Вариант 57

Вариант 57

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ
А) подписание Нерчинского договора
Б) начало восстания Богдана Хмельницкого
В) начало книгопечатания в России
Г) подписание манифеста о трёхдневной барщине

ГОДЫ

1) 1549
2) 1564
3) 1648
4) 1689
5) 1797
6) 1803

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) Восстание Степана Разина
2) принятие конституции в США
3) введение “заповедных лет”

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) Распад СССР
Б) экономическая интеграция бывших республик СССР
В) централизация Русского государства
Г) преобразования в период правления Петра III

ФАКТЫ

1) издание манифеста о вольности дворянской
2) вторая чеченская война
3) штурм Вильнюсского телецентра
4) оборона крепости Доростол
5) издание Судебника Ивана III
6) создание ЕАЭС

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Чесменская бухта Разгром турецкого флота русской эскадрой _______________ (А)
_______________ (Б) Победа союзных войск над Наполеоном _______________ (В)
Полтава _______________ (Г) _______________ (Д)
Елец _______________ (Е) 1390-е

Пропущенные элементы:

1) 1700-е
2) разорение города Тамерланом
3) 1710-е
4) победа Петра I над шведской армией
5) Лейпциг
6) 1810-е
7) Фридланд
8) передача города в состав Московского княжества
9) 1770-е

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) учреждение Приказа тайных дел
Б) стояние на реке Угре
В) “третьеиюньский переворот”
Г) отмена внутренних таможенных пошлин

УЧАСТНИКИ

1) Хан Ахмат
2) А.И. Остерман
3) Фёдор III Алексеевич
4) Николай II
5) И.И. Шувалов
6) Алексей Михайлович

6 Прочтите отрывок из указа монарха.

«… В граде Пскове слышали бояре и воеводы, что уже идёт король Стефан на Псков, и всячески и неослабно по-прежнему осаду укрепляли. В волости же и сёла …непрестанно посылая, всякие запасы в город возить велели, дворы же и с остальными кормовыми запасами жечь повелевая, чтобы не было врагу домов и пищи… Так же православный царь и государь и великий князь _______________, то же слышав, что литовский король на его государеву вотчину на Псков град со многою горделивою силою великою устремился. Сие же слышав благоверный государь во Псков к боярам своим и воеводам и всем воинским людям и псковичам свои царские грамоты пишет не ослабно же и мужественно во осаде быть и до смерти невозвратно с Литвою биться велев… Того же месяца в восьмой день, на первом часу дни, начали бить из наряду по граду из троих туров из двадцати пищалей, и били беспрестанно весь день до ночи, так же и на утро и выбили городовые стены да Покровскую башню всюду земли до Свиной башни, половину земли сбив… и городовую стену во многих местах проломив. И сие к королю своему возвестили. Он же весьма о сем радостен был…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Упомянутый в отрывке польский король происходил из рода Батория.
2. Описанная в отрывке осада города закончилась победой русских войск.
3. В результате войны, о событиях которой идёт речь, Россия потеряла города Ивангород, Ям и Копорье.
4. В отрывке говорится о войне, в которой союзником России выступила Швеция.
5. Описанные в отрывке события произошли до введения опричнины в Московском царстве.
6. В отрывке описаны события, произошедшие в ходе Ливонской войны.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) роман “Братья Карамазовы”
Б) роман “Герой нашего времени”
В) “Наука побеждать”
Г) роман “Евгений Онегин”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Автор произведения носил высший российский военный чин.
2) Автор произведения был одним из командующих русскими войсками во время Бородинской битвы.
3) Автор произведения погиб на дуэли на Кавказе.
4) Личным цензором призведений автора был император Александр II.
5) Один из героев произведения несправедливо осуждён за убийство отца
6) Данное произведение – роман в стихах.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите название страны, с территории которой советские войска начали проведение наступательной операции, обозначенной на марке.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Напишите современное название столицы государства, у которого Россия отвоевала территорию, обозначенную на карте цифрой 3.

10 Укажите правителя России, подписавшего указ о строительстве объекта, обозначенного на карте буквой А.

11 Прочитайте отрывок из доклада руководителя проекта строительства железной дороги и укажите название населённого пункта, пропущенное в тексте.

«Было бы большою ошибкою и неисчислимою потерею в общей государственной экономии обречь дальнейшие поколения на уплату 80-ти с лишком верст, в продолжение целого века или больше, пока прямой расчет не вынудил бы строить другую, более кратчайшую дорогу от Петербурга до _______________»

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Территория, обозначенная на карте цифрой 1, после присоединения к России получила широкую автономию.
2. Согласно приведённой карте, наиболее развитыми в промышленном отношении были южные провинции России.
3. Территория, обозначенная на карте цифрой 2, добровольно вошла в состав России.
4. На карте указано, что регионы восточной части европейской России были обеспечены залежами каменного угля и железной руды.
5. Текстильное производство, согласно карте, было сосредоточено в центральной части страны.
6. Территория, обозначенная на карте цифрой 4, была присоединена к Российской империи в результате русско-персидской войны.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из письма современника.

«Да в прошлом году по твоему, великого государя, указу был я, холоп твой, на твоей, великого государя, службе в полку боярина и воеводы у князя Юрия Никитича Барятинского в Симбирске. И как к Симбирску приходил вор изменник и крестопреступник Стенька Разин с воровскими казачишками и в Симбирске острог взяли, а у меня, холопа твоего, в том остроге человека убили Стеньку Федорова и лошадей, и платьишки, и запас, и всякую рухлядь побрали. А я, холоп твой, разорённый в полку у боярина у князя Юрия Никитича Барятинского, твою, великого государя, службу служил и всякую нужду терпел с приезду его и до отпуску. А в Олаторском уезде в деревнишке моей воры и изменники домишко мой разорили, достольне платьишка, и хлеб, и лошадей побрали, и животину всякую побили и побрали».

13 Укажите год, когда произошли события, о которых говорится в отрывке (А). Напишите прозвище царя, правившего страной во время событий, которые изложены в отрывке (Б). Напишите, как автор характеризует предводителя восставших (В).

14 Напишите, к какому сословию относился предводитель восстания? (А). Какой принцип существовал в этой социальной среде применительно к беглым крестьянам? (Б). Каковы были причины восстания? Назовите не менее трёх причин? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите год смерти политического деятеля, чьё изречение изображено на марке. Напишите, как называют возвеличивание средствами пропаганды и произведениями культуры роль этого деятеля.

16 Какой из фильмов, афиши которых представлены ниже, был снят в период, когда страной руководил деятель, упомянутый на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначена афиша этого фильма. Назовите режиссёра этого фильма.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«От Керчи Особая Приморская армия, куда входил наш полк, быстро двигалась на запад, освобождая Крым. А с севера, со стороны Перекопа, наступал 4-й Украинский фронт.
Полк перебазировался почти ежедневно, нанося бомбовые удары по отступающим немцам. В крымской степи самолёты наши стояли на открытых площадках и не были никак замаскированы. Кругом ни деревца. Однажды, отдыхая днём в посёлке после боевой ночи, мы проснулись, услышав стрельбу. Над посёлком и нашими самолётами носились, стреляя, два «хейнкеля». Они сделали несколько заходов, подожгли три По-2, расстреляли свой боезапас и улетели.
Следовало ожидать вторичного налёта, и командир полка Бершанская решила быстро перебросить полк в другой район. Вскоре мы уже приземлялись на аэродроме под Феодосией».

Б)

«5 июля я посетил Минск. Впечатление у меня осталось крайне тяжёлым. Город был сильно разрушен фашистами. Из крупных зданий враг не успел взорвать только дом белорусского правительства, новое здание ЦК КПБ, радиозавод и Дом Красной армии. Электростанция, железнодорожный вокзал, большинство промышленных предприятий и учреждений были взорваны.
16 июля через Минск, под восторженные возгласы горожан, прошли победным маршем партизаны. Обросшие бородами, счастливые от встреч с родным городом, партизаны гордо печатали шаг.
Столица Белоруссии снова стала свободной. Это был праздник не только советского народа, но и всех борцов против фашизма.
Освобождением Минска и Полоцка завершился первый этап борьбы за Белоруссию».

18 “Летом 1914 года в ответ на объявление Австро-Венгрией войны Сербии Россия начала мобилизацию, вступив в Первую мировую войну. Укажите:

а) экономическую причину (предпосылку) вступления в Первую мировую войну Российской империи.
б) причину (предпосылку) вступления в Первую мировую войну Российской империи, связанную с внешней политикой России на Балканах.
в) причину (предпосылку) вступления в Первую мировую войну Российской империи, связанную с союзническими обязательствами Росии.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ВЕРВЬ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внешней политики Петра I и Александра I по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В 1950-1960-е годы в развитых странах происходили массовые беспорядки. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение утверждения о том, что государство принимало жёсткие меры для борьбы с беспорядками, вплоть до применения вооружённых сил: один аргумент для СССР и один – для США. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.