Вариант 52

Вариант 52

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ
А) путешествие Афанасия Никитина в Индию
Б) введение винной монополии
В) присоединение России к континентальной блокаде Англии
Г) Второй Раздел Речи Посполитой

ГОДЫ

1) 1378
2) 1415
3) 1468
4) 1793
5) 1807
6) 1895

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) учреждение Верховного тайного совета
2) провозглашение в Новгороде республики
3) начало первой Балканской войны

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) Гражданская война в России
Б) массовые репрессии во время Великой Отечественной войны
В) аграрная реформа П.А. Столыпина
Г) экономическое развитие России в XVII в.

ФАКТЫ

1) Ленский расстрел
2) Тамбовское восстание
3) депортация советских немцев в Сибирь и Северный Казахстан
4) ликвидация временнообязанного состояния крестьян
5) издание Торгового и Новоторгового уставов
6) издание указа о передаче общинных земель в личную собственность крестьян

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Сарай _______________ (А) _______________ (Б)
_______________ (В) Поход Ерофея Хабарова 1640-е
Константинополь Осада города Аскольдом и Диром _______________ (Г)
_______________ (Д) _______________ (Е) 1850-е
Пропущенные элементы:

1) 1280-е
2) река Амур
3) 1320-е
4) затопление кораблей Черноморского флота
5) 860-е
6) убийство Юрия Московского Дмитрием Тверским
7) река Колыма
8) победа русских войск над англо-французской эскадрой
9) Севастополь

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) создание Государственного совета
Б) война Руси с Византией
В) Белое движение в годы Гражданской войны
Г) борьба за русские земли между Литвой и Москвой

УЧАСТНИКИ

1) С. Ю. Витте
2) М.М. Литвинов
3) Игорь Старый
4) М.Л. Глинский
5) А.В. Колчак
6) М.М. Сперанский

6 Прочтите отрывок из указа монарха.

«Пехоты, получающей постоянное жалованье, царь содержит до 12 тысяч человек. Из них 5000 должны находиться в Москве или в ином месте, где бы ни имел пребывание царь, и 2000 при самой его особе… Прочие размещены в укреплённых городах, где остаются до тех пор, пока не понадобится отправить их в поход. Каждый из них получает жалованья по семи рублей в год, сверх двенадцати мер ржи и столько же овса… Воины, составляющие пехоту, не носят никакого оружия, кроме самопала в руке, бердыша на спине и меча с боку. Ствол их самопала гладкий и прямой; отделка ложа очень груба и неискусна, и самопал весьма тяжёл, хотя стреляют из него очень небольшою пулею… В Сибири… построено несколько крепостей и поставлены гарнизоны около шести тысяч солдат, из русских и поляков, которые царь усиливает, отправляя туда новые партии для населения, по мере распространения владений… Постоянных телохранителей царя составляют 2000 человек, стоящие день и ночь с заряженными ружьями, зажжёнными фитилями и другими нужными снарядами. Они не входят во дворец и сторожат во дворе, где живёт царь… Они… сторожат дворец царский или опочивальню по двести пятидесяти человек в ночь, другие двести пятьдесят человек караулят на дворе и около казначейства…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Описываемое в отрывке войско также называлось поместным.
2. Войско, которое описывается в отрывке, в XVII веке прославилось самовольно учинёнными Азовскими сидениями.
3. Упоминаемое в отрывке войско пополнялось за счёт беглых крестьян.
4. Войско, которое описывается в отрывке, в XVII веке прославилось неоднократными бунтами.
5. Описываемое в отрывке войско прекратило своё существование после смерти Ивана Грозного.
6. Упоминаемое в отрывке войско приняло участие в Сибирском походе Ермака.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) кинофильм “Александр Невский”
Б) картина “Боярыня Морозова”
В) картина “Княжна Тараканова”
Г) пьеса “Дни Турбиных”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Автор картины – Константин Флавицкий.
2) Режиссёром картины является Андрей Тарковский.
3) В основу произведения лёг сюжет романа “Белая гвардия”.
4) События, по мотивам которых было создано произведение, происходили в период правления Петра I.
5) На картине изображена последовательница старообрядчества.
6) Режиссёром картины является Сергей Эйзенштейн.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите год выпуска данной монеты. Ответ запишите цифрами.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Напишите название города, обозначенного цифрой 1.

10 Укажите императора России, правившего страной во время событий, обозначенных на схеме. Ответ запишите словом.

11 Прочтите текст о событиях, отраженных на схеме, и, используя схему, укажите название реки, которое пропущено в этом тексте.

«Самое лёгкое дело — это идти теперь за _______________. Но каково-то вернёмся? С рылом в крови?»

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. События, которым посвящена схема, именуются как «заграничные походы русской армии».
2. В сражении, обозначенном цифрой 2, русская армия в одиночку противостояла французским войскам.
3. События, которым посвящена схема, произошли в 1813-1814 годах.
4. В ходе событий, которым посвящена схема, страна, обозначенная цифрой 5, была противником России.
5. В конце событий, которым посвящена схема, правитель страны – противника России, отрёкся от престола.
6. В конце похода, которому посвящена схема, русская армия вошла в город, обозначенный цифрой 4.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из текста документа.

«… независимо от возвышения платы за учение, было бы, по крайней мере, нужно разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».

13 Укажите десятилетие, когда был принят документ, часть которого помещена в отрывке (А). Напишите название этого документа (Б). Напишите, как в российской историографии именуется реформенный период, во время которого был принят данный документ (В).

14 Какое главное требование к руководству учебных заведений устанавливается в приведённом нормативном акте? (А). Какую цель преследует выполнение этого требования? (Б). Как введение данного документа отразилось на жизни людей из низших слоёв общества? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Напишите фамилию командующего парадом, которому посвящена данная марка. Укажите год, когда состоялся этот парад.

16 Какой из фильмов, афиши которых представлены ниже, посвящен событиям войны, завершившейся парадом, изображённым на данной марке? В ответе запишите цифру, которой обозначена афиша этого фильма. Назовите режиссёра, снявшего этот фильм.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«К 16 ноября полк, которым я командовал, был на левом фланге дивизии и прикрывал выходы из г. Волоколамска и железную дорогу. 2-й батальон занимал оборону: посёлок Ново-Никольское, посёлок Петелино и разъезд Дубосеково. Батальоном командовал майор Решетников, в батальоне было три роты: 4-я, 5-я и 6-я… Четвёртой ротой командовал капитан Гундилович, политрук Клочков… Занимала она оборону-Дубосеково, Петелино. В роте к 16 ноября было 120-140 человек. Мой командный пункт находился за разъездом Дубосеково у переездной будки примерно в 1 1/2 км от позиций 4-й роты».

Б)

«Из донесения оперативного отдела штаба 2-й армии в штаб группы армий “Центр”: “Противник прорвал силами 1-го кавалерийского корпуса в составе трех кавалерийских дивизий и одной пехотной дивизии линию фронта армии с направлением главного удара Новосиль, Орел. За прорвавшимся противником идут новые силы. Противник, находящийся в районе южного и северного флангов армии, проявляет активность и не дает возможности перебрасывать силы из этого далеко растянутого охранного положения. 95-я пехотная дивизия потеряла целую треть уже до этого ослабленных боевых сил. Снежные заносы, нехватка боеприпасов, горючего, продовольствия и фуража, а также отсутствие опытного командования – все это очень затрудняет организованный отход этих дивизий».

18 В июле 1610 года с престола был свергнут Василий Шуйский. Укажите:

а) причину (предпосылку) его свержения, связанную с внешней политикой.
б) причину (предпосылку) его свержения, связанную с борьбой против Лжедмитрия II.
в) причину (предпосылку) его свержения, связанную с обстоятельствами его избрания на престол.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ПРИВАТИЗАЦИЯ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 В период с 1953 по 1964, как и в период с 1927 по 1953 годы СССР добился значительных успехов в области ядерной физики и использования атомной энергии.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В XVIII веке в европейских монархиях укрепляется абсолютизм. Этой форме правления часто сопутствует значительное влияние фаворитов. Используя исторические знания, приведите два аргумента в подтверждение точки зрения, согласно которой в указанный период в правящих домах России и Франции фавориты монархов обладали широкими полномочиями: один аргумент для России и один – для Франции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.