогда не забыть мне женщин тех лет. Сотнями приходили они на завод, выполняли самую тяжёлую мужскую работу, стояли часами в очередях и воспитывали детей, не сгибались под тяжестью горя, когда прибывала похоронная на мужа, сына или брата. Это были настоящие героини трудового фронта, достойные восхищения».

18 1 марта 1881 года император Александр II был убит членами организации “Народная воля”. Укажите:

а) династическое последствие этого события
б) последствие этого события для революционных организаций
в) последствие этого события для реформ Александра II

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «БОРТНИЧЕСТВО». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в статусе Тверского княжества в первой и второй половинах XIV века по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В XVI-XVII веках церковные патриархи оказывали колоссальное влияние на светскую власть. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение утверждения о том, что в России и во Франции в данный период религиозные деятели принимали важнейшие политические решения: один аргумент для России и один – для Франции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.