Вариант 54

Вариант 54

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ
А) Невская битва
Б) издание декрета о земле
В) присоединение Грузии к Российской империи
Г) бои на реке Халхин-Гол

ГОДЫ

1) 1240
2) 1242
3) 1801
4) 1917
5) 1939
6) 1942

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) Битва на реке Воже
2) Введение “урочных лет”
3) Начало Реставрации Мэйдзи в Японии

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) борьба с польской интервенцией
Б) Распад СССР
В) правление Ярослава Мудрого
Г) Северная война

ФАКТЫ

1) ликвидация Новгородской республики
2) набор иностранных наемников в российскую армию М.В. Скопиным-Шуйским
3) разгром печенегов под Киевом
4) создание стрелецкого войска
5) издание воинского устава
6) создание ГКЧП

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Река Шелонь Разгром новгородского ополчения московским войском _______________ (А)
_______________ (Б) _______________ (В) 1610-е
_______________ (Г) Осада города Стефаном Баторием 1580-е
Село Фили _______________ (Д) _______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) Андрусово
2) проведение совещания русских военачальников
3) 1810-е
4) 1470-е
5) Деулино
6) Псков
7) объединение армий Багратиона и Барклая-де-Толли
8) 1480-е
9) подписание мирного договора с Польшей

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) ограничение местничества
Б) битва на реке Калке
В) подписание Брест-Литовского мирного договора
Г) разработка военной реформы при Александре II

УЧАСТНИКИ

1) Д.А. Милютин
2) Юрий Долгорукий
3) Л.И. Ленин
4) Иван IV
5) П.Д. Киселёв
6) Мстислав Удалой

6 Прочтите отрывок из указа монарха.

«Чего же ты, собака, хвастаешься военной храбростью и хвалишь за неё других собак и изменников? Господь наш Иисус Христос сказал: «если царство разделится, то оно не сможет устоять»; кто же может вести войну против врагов, если его царство раздирается междоусобиями? …И выходит, что ты — ничтожество; дома ты — изменник, а в военных делах ничего не понимаешь, если хочешь утвердить храбрость на самовольстве и междоусобных бранях… А что ты писал, что будто бы « [ты и твои друзья бояре-воеводы] покорили и подчинили прегордые царства под властью которых были ваши предки», — это справедливо, если речь идёт об одном Казанском царстве, под Астраханью же вы не только не воевали, но и в мыслях не были…
[Ливонские] города, по-твоему, достались нам благодаря старанию наших изменников. Как же ты научился от отца своего, дьявола, говорить и писать ложь! Вспомни, как, когда началась война с ливонцами… сколько мы услышали укоризненных слов от попа Сильвестра, от Алексея (Адашева) и от вас — не стоит подробно и рассказывать!»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Современником написания письма был Стефан Баторий.
2. Автор письма – первый монарх из династии Романовых.
3. Адресатом письма был русский князь, перешедший на польскую службы, а впоследствии помилованный русским царём.
4. Автор письма обращается к Малюте Скуратову.
5. Автор письма – первый русский царь.
6. Письмо было написано во время войны, которая была проиграна Россией.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) дворцово-парковый ансамбль Царицыно
Б) комедия “Горе от ума”
В) картина “Девятый вал”
Г) картина “Переход Суворова через Альпы”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Автор произведения – российский художник армянского происхождения.
2) Автор произведения – А.П. Чехов.
3) Автор произведения – А.С. Грибоедов.
4) Архитектор сооружения – Матвей Казаков.
5) Автор картины – И.Е. Репин.
6) Произведение отражает инцидент, произошедший в 1799 году.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите название населённого пункта (разъезда), где погиб герой, которому посвящена марка.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите представителя императорской фамилии, в день коронации которого состоялись показанные на схеме события.

10 Укажите название здания, обозначенного на схеме буквами С.

11 Прочитайте отрывок из исторического письма и напишите фамилию исторического персонажа, пропущенную в отрывке.

«Одно меня удивляет, что и повергаю со всем доверием на ваше усмотрение, – это поведение Орлова и то, что он как-то вышел сух из воды и остался непреданным суду. (Благодаря заступничеству старшего брата А.Ф. Орлова, активно действовавшего на стороне Николая I 14 декабря. – Прим.) Русская правда _______________ – настоящее шутовство (…), если бы дело не было так серьезно. Я предполагал в нем более здравого смысла и ума, но он выказал себя только безумцем и обнаружил какой-то хаос крикливых, плохо понятых и плохо переваренных мыслей. Можно только пожать плечами. Да поможет вам бог, дорогой брат, в эти минуты суровости, к несчастию, столь необходимой!»

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1.      Отражённые на схеме события произошли в 1825 году.
2.      Участниками событий, отражённых на схеме, были члены Северного тайного общества.
3.      В период правления того же императора, в день коронации которого состоялись отражённые на схеме события, были созданы военные поселения.
4.      В результате событий, которым посвящена схема, было казнено более 100 человек.
5.      Активным участником восстания, которому посвящена схема был М.М. Сперанский.
6.      Современником восстания, отражённого на схеме, был А.П. Ермолов.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из произведения русского историка.

«Ввиду грозного общего врага Андрусовское перемирие _____ года положило конец войне. Москва удержала за собой области Смоленскую и Северскую и левую половину Украйны с Киевом, стала широко растянутым фронтом на Днепре от его верховьев до Запорожья, которое, согласно своей исторической природе, осталось в межеумочном положении, на службе у обоих государств, Польского и Московского. Новая династия замолила свои столбовские, деулинские и поляновские грехи. Андрусовский договор произвел крутой перелом во внешней политике Москвы.

Руководителем ее вместо осторожно-близорукого Б. И. Морозова стал виновник этого договора А. Л. Ордин-Нащокин, умевший заглядывать вперед. Он начал разрабатывать новую политическую комбинацию. Польша перестала казаться опасной. Вековая борьба с ней приостановилась надолго, на целое столетие. Малороссийский вопрос заслонили другие задачи, им же и поставленные. Они направлены были на Ливонию, т. е. Швецию, и на Турцию. Для борьбы с той и другой нужен был союз с Польшей, угрожаемой обеими; она сама усиленно хлопотала об этом союзе. Ордин-Нащокин развил идею этого союза в целую систему. В записке, поданной царю еще до Андрусовского договора, он тремя соображениями доказывал необходимость этого союза: только этот союз даст возможность покровительствовать православным в Польше; только при тесном союзе с Польшей можно удержать казаков от злой войны с Великороссией по наущению хана и шведа; наконец, молдаване и волохи, теперь отделенные от православной Руси враждебной Польшей, при нашем союзе с нею к нам пристанут и отпадут от турок, и тогда от самого Дуная через Днестр из всех волохов, из Подолии, Червонной Руси, Волыни, Малой и Великой Руси составится цельный многочисленный народ христианский, дети одной матери, православной церкви. Последнее соображение должно было встретить в царе особенное сочувствие: мысль о турецких христианах давно занимала Алексея. В 1656 г. на пасху, похристосовавшись в церкви с жившими в Москве греческими купцами, он спросил их, хотят ли они, чтобы он освободил их от турецкой неволи, и на понятный ответ их продолжал: «Когда вернетесь в свою страну, просите своих архиереев, священников и монахов молиться за меня, и по их молитвам мой меч рассечет выю моих врагов». Потом с обильными слезами он сказал, обращаясь к боярам, что его сердце сокрушается о порабощении этих бедных людей неверными и бог взыщет с него в день судный за то, что, имея возможность освободить их, он пренебрегает этим, но он принял на себя обязательство принести в жертву свое войско, казну, даже кровь свою для их избавления. Так рассказывали сами греческие купцы. В договоре 1672 г. незадолго до нашествия султана на Польшу царь обязался помогать королю в случае нападения турок и послать к султану и хану отговаривать их от войны с Польшей. Виды непривычных союзников далеко не совпадали: Польша прежде всего заботилась о своей внешней безопасности; для Москвы к этому присоединялся еще вопрос о единоверцах, и притом вопрос обоюдосторонний – о турецких христианах с русской стороны и о русских магометанах с турецкой. Так скрестились религиозные отношения на европейском Востоке еще в XVI в. Московский царь Иван, как вы знаете, покорил два магометанских царства, Казанское и Астраханское. Но покоренные магометане с надеждой и мольбой обращались к своему духовному главе, преемнику халифов, султану турецкому, призывая его освободить их от христианского ига. В свою очередь под рукой турецкого султана жило на Балканском полуострове многочисленное население, единоверное и единоплеменное с русским народом. Оно также с надеждой и мольбой обращалось к московскому государю, покровителю православного Востока, призывая его освободить турецких христиан от магометанского ярма.»

13 Укажите договор, который впоследствии закрепил в 1686 году русско-польский союз против Турции (А). Укажите, пропущенный в тексте год (Б). Укажите год, когда Московским государствам стала править, упомянутая в тексте новая династия (В).

14 В чём, по мнению автора, заключалось изменение политики русского государства после заключения перемирия с Польшей? (А). В чём, по мнению ордина-нащокина, состояла выгода союза России и Польши? (Б). Какие предпосылки конфликта России со Швецией? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Назовите предшественника на посту руководителя СССР политического деятеля, изображённого на марке. Напишите название произведения о Великой отечественной войне, автором которой является изображённый на марке деятель.

16 Какой из фильмов, афиши которых представлены ниже, был снят в период, когда страной руководил деятель, изображённый на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначена афиша этого фильма. Назовите жанр этого фильма.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«8 апреля штурм крепости с воздуха продолжался. За четверо суток советская авиация совершила более 14 тыс. боевых вылетов и сбросила на врага 4440 тонн бомб.
Военнопленные подтвердили большую эффективность ударов нашей авиации. Так, один из старших офицеров, находившийся в крепости в качестве авиационного представителя верховного немецкого командования, показал, что «авиация была одной из причин, которая заставила генерала Ляша сказать – дальше сопротивляться бессмысленно». Операция по взятию крепости по срокам её проведения была очень короткой. Но по своему характеру, количеству привлекаемых сил авиации, массированному её применению и результативности действий она явилась как бы генеральной репетицией штурма Берлина – последней крепости фашистской Германии в развязанной ею агрессивной войне».

Б)

«2-я Ударная армия с боем преодолела сильный оборонительный рубеж на подступах к Мариенбургу, в старину являвшемуся крепостью крестоносцев, и 25 января вышла к рекам Висла и Ногат. Частью своих сил она в нескольких местах форсировала эти реки и захватила небольшие плацдармы. Овладеть Эльбингом с ходу войска не смогли. Ворвавшееся в город подразделение наших танков попало в окружение. Выручить его не удалось. Танкисты сражались до последнего снаряда, до последнего патрона. Все они геройски погибли. И.И. Федюнинскому пришлось организовать штурм города по всем правилам военного искусства. Бои длились несколько дней, пока 2-я Ударная не захватила город».

18 1 сентября 1939 года с нападения гитлеровской Германии на Польшу началась Вторая мировая война. 17 сентября с востока в Польшу вторглась Красная армия. Укажите:

а) территориальное последствие этого события.
б) последствие этого события для советско-германских отношений.
в) последствие данного события, связанное с обороноспособностью СССР в годы Великой Отечественной войны.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внутренней политики Екатерины II и Петра III по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В период Средневековья и раннего Нового времени после изгнания иноземных завоевателей часть территории, на которой проживали их потомки, нередко оставалась в составе государств-победителей как внутренний анклав с собственной системой политико-правового устройства. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение этого утверждения: один аргумент для России и один – для другого государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.