Вариант 59

Вариант 59

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ
А) присоединение Левобережной Украины к России
Б) поход Тухачевского на Варшаву
В) Советско-японская война
Г) начало “Великого посольства”

ГОДЫ

1) 1654
2) 1697
3) 1945
4) 1916
5) 1920
6) 1939

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) сражение на реке Сити
2) смерть царя Фёдора Ивановича
3) Объединение Италии

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) внешняя политика СССР в 1960-х годах
Б) внутренняя политика Павла I
В) борьба с инакомыслием в СССР
Г) внутренняя политика Екатерины II

ФАКТЫ

1) издание указа о престолонаследии
2) отмена крепостного права
3) Карибский кризис
4) ввод советских войск в Венгрию
5) “Дело Бродского”
6) арест А.Н. Радищева

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Москва  Созыв Стоглавого собора _______________ (А)
Тегеран _______________ (Б) 1940-е
_______________ (В) Разгром русских войск литовцами _______________ (Г)
_______________ (Д) _______________ (Е) 1900-е

Пропущенные элементы:

1) 1510-е
2) Порт-Артур
3) принятие решения о начале поставок по ленд-лизу
4) 1550-е
5) сдача крепости японским войскам
6) 1640-е
7) принятие решения об открытии второго фронта
8) Орша
9) прорыв блокады крепости русским флотом

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) заключение Тильзитского мира
Б) заключение Поляновского мира
В) партизанское движение в годы Великой Отечественной войны
Г) набег крымских татар на Москву

УЧАСТНИКИ

1) Алексей Михайлович
2) Н.Ф. Гастелло
3) Александр I
4) П.К. Пономаренко
5) Михаил Романов
6) хан Девлет-Гирей

6 Прочтите отрывок из указа монарха.

«Все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются. <…> Всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и проч., титулы – княжеские, графские и проч.) и наименования гражданских чинов (тайные, статские и прочие советники) уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование – граждане Российской Республики. <…> Имущества дворянских сословных учреждений немедленно передаются соответствующим земским самоуправлениям. <…> Имущества купеческих и мещанских обществ немедленно поступают в распоряжение соответствующих городских самоуправлений. <…> Все сословные учреждения, дела, производства и архивы передаются немедленно в ведение соответствующих городских и земских самоуправлений. <…> Все соответствующие статьи доныне действовавших законов отменяются. <…> Настоящий декрет вступает в силу со дня его опубликования и немедленно приводится в исполнение местными Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Декрет, текст которого приведён в отрывке, появился после окончания Гражданской войны в России.
2. Одним из авторов данного декрета являлся М.В. Родзянко.
3. В документе упомянуты организации, ставшие одним из двух центров власти в период двоевластия.
4. Тот же председатель СНК, что подписал декрет, текст которого приведён в отрывке, подписал Брестский мир с Германией.
5. Согласно тексту документа отменялись только дворянские титулы.
6. Декрет, текст которого приведён в отрывке, был издан Временным правительством.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ

А) Сенатская площадь
Б) Благовещенский собор
В) Белокаменный Кремль
Г) Болотная площадь

ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) На этом месте казнили предводителя крестьянской войны, состоявшейся во второй половине XVIII века.
2) Данный архитектурный памятник построен по указу Дмитрия Донского.
3) Данный архитектурный памятник возведён во время правления Ивана Калиты.
4) Объект был возведён под руководством псковских мастеров.
5) На этом месте в 1905 году была расстреляна демонстрация рабочих.
6) Данный архитектурный объект стал местом проведения восстания, организованного представителями дворянского сословия.

 

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите год, когда был выпущен агитационный плакат, изображённый на марке. Ответ запишите цифрами.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите название города, обозначенного на карте цифрой 1.

10 Напишите название походов, которым посвящена карта.

11 Прочтите текст и укажите трижды пропущенное в тексте название реки.

«Первая неудача не повергла Петра в уныние, напротив, только побудила его во что бы то ни стало овладеть Азовом и проложить себе путь к Черному морю. Он увидел необходимость построить на _______________ гребной флот, во-первых, для удобного перевоза войска, во-вторых, для действия против турок с моря. Мысль – перенести на _______________ свои судостроительные попытки с севера – естественно должна была быть внушена ему прежними событиями: для сношения с … казаками и доставки им хлебных запасов давно уже было в обычае строить на _______________ и на берегах реки Воронежа плоскодонные суда, называемые стругами, имевшие от пятнадцати до семнадцати сажень в длину и до трех – в ширину. Постройке этих судов способствовали дремучие леса, которые, однако, и в то время чрезвычайно быстро истреблялись от крайне неправильной порубки. Петр выбрал город Воронеж для устройства верфи, отправился туда сам зимою и в течение нескольких месяцев занимался постройкою судов. В других соседних местах в то же время шла также постройка судов, которые спускались к Воронежу. Работало над этим делом двадцать шесть тысяч человек, высланных из украинных городов по наряду. Таким образом, было построено 23 галеры, 2 корабля, 4 брандера и 1300 судов старой конструкции».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Поход 1695 г. был направлен против Речи Посполитой и её союзников из числа запорожских казаков.
2. Глава российского государства принимал личное участие в обеих изображённых на карте военных компаниях.
3. Государство, территория которого обозначена цифрой 3, было вассалом Османской империи.
4. Активную роль в походах, которым посвящена карта сыграл Франц Лефорт.
5. Походы изначально были самовольно организованы донскими и запорожскими казаками без прямого вмешательства царя.
6. После событий, отражённых на карте, город, обозначенный цифрой 2, навсегда остался в составе России.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из летописи.

«Божьим гневом, ради грехов наших, пленил землю Русскую царь Тахтамыш. Послал слуг своих во град, называемый Болгар, который на Волге, и повелел русских купцов грабить и суда их с товаром отнимать… И пошёл изгоном на [московского] великого князя… своим злохитрием… И то услышав князь Дмитрий Константинович Суздальский, послал к царю Тахтамышу двух сыновей своих, Василия да Семёна… А князь Олег Рязанский [встретив] царя Тахтамыша ещё до прихода в землю его, бил ему челом, и был помощник и поспешник во вред христианам, и рассказал, …как без труда взять каменной град Москву и князя… захватить».

13 Укажите год, когда произошли события, о которых говорится в отрывке (А). Напишите название государства, властителем которого был упомянутый в отрывке царь (Б). Напишите название битвы, в которой одержал победу великий князь, незадолго до описанных в отрывке событий (В).

14 В каких отношениях с Тохтамышем находился рязанский князь? (А). Что автор имеет в виду под «злохитрием» Тохтамыша? (Б). Каковы были для Руси последствия нашествия армии Тохтамыша? Приведите не менее трёх фактов (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите название крупного политического выступления дворянства в день, когда проводилась присяга императору, изображённому на марке. Назовите имя цесаревича, отказавшегося от трона в пользу императора, изображённого на марке.

16 На какой из картин, представленных ниже, отражены события войны, проходившей в период правления императора, изображённого на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначена эта картина. Укажите название населённого пункта, в котором произошли события, отображённые на этой картине.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«Геббельсовская пропаганда вогнала немцев в панику, запугала –– русские будут поголовно всех уничтожать. Делалось это для того, чтобы каждый немец взял в руки оружие и дрался до последнего за фашистский режим. У нас же строгие приказы: безоружных не трогать! За нарушение этого приказа –– военный трибунал! Гитлер считал, что битва начнётся на Одере. Поэтому немцы создали здесь могучие оборонительные рубежи. Три пояса обороны. И какой! Да и сама местность была выгодна для обороны. Зееловские высоты, могучие реки Одер, Шпрее, Нейсе, Дане, многочисленные каналы, многие лесные массивы, озёра, добротные кирпичные здания».

Б)

«Утром 16 апреля на всех участках фронта войска успешно продвигались вперёд. Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие в районе Зееловских высот артиллерией, миномётами, … появились группы бомбардировщиков.
И чем дальше продвигались наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага… К 13 часам дня мы отчётливо поняли, что оборона противника здесь в основном уцелела и в том боевом построении, а котором мы начали атаку и ведём наступление, нам Зееловских высот не взять. Для того чтобы усилить удар атакующих войск и наверняка прорвать оборону, мы решили ввести
в дело дополнительно танковые армии генералов М.Е. Катукова
и С.И. Богданова».

18 Одним из важнейших результатов Венского конгресса 1815 года стало создание альянса крупнейших европейских континентальных монархий для борьбы с революцией в Европе – Священного союза. Укажите:

а) внешнеполитическую причину (предпосылку) данного события.
б) внутриполитическую причину (предпосылку) данного события
в) династическое последствие данного события.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «РАЗДРОБЛЕННОСТЬ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в политическом устройстве Руси в XII веке и в XIV веке по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Во время «Холодной войны» страны-соперники применяли практику шантажа, угрожая применением оружия массового поражения. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение этого утверждения: один аргумент для СССР и один – для США. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.