Вариант 55

Вариант 55

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ
А) «Хованщина» в Москве
Б) убийство Л.Д. Троцкого
В) казнь Емельяна Пугачева
Г) открытие Санкт-Петербургской Академии

ГОДЫ

1) 1682
2) 1703
3) 1725
4) 1775
5) 1936
6) 1940

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) языческая реформа князя Владимира Святославича
2) назначение Николая II Главнокомандующим
3) приход к власти во Франции якобинцев

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) внутрипартийная борьба в ВКП(б)
Б) движение народников
В) освоение Западной Сибири
Г) правление Н.С. Хрущёва

ФАКТЫ

1) борьба с “культом личности” И.В. Сталина
2) путешествие В.Д. Пояркова
3) свержение Временного правительства
4) оглашение “Письма к съезду” В.И. Ленина
5) поход Ермака Тимофеевича
6) создание организации “Земля и воля”

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Тушино _______________ (А) _______________ (Б)
Москва _______________ (В) 1420-е
_______________ (Г) Подписание русско-турецкого мира _______________ (Д)
_______________ (Е) Сражение русских войск с французской армией 1790-е

Пропущенные элементы:

1) Аустерлиц
2) 1870-е
3) начало феодальной войны
4) Сан-Стефано
5) создание первого ополчения
6) 1850-е
7) перевал Сен-Готард
8) 1610-е
9) размещение войск Лжедмитрия II

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) прорыв блокады Ленинграда
Б) Русско-японская война
В) реформы Избранной Рады
Г) сопротивление татаро-монголскому нашествию

УЧАСТНИКИ

1) А.Ф. Адашев
2) Владимир Святой
3) А.М. Стессель
4) К.А. Мерецков
5) Василько Константинович
6) К.К. Рокоссовский

6 Прочтите отрывок из указа монарха.

«Да в прошлых годах присылал ко Государю — Царю… всея Руси запорожский гетман Богдан Хмельницкий и всё войско Запорожское посланников своих много раз, что паны рада и вся Речь Посполитая на православную христианскую веру греческого закона и на святые Божии восточные церкви восстали и гонение учинили большое. И их… от истинной православной христианской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви Божии запечатали, а в иных учинили унию, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристианские чинили… И они, [казаки] …у Царского Величества милости просят, чтоб он, Великий христианский Государь, жалея благочестивые православные христианские веры и святых Божиих церквей и их, православных христиан, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел их приняти под свою царского величества высокую руку. И учинил им на гонителей христианские веры и Святых Божиих Церквей, на поляков, помочь и послал войска свои…
И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и всё войско Запорожское с городами и с землями принять».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Помимо принятия земель, о которых говорится в отрывке, Россия возвратила и те земли, что были утрачены в ходе Смуты.
2. Описанные в отрывке события произошли в так называемый бунташный век.
3. К описанному в отрывке эпизоду истории России относится понятие Избранная рада.
4. Упомянутый в отрывке деятель позднее разорвал союз с Россией.
5. Польским королём в момент издания документа, из которого взят отрывок был Сигизмунд III.
6. К описанному в отрывке эпизоду истории России относится понятие Переяславская рада.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) Петропавловская крепость
Б) Царскосельский лицей
В) Славяно-греко-латинская академия
Г) «Кому на Руси жить хорошо»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Автор произведения критиковал крестьянскую реформу.
2) Данное сооружение является частью архитектурного ансамбля Московского Кремля.
3) Данное сооружение использовалось как тюрьма, в которой содержались политические заключённые.
4) Данное заведение считалось элитным образовательным учреждением, которое окончил А.С. Пушкин.
5) Данное учреждение – первое высшее учебное заведение в России.
6) Автор произведения – знаменитый поэт конца XVIII века.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите год завершения события, которому посвящена марка. Ответ запишите цифрами.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите императора России, в период правления которого состоялась экспедиция, маршрут которой показан на карте. Ответ запишите словом.

10 Укажите название материка, на берегах которого команда отдыхала и ремонтировала суда по окончании первой части экспедиции.

11 Прочитайте отрывок из записки И.Ф. Крузенштерна и укажите название полюса, пропущенное в тексте.

«Сия экспедиция, кроме главной ее цели — изведать страны _______________ полюса, должна особенно иметь в предмете поверить все неверное в южной половине Великого океана и пополнить все находящиеся в оной недостатки, дабы она могла признана быть, так сказать, заключительным путешествием в сем море».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Основной задачей экспедиции, которой посвящена карта, был поиск нового материка.
2. В походе, маршрут которого отмечен на карте, участвовали два шлюпа – «Мирный» и «Восток».
3. Руководство экспедицией, которой посвящена карта, осуществляли Ф.Ф. Беллинсгаузен и И.Ф. Крузенштерн.
4. Во время плавания русская экспедиция встретила враждебное отношение со стороны моряков других европейских флотов.
5. Русский исследовательский отряд в ходе экспедиции, которой посвящена карта, оказался недоукомплектованным учеными нужных специальностей.
6. Русские моряки несколько раз высаживались на берег Антарктиды в ходе экспедиции, которой посвящена карта.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из произведения русского историка.

«Пошёл Игорь на греков. И послали болгары весть царю, что идут русские на Царьград: десять тысяч кораблей. И пришли, и подплыли, и стали воевать страну… А кого захватили – одних распинали, в других же, перед собой их ставя, стреляли… Много же и святых церквей предали огню, монастыри и села пожгли… Когда же пришли с востока воины – Панфир-деместик с сорока тысячами, Фока-патриций с македонянами, Фёдор-стратилат с фракийцами, с ними же и сановные бояре, то окружили русь. Русские же, посовещавшись, вышли против греков с оружием, и в жестоком сражении едва одолели греки. Русские же к вечеру возвратились к дружине своей и ночью, сев в ладьи, отплыли. Феофан же встретил их в ладьях с огнем и стал трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламя, бросились в воду морскую, стремясь спастись, и так оставшиеся возвратились домой…»

13 Укажите год, когда произошли события, о которых говорится в отрывке (А). Напишите название судов, на которых передвигались русские воины (Б). Напишите, в водах какого моря происходили описанные в отрывке события (В).

14 Ответьте, было ли нападение русского войска на Царьград неожиданным для византийцев? (А). Напишите, как, по данным летописи, вело себя русское войско на византийских землях? (Б). Укажите, как русские называли оружие, которое применили греки в морском сражении? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите десятилетие, когда был выпущен данный плакат. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16 Какой из художественных фильмов, афиши которых представлены ниже, вышел на экраны в то же десятилетие, когда был выпущен данный плакат? В ответе запишите цифру, которой обозначена афиша этого фильма. Укажите название периода социально-экономических преобразований в СССР, во время которого этот фильм вышел на экраны.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Немецкий генерал Вестфаль … вынужден был признать, что “немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой, оказалась на грани уничтожения”.
Что верно, то верно… Красная Армия впервые за шесть месяцев войны нанесла крупнейшее поражение главной группировке гитлеровских войск. Это была наша первая стратегическая победа над вермахтом».

Б)

«Первым в район севернее Волоколамска вышел 3-й кавалерийский корпус под командованием Л.М. Доватора.
До этого кавалеристы участвовали в боях на реке Межа и, получив приказ о выходе во фронтовой резерв для пополнения, двинулись в район Ржева. Но выяснилось, что пути дальнейшего движения перехвачены моторизованными и танковыми частями противника. Дивизии генерала Доватора оказались во вражеском тылу. Стали пробиваться из окружения. И к 13 октября вырвались в район Волоколамска.
3-й кавкорпус, правда сильно поредевший, был в то время внушительной силой. Особенно ценной в тех условиях была высокая подвижность корпуса, позволявшая использовать его для манёвра на угрожаемых направлениях, конечно, с соответствующими средствами усиления, без которых конники не смогли бы бороться с вражескими танками».

18 В 1783 году территория Крыма была присоединена к Российской империи. Укажите:

а) военную причину (предпосылку) данного события.
б) внешнеполитическую причину (предпосылку) данного события.
в) военно-стратегическое последствие данного события.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ЕРЕСЬ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внешней политики Советской России в 1917-1924 и СССР в 1927-1953 годах по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В эпоху “Великих географических открытий” и последующие исторические периоды многим государствам удалось существенно расширить свои владения. Однако удалённость новых территорий от исторического центра нередко приводила в XVIII-XIX веках к ослаблению контроля центра над окраинами и к их последующей добровольной или вынужденной потере. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение данного утверждения: один аргумент для России и один – для Великобритании. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.