Вариант 56

Вариант 56

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ
А) подавление Венгерского восстания российскими войсками
Б) разорение Москвы ханом Тохтамышем
В) битва при Молодях
Г) операция «Цитадель»

ГОДЫ

1) 1380
2) 1382
3) 1572
4) 1849
5) 1943
6) 1956

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) провозглашение Германской империи
2) прорыв линии Маннергейма
3) Медный бунт

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) политика императрицы Елизаветы I
Б) борьба Руси с половцами
В) политика императора Александра I
Г) преобразования большевистской власти

ФАКТЫ

1) Вступление России в Северную войну
2) Принятие закона “Об индивидуальной трудовой деятельности”
3) Принятие Декрета о мире
4) Битва на р. Альте
5) Присоединение к России казахских земель
6) Заключение Фридрихсгамского мирного договора

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Итиль Захват города дружиной Святослава _______________ (А)
_______________ (Б) _______________ (В) 1850-е
Переяслав _______________ (Г) 1650-е
_______________ (Д) Переезд Василия II со своими сторонииками из Москвы _______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) заключение мирного договора с Польшей
2) Петропавловск
3) 1420-е
4) Коломна
5) 940-е
6) переход украинских казаков в российское подданство
7) 960-е
8) атака города англо-французским десантом
9) Хабаровск

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) водружение советского знамени на здание рейхстага
Б) заключение русско-французского оборонительного союза
В) разработка советской атомной бомбы
Г) присоединение Астрахани к России

УЧАСТНИКИ

1) Г.Г. Ягода
2) Иван Грозный
3) Александр III
4) Г.М. Маленков
5) М.В. Кантария
6) Александр II

6 Прочтите отрывок из указа монарха.

«Вор и богоотступник и изменник донской казак _______________! В прошлом …году, забыв ты страх божий и великого государя… крестное целование и ево государскую милость, ему, великому государю, изменил, и собрався, пошёл с Дону для воровства на Волгу. И на Волге многие пакости починил, и патриаршие и монастырские суда, и иных многих промышленных людей суда ж и струги на Волге и под Астраханью погромил и многих людей побил…
Ты ж, вор, приходил к Терку …и многое воровство починил, и в шаховской области многое воровство учинил. А на море шаховых торговых людей побивал и животы грабил, и городы шаховы поймал и разорил, и тем у великого государя с шаховым величеством ссору учинил многую…
А как ты к Астрахани пришёл, и ты товарищей своих посылал говорить и прельщать воровски астраханских служилых и всяких чинов людей, чтоб город сдали, и боярина и воевод выдали… И астраханские служилые люди воровали и изменили великому государю…
Ты ж, вор …боярина и воевод князя Ивана Семеновича Прозоровского, взяв из соборной церкви, с роскату бросил. И брата ево князя Михаила, и дьяков, и дворян, и полковников, и голов стрелецких московских, и астраханских, и детей боярских …разными муками, побил, а иных в воду пометал мучительски, и животы их пограбил».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В тексте описаны события, произошедшие во время крупнейшего восстания в Московском царстве в XVII веке.
2. Описанное в тексте восстание произошло в 1791-1793 годах.
3. Участником описанных в отрывке событий был Василий Ус.
4. В отрывке описано восстание Кондратия Булавина.
5. Человек, чьё имя описано в тексте, был в конечном счёте выдан своими людьми и жестоко казнён.
6. Участником описанных в отрывке событий был Салават Юлаев.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) «Боже, царя храни!»
Б) «Прощание славянки»
В) Новоиерусалимский монастырь
Г) Спасская башня

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Архитектурное сооружение является местом погребения М.И. Голенищева-Кутузова.
2) Сооружение было создано по инициативе патриарха-реформатора.
3) Сооружение построено зарубежным архитектором.
4) Данное произведение искусства – один из самых знаменитых российских военных маршей.
5) Данное сооружение является частью Нижегородского Кремля.
6) Данное произведение искусства – государственный гимн Российской империи.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите название иностранного государства, граждане которого воевали в авиационном подразделении, которому посвящена марка.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите императора, в период правления которого крепостное право было отменено в губерниях, обозначенных цифрой 1. Ответ запишите словом.

10 Укажите название территории, обозначенной на карте цифрой 3, в период, которому посвящена карта.

11 Прочитайте отрывок из исторического документа и укажите название населённого пункта, пропущенное в тексте.

«Со дня обнародования манифеста и до получения утвержденного Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, в Казанской губ. все казалось спокойным, хотя помещики уже несколько жаловались на ленивое производство работ крестьянами, говоря, однако, что это замечено ими еще с самого начала вопроса об уничтожении крепостного права. Общая безграмотность помещичьих крестьян так велика, что людей, хорошо читающих и понимающих смысл печатных статей, между ними, можно положительно сказать, что нет, и большая часть таких, которые едва читают по складам. Получив Положение, они сначала обратились для объяснения к помещикам, дворовым людям, священникам и местным начальникам, но видя, что мечтаемой ими воли в Положении никто не вычитывает, т.е., что барщина не уничтожена и земля должна оставаться во владении помещиков, они стали не доверять образованному сословию и искали чтецов между грамотными крестьянами. Эти толкователи, получая за это от крестьян деньги и из видов корыстолюбия, некоторые же, как можно предполагать, из ненависти противу помещиков, поняли, что могут воспользоваться при настоящих обстоятельствах невежеством крестьян, начали делать самые нелепые толкования нового узаконения. Один из главных таких толкователей с. _______________ Спасского у., крестьянин Антон Петров, сделался у них каким-то пророком, возбудил даже фанатизм, увлекая крестьян своими рассказами, сообразуясь с господствующею в умах их идеею и понятиями о воле, подкрепляя все доводы именем в. в. и всемогущего бога, даровавшего ему право объявлять крестьянам свободу и избавление от помещиков, к чему сделал применение одного из пунктов образца уставной грамоты, в котором сказано: “после 10-й ревизии отпущено на волю столько-то”; он им растолковал, что это значит, что государь дал вам волю уже в 1858 г., помещики это скрывали, поэтому вся земля вам принадлежит, и весь хлеб, собранный и проданный в продолжение 2 лет, должно взыскать с помещиков».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1.      На территории, обозначенной сплошным цветом, площадь участков бывших крепостных была уменьшена.
2.      На территории бывшей Речи Посполитой крепостное право сохранялось после 1860-х годов.
3.      В исторический период, к которому относится карта, появилось понятие – “отрезки”.
4.      Обстановка, показанная на карте, относится к периоду правления Николая I.
5.      Цифрами 4 обозначены территории, на которых жили казаки.
6.      Территории, обозначенные точками, были областью распространения “прирезков”.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из текста летописи.

«Пришёл Святополк с печенегами в силе грозной, и Ярослав собрал множество воинов и вышел против него на Альту. Ярослав стал на место, где убили Бориса, и, воздев руки к небу, сказал: «Кровь брата моего вопиет к тебе, Владыка! Отомсти за кровь праведника сего, как отомстил ты за кровь Авеля, обрек Каина на стенание и трепет: так обреки и этого». Помолился и сказал: «Братья мои! Хоть и отошли вы телом отсюда, но молитвою помогите мне против врага сего – убийцы и гордеца». И когда сказал так, двинулись противники друг на друга, и покрыло поле Альтинское множество воинов… К вечеру же одолел Ярослав, а Святополк бежал. …Не мог он вытерпеть на одном месте, и пробежал он через Польскую землю, гонимый Божиим гневом, и прибежал в пустынное место между Польшей и Чехией, и там бедственно окончил жизнь свою. «Праведный суд постиг его, неправедного, и после смерти принял он муки окаянного…». Ярослав же сел в Киеве, утёр пот с дружиною своею, показав победу и труд велик».

13 Укажите год, когда произошли события, о которых говорится в отрывке (А). Напишите имя отца князей, борьба которых описана в отрывке (Б). Укажите, кого привлёк Святополк в качестве союзников для борьбы со своим противником (В).

14 Напишите, какое прозвище носил Святополк? Почему он заслужил его? (А). Напишите, какое прозвище носил Ярослав? Какой след он оставил в качестве правителя Руси? Укажите не менее трех его заслуг (Б). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Напишите название военного корабля, изображённого на марке. Напишите, как в период СССР называлось ежегодное шествие в честь памяти событий, которым посвящена марка.

16 Какое из представленных ниже литературных произведений вышло в свет ранее событий, которым посвящена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначено это произведение. Укажите настоящие имя и фамилию автора этого произведения.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Президент [США] является трижды избранным главой самого могущественного государства в мире. Я являюсь слугой короля и парламента, на которого сейчас возложено главное руководство нашими делами в эти роковые времена, причем мой долг повелевает мне также добиваться того, чтобы всё, что я говорю или делаю, встречало поддержку всего Британского Содружества наций… Теперь Гитлер всей своей мощью обрушился на Россию, полностью учитывая те географические трудности, которые затрудняют западным демократиям оказание помощи России. Мы будем изо всех сил стремиться преодолеть все препятствия и доставить эту помощь. Мы договорились о конференции в Москве между представителями Соединённых Штатов, Британии и России для выработки всего плана в целом. Ничто не должно помешать нам на этом пути».

Б)

«В 4 часа этим утром Гитлер напал на Россию. Договор о ненападении между двумя странами был торжественно подписан и не был расторгнут. Германия не высказала ни единой претензии по поводу его невыполнения. Под его покровом ложной безопасности, немецкие войска выставили невероятную мощь на линии, протянувшейся от Белого до Черного морей, и их военно-воздушные силы и бронетанковые дивизии медленно и методично заняли позиции.

Затем внезапно, без объявления войны, даже без предъявления ультиматума, немецкие бомбы упали с неба на русские города, немецкие войска перешли русские границы, и часом позже посол Германии, который буквально накануне щедро расточал русским свои заверения в дружбе и чуть ли не союзе, заявил русскому министру иностранных дел, что Россия и Германия находятся в состоянии войны».

18 В период феодальной раздробленности на Руси в северных регионах – Пскове и Новгороде – существовали республики, ликвидированные лишь после присоединения этих территорий к Великому княжеству Московскому. Укажите:

а) экономическую причину (предпосылку) установления республиканской формы правления в Новгороде и Пскове.
б) причину (предпосылку) установления республиканской формы правления в Новгороде и Пскове, связанную с татаро-монгольским нашествием на Русь.
в) историческую причину (предпосылку) установления республиканской формы правления в Новгороде и Пскове, связанную с правлением Всеволода Мстиславича.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «НОЖНИЦЫ ЦЕН». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях между Тегеранской и Ялтинской конференциями по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В XV веке монархическая система, при которой власть передавалась по наследству, господствовала в большинстве стран Европы и в русских княжествах. Используя исторические знания, приведите два аргумента в подтверждение точки зрения о том, что такая система передачи престола приводила к междоусобным войнам в этот период: один аргумент для России и один – для другого государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.