Вариант 53

Вариант 53

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ
А) воцарение Павла I
Б) экспедиция Семена Дежнева на Камчатку
В) заключение Сан-Стефанского мирного договора
Г) прорыв линии Маннергейма

ГОДЫ

1) 1648
2) 1796
3) 1856
4) 1878
5) 1940
6 1941

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) заключение Вестфальского мира
2) “Антоновщина” – восстание против власти большевиков в Тамбовской губернии
3) окончание правления династии Рюриковичей

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) Первая мировая война
Б) экономические реформы 1960-х
В) правление князя Владимира Мономаха
Г) общественно-политические движения в России в XIX в.

ФАКТЫ

1) Разгром войска хана Девлет-Гирея
2) Принятие «Устава о резах»
3) Ваучерная приватизация
4) Переход от территориального принципа управления к отраслевому
5) Наступательная операция русских войск в Восточной Пруссии
6) Казнь декабристов

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Тверь _______________ (А) 1460-е
_______________ (Б) Постройка “Золотых ворот” _______________ (В)
Река Сить _______________ (Г) _______________ (Д)
_______________ (Е) Захват города войсками Ермака Тимофеевича 1580-е
Пропущенные элементы:

1) Кашлык
2) разгром русской рати Батыем
3) 1160-е
4) первая победа русских войск над татаро-монголами
5) начало путешествия Афанасия Никитина
6) 1230-е
7) Суздаль
8) 1380-е
9) Владимир

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) издание Жалованной грамоты дворянству
Б) создание Русской правды
В) формулирование “Теории официальной народности”
Г) создание первого ополчения

УЧАСТНИКИ

1) К.П. Победоносцев
2) Д.Т. Трубецкой
3) Екатерина II
4) Ярослав Мудрый
5) С.С. Уваров
6) Пётр III

6 Прочтите отрывок из указа монарха.

«Это известно всем (ты был ещё молод в те годы, но, однако, можешь знать это): когда по Божьей воле, сменив порфиру на монашескую рясу, наш отец, великий государь Василий, оставил это бренное земное царство и вступил на вечные времена в Царство небесное предстоять пред царём царей и господином государей, мы остались с родным братом, святопочившим Георгием. Мне было три года, брату же моему — год, а мать наша, благочестивая царица Елена, осталась несчастнейшей вдовой, словно среди пламени находясь: со всех сторон на нас двинулись войной иноплеменные народы — литовцы, поляки, крымские татары, Астрахань, ногаи, казанцы; и от вас, изменников, пришлось претерпеть разные невзгоды и печали, ибо князь Семён Вельский и Иван Ляцкий, подобно тебе, бешеной собаке, сбежали в Литву, и куда только они ни бегали, взбесившись, — и в Царьград, и в Крым, и к ногаям, и отовсюду шли войной на православных. Но ничего из этого не вышло…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Автор письма – государь, присоединивший Смоленск и Рязань
2. Письмо было написано во время одной из самых затяжных войн в истории России.
3. Автор письма возглавил поход на Новгород и Псков.
4. Письмо было написано примерно в 1480-е.
5. Упомянутая в отрывке правительница провела денежную реформу.
6. Все перечисленные автором письма народы были покорены русскими войсками в период его правления.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) журнал “Колокол”
Б) песня “Священная война”
В) поэма “Смерть поэта”
Г) памятник “Булыжник – оружие пролетариата”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данное произведение посвящено событиям восстания Пугачёва.
2) Создание произведения пришлось на годы правления Александра III.
3) Авторы произведения – русские социалисты-революционеры.
4) Произведение было создано в годы Великой отечественной войны.
5) Произведение было создано активным участником войны на Кавказе.
6) Памятник был создан в память о событиях 1905-1907 гг.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите фамилию конструктора, под руководством которого был создан самолёт, изображённый на марке.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите цифру, которой на карте отмечен город, целью основания которого А.С. Пушкин назвал «в Европу прорубить окно».

10 Укажите имя и отчество государя, в период правления которого к России были присоединены территории, отмеченные на карте двумя буквами А.

11 Прочитайте отрывок из исторического документа и укажите город, в котором он был создан.

«Мы, Фридрих, Божьей милостью король шведский, готский и венденский и проч., и проч., и проч., объявляем, что понеже между нами и короной шведской с одной, и Божьей милостью с пресветлейшим и державнейшим царем и государем, государем Петром Первым, всероссийским самодержцем, и проч., и проч., и проч., и с государством Российским, с другой стороны, соглашенось и постановлено: по долгобывшей и вредительной войне, чтоб с обеих сторон полномочные министры съехались в _______ в Финляндию, и в конференции вступить, трактовать и непрестанно пребываемый заключить вечный мир между нами и обоими государствами, землями и подданными.
И для того с нашей стороны наш и государственный советник, купно и канцелярии советник, благородный граф г-н Иоган Лилиенстет, и ландсгевдинг заводов медных и в лене Далерн благородный барон Отто Рейнгольт Штремфелт, а с стороны е.ц.в. и государства Российского благородный граф г-н Яков Даниель Брюс, е.ц.в. генерал-фельдцейгмейстер, президент Берг- и Мануфактур-коллегии, кавалер орденов св. Андрея и Белого Орла; такожде и благородный г-н Гендрих Иоган Фридрих Остерман, е.ц.в. тайный советник его канцелярии, в вышепомянутое для мирных договоров и от обеих сторон в соизволенное место _______ в Великом княжестве Финляндии съехались.»

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Цифрой 5 на карте обозначен г. Нижний Новгород.
2. Город, обозначенный на карте цифрой 6, вошёл в состав России в результате победы над Турцией.
3. Территории, отмеченные на карте буквой В, были присоединены к России в период правления Петра I.
4. Город, указанный на карте цифрой 4, имел для страны важное значение прежде всего как крупный промышленным центр.
5. Государство, столица которого обозначена на карте цифрой 1, являлось союзником России в Северной войне.
6. Город, обозначенный цифрой 3, в XVIII веке стал столицей российского государства.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из текста документа.

«… 1) Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу, то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём через Губернского Дворянского Предводителя к Министру Внутренних Дел…

3) В случае неустойки той или другой стороны в сих условиях присутственные места по жалобам разбирают и чинят взыскания по общим узаконениям о контрактах и крепостях с таковым при том наблюдением, что если крестьянин или целое селение не исполнит своих обязательств: то возвращается помещику с землею и семейством его во владение по-прежнему…

4) Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землёю отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев».

13 Укажите десятилетие, когда был принят документ, часть которого помещена в отрывке (А). Напишите название этого документа (Б). Назовите императора, во время правления которого был издан этот документ (В).

14 В каком порядке, согласно принятого документа, помещики освобождали крестьян: в добровольном или обязательном? (А). Каковы были условия освобождения крестьян из крепостной зависимости? Укажите не менее двух условий (Б). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите название города, где родился изображённый на марке политический деятель, в тот исторический период. Укажите настоящую фамилию этого человека.

16 Какой из скульптурных памятников, изображённых ниже, был создан в том же веке, когда родился деятель, изображённый на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник. Укажите город, где он установлен.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«…Уже пятьдесят девять пехотных и семнадцать кавалерийских дивизий ждали приказа выступить из-за плечей сил обороны. 30 ноября 1941 года Жуков представил Сталину план контрнаступления. На первой стадии предполагался удар по северной группировке германских войск, удар по Клину и Солнечногорску в направлении на Истру. Речь шла о продвижении на запад примерно на сорок километров. На этой же фазе советские войска выступали на юге во фланг Гудериану с трёх сторон и оттесняли его части примерно на восемьдесят километров. Войска центрального сектора сдерживали противника и не позволяли ему оказывать помощь атакуемым флангам. После окончания первой фазы наступления центральный участок выходил вперёд, и наступление на подмосковную группировку немцев становилось всеобщим. Целью было «общее уничтожение немецких войск»».

Б)

«Во время начавшегося контрнаступления наша батарея поддерживала боевые действия одной из стрелковых бригад, прибывшей из Сибири. Несколько залпов, проведённых нашим 5-м ОГМД, и эффективный огонь артиллерии позволили воинам этой бригады успешно прорвать оборону немцев и развить наступление в её глубину. Оставляя убитых и раненых, боевую технику, немецко-фашистские войска начали отступать. Освобождались населённые пункты оккупированной области, население которых встречало наших воинов восторженно, со слезами на глазах.

Поддерживаемые нашим огнём части 5-й армии генерала
Л.А. Говорова подошли к районному центру Руза и начали бои за его освобождение… 
Но радость первой крупной нашей победы над врагом омрачалась картиной страшных зверств и разрушений, которые совершили гитлеровцы на временно оккупированных территориях, что вызывало прилив ненависти к врагу наших людей».

18 После поражения в Крымской войне ни Россия, ни Турция не могли иметь военный флот на Чёрном море. Укажите три причины (предпосылки), по которым в 1871 году Россия добилась права иметь на Чёрном море военный флот.

а) причину (предпосылку), по которой Россия смогла вернуть это право в 1871 году, связанную с политикой А.М. Горчакова.
б) причину (предпосылку), по которой Россия смогла вернуть это право в 1871 году, связанную с политической обстановкой в Европе.
в) причину (предпосылку), по которой Россия смогла вернуть это право в 1871 году, связанную с “восточным вопросом”.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ДЕСЯТИНА». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве политического устройства Руси до татаро-монгольского вторжения и после него по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Используя исторические знания, приведите два аргумента в подтверждение точки зрения, согласно которой в XVIII веке правители России и Пруссии проводили политику просвещённого абсолютизма: один аргумент для России и один – для Пруссии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.