Вариант 51

Вариант 51

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ
А) Карибский кризис
Б) битва при Гангуте
В) воцарение династии Романовых
Г) восстание Тадеуша Костюшко

ГОДЫ

1) 1613
2) 1618
3) 1714
4) 1794
5) 1956
6) 1962

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) Закладка Золотых ворот во Владимире
2) Раскол организации “Земля и воля”
3) Образование Священной Римской империи

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) русско-персидская война 1826-1828 г.г.
Б) Новая экономическая политика
В) реализация плана ГОЭЛРО
Г) внешняя политика Владимира I

ФАКТЫ

1) Появление первых мануфактур в России
2) Освоение Кузнецкого угольного бассейна
3) Присоединение к России Нахичеванского и Эриванского ханств
4) Невская битва
5) Осада Корсуни
6) Замена продразверстки продналогом

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Столбово _______________ (А) _______________ (Б)
_______________ (В) Разгромное поражение русской армии 1700-е
Кагальницкий городок _______________ (Г) _______________ (Д)
_______________ (Е) Переговоры Святослава с византийским императором 960-е

Пропущенные элементы:

1) 1580-е
2) Константинополь
3) 1660-е
4) деревня Лесная
5) подписание мирного договора со Швецией
6) 1610-е
7) Нарва
8) начало крупного народного восстания
9) Доростол

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) создание полков нового строя
Б) присоединение Твери к Московскому государству
В) Война за польское наследство
Г) создание Древнерусского государства

УЧАСТНИКИ

1) П.П. Ласси
2) Дмитрий Донской
3) Михаил Романов
4) Иван III
5) Пётр I
6) Олег Вещий

6 Прочтите отрывок из указа монарха.

«На четвёртый год после взятия Дерпта последняя власть лифляндская разрушилась… Часть земель вошла в состав королевства Польского и Великого княжества Литовского. И что же наш царь после этого предпринимает? Вначале он прогоняет двух мужей-советников Сильвестра-протопопа и Алексея Адашева, ни в чём перед ним не виноватых, и открывает свои уши злым льстецам, о которых я уже писал. Они уже неоднократно клеветали и доносили заглазно на этих святых людей, особенно преуспели царские шурины и другие нечестивые погубители всего царства. А чего ради это было сделано? Они полагали, что их злоба не раскроется и они смогут безнаказанно всеми нами владеть и вершить неправедный суд, взятки брать и другие преступления совершать безнаказанно, умножая себе состояние. И о чём же они клевещут и шепчут на ухо царю? Когда умерла царица, то они сказали, что погубили её эти два мужа (в чём сами искусны и во что верят, то на святых и добрых людей возлагают). Царь им поверил и пришёл в гнев. Вначале начал разыскивать имена близких родственников Алексея Адашева и Сильвестра, а затем всех друзей и соседей, и даже тех, кто едва был с ними знаком. Всех этих людей выгоняли из домов, захватывали их имущество и имения, и мучили различными муками, и высылали в другие города. А зачем тех невиновных мучил? Земля возопила о невинно изгнанных, которых проклинали вышеупомянутые льстецы, соблазнившие царя, а он совместно с ними, как бы оправдываясь перед всеми, говорил, что он такое творит, только остерегаясь колдовства (неизвестно какого), приказывая мучить не одного или двух, а весь свой народ».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Современником описанных событий был патриарх Никон.
2. Монарх, о действиях которого пишет автор совершил поход на Псков и Новгород Великий.
3. Современником описанных в отрывке событий был Малюта Скуратов.
4. В ходе войны, про которую написано в отрывке, Россия утратила Смоленск.
5. Царь, о котором идёт речь в отрывке был последним представителем своей династии.
6. При царе, о котором идёт речь в отрывке состоялось взятие Казани.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) Спас на крови
Б) пьеса “Жизнь за царя”
В) картина “Апофеоз войны”
Г) пьеса “Вишнёвый сад”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Произведение имеет альтернативное название “Иван Сусанин”.
2) Памятник архитектуры, построенный на месте убийства Александра II.
3) Автор произведения участвовал в боевых действиях на р. Халхин-Гол.
4) Памятник архитектуры, построенный на территории Московского Кремля.
5) Автор произведения погиб при штурме крепости Порт-Артур.
6) Произведение символизирует закат русского дворянства.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите название области, где фашистами была схвачена и казнена советская разведчица, которой посвящена марка.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Напишите фамилию русского генерала, который командовал батареей, оборонявшей на поле боя (высоту), обозначенную на карте цифрой 3.

10 Напишите название города, в сторону которого русская армия отступила после завершения битвы.

11 Прочтите текст о событиях, отраженных на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пять раз пропущено в этом тексте.

«[Кутузов] … Велел сторожевым полкам идти на Коломну, да и хватил с нами на Калужский тракт: французы – прямо, а мы – в сторону, и сделались сзади! Умора, да и только! А тут – откуда взялись – наездники, и ну его трепать! И так и сяк, и с боков, и с затылка! Покуда он [Бонапарт] догадался, покуда воротился в _______________, а тысчонок тридцать колдунят своих, говорят, недосчитался. Скушал, сударик, коломенский калач, только черствый, с закальцем. Да как же, говорят, осерчал! Тотчас велел ловить, расстреливать и вешать всех оставшихся в _______________ русских. Они-де _______________ жгут! Вишь, к чему привязался! Вот выискался какой благодетель, вступается будто за свою столицу! А _______________ и впрямь загорелась: теперь зарево страшное, вся матушка, как свечка, теплится. Ох, брат Кремнев! Опять тошнехонько: кажись, не пойдет нам и кусок в горло, покуда не зальем этого пожара бусурманскою кровью!.. А кто _______________ зажег – не наше дело; то только верно, что без них она бы не горела».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В сражении, которому посвящена карта, русская армия потерпела сокрушительное поражение.
2. Флеши, обозначенные на карте цифрой 2 обороняли части под командованием генерала, получившего смертельное ранение в битве, которой посвящена карта.
3. В сражении, которому посвящена карта, командование русской армией взял на себя император.
4. Сражение, которому посвящена карта, также называют “Битва Народов”.
5. Битве, которой посвящена карта, предшествовал бой за Шевардинский редут.
6. Русская армия после сражения, которому посвящена карта, не утратила боеспособность.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний современника.

«До вечера … я не имел никакого понятия о том, что замышлялось. … Вечером … меня пригласил Министр Внутренних Дел Кн. Святополк-Мирский к себе …
Тут впервые я узнал, что среди рабочих ведёт чрезвычайно сильную агитацию священник Гапон и имеет большой успех в том, чтобы склонить рабочих на непосредственное обращение со своими нуждами к Государю и поставить себя под его личную защиту, так как … правительство слишком открыто, будто бы, держит сторону хозяев и пренебрегает интересами рабочих. … На мой вопрос: почему же мы собрались так поздно …, Святополк-Мирский ответил мне, что … ещё в четверг, на его всеподданнейшем докладе было решено, что Государь не проведёт этого дня в городе, а выедет в Гатчину, полиция сообщит об этом заблаговременно рабочим, и, конечно, всё движение будет остановлено и никакого скопления на площади Зимнего Дворца не произойдёт.
Ни у кого из участников совещания не было и мысли о том, что придётся останавливать движение рабочих силою, и ещё менее о том, что произойдёт кровопролитие».

13 Укажите год, когда произошли события, изложенные в отрывке (А). О каком событии, связанном с кровопролитием, идёт речь в отрывке? (Б). Укажите город, где произошло это событие (В).

14 На что, по мнению автора воспоминаний, была направлена агитация священника Гапона? (А). Почему рабочим требовалась личная защита Государя? (Б). Какому политическому процессу положил начало разгон движения рабочих? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Назовите государство, которому Россия продала регион, исследованию которого посвящена марка. Укажите название массовой неорганизованной добычи золота, которая началась в этом регионе после его продажи Россией.

16 На каком из портретов, представленных ниже, изображён правитель России, продавший регион, исследованию которого посвящена марка, иностранной державе? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот портрет. Назовите этого правителя.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«К 9.00 30 апреля здание министерства внутренних дел в тяжёлом бою обходом с востока было очищено от противника и советские части, стремительно продвигаясь в юго-восточном направлении, вышли к западу и югу от рейхстага.
Подтянув артиллерию, миномёты, танки, самоходные орудия, наши войска после короткой массированной артиллерийской обработки атаковали позиции противника у здания рейхстага. В 11.00 30 апреля части корпуса начали третий и последний штурм рейхстага и прилегающих к нему зданий.
Ведя исключительно ожесточённые бои, преодолевая противотанковый ров, залитый водой, 1-й батальон капитана К. Я. Самсонова 380-го стрелкового полка 171-й стрелковой дивизии ворвался в рейхстаг, водрузив Знамя Победы».

Б)

«Каждый шаг, каждый кусок земли, каждый камень здесь яснее всяких слов свидетельствовал, что на подступах к имперской канцелярии и рейхстагу, в самих этих зданиях борьба шла не на жизнь, а на смерть… Условия для борьбы в самом рейхстаге были очень тяжёлые и сложные. Они требовали от бойцов не только мужества, но и мгновенной ориентировки, зоркой осторожности, быстрых перемещений от укрытия к укрытию и метких выстрелов по врагу.
 Колонны при входе в рейхстаг и стены были испещрены надписями наших воинов. В лаконичных фразах, в простых росписях солдат, офицеров и генералов чувствовалась их гордость за советских людей, за Советские Вооружённые Силы, за Родину и ленинскую партию, за то, что, преодолев неимоверные трудности, они пришли в логово фашизма и в трудных сражениях одержали победу».

18 В период правления Александра I и Николая I одним из ключевых проводников государственных реформ в Российской империи был М.М. Сперанский.

а) последствия деятельности Михаила Сперанского, связанную с российским законодательством.
б) последствия деятельности Михаила Сперанского для Великих реформ Александра II.
в) последствия деятельности Михаила Сперанского для государственного управления Российской империи.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «БАСКАК». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве политики Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 5 марта 1946 года Уинстон Черчилль выступил в городе Фултоне с речью, в которой содержался призыв к созданию военного союза, направленного против коммунистов, этот день считается точкой отсчёта начала “Холодной войны”. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение мнения, согласно которому в период «Холодной войны» СССР и США укрепляли сферы своего влияния военно-политическими и экономическими рычагами: один аргумент для СССР и один – для США. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.